27 1 условия труда

Внеплановая специальная оценка условий труда

Федеральный закон №136 от 01.05.2016 г. внес уточнения в порядок проведения специальной оценки условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.) в части подачи декларации соответствия по условиям труда на рабочих местах, а также проведения внеплановой спецоценки. Теперь декларированию подлежат все рабочие места, которым присвоен оптимальный и допустимый классы условий труда или, согласно номенклатуре Закона, «класс 1» и «класс 2».

Были изменены сроки проведения внеплановой спецоценки. Так, в соответствии с поправками, для ряда обстоятельств срок проведения внеплановой СОУТ был увеличен с 6 месяцев до 1 года:

  • при вводе в структуру организации нового рабочего места;
  • при изменении технологического процесса или замены производственного оборудования, которые способны изменить уровень влияния вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ, – ред.).

Что значит: с момента наступления данных условий, работодатель обязан предоставить результаты спецоценки в Госинспекцию труда не позднее 12 месяцев. При отсутствии результатов в срок, инспектор имеет законное право наложить на работодателя штрафные санкции по статье 5.27.1 КоАП РФ.

К сведению, спецоценка должна проводиться работодателем не менее одного раза в пять лет. Если по результатам оформляется декларация соответствия и в указанный срок не происходит обстоятельств, прекращающих ее действие, период действия документа продлевается на последующие пять лет. К обстоятельствам, которые приостанавливают действие результатов СОУТ, относятся, к примеру, несчастные случаи на производстве или профессиональные заболевания у работников по причине влияния ВОПФ. При их возникновении работодатель обязан проводить внеплановую СОУТ в течение полугода.

Также в течение 6 месяцев внеплановая СОУТ проводится, если в организации:

  • имеется предписание государственного инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки при выявленных нарушениях в ходе осуществления проверки по факту выполнения требований законодательства о труде (при этом сотруднику обязаны предоставлять все назначенные гарантии и компенсации до проведения СОУТ, при которой результаты покажут объективное положение);
  • изменился состав применяемых материалов и сырья, средств индивидуальной и коллективной защиты – при условии, что они оказали влияние на уровень воздействия ВОПФ на сотрудников;
  • профсоюзы или иной представительный орган работников внесли мотивированное предложение о проведении СОУТ.

ВАЖНО: при смене имени, фамилии, отчества работодателя – индивидуального предпринимателя, при реорганизации компании – юридического лица или смены наименования рабочего места, не повлекших за собой изменение, к примеру, технологического процесса, внеплановая СОУТ может не проводиться. Данное решение может приниматься только комиссией по спецоценке и должно быть зафиксировано соответствующим протоколом заседания.

Наиболее интересующий вопрос работодателя при СОУТ – его действия при смене сотрудника, на рабочем месте которого проведена спецоценка. Многие предполагают, что необходимо проводить внеплановую СОУТ, но в данном случае это не требуется. То есть, если Вы провели СОУТ на месте бухгалтера Ивановой С.И., а через полгода сотрудник увольняется и на его место приходит Ульянова М.А., результаты проведенной СОУТ остаются действительными и оснований для внеплановой спецоценки (если нет инициативы работника) не имеется. Достаточно будет ознакомить сотрудника с картой СОУТ, в которой содержатся результаты процедуры, под роспись.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Согласно законодательству, работодатель обязан обеспечить каждому работнику безопасные для жизни и здоровья условия труда. Соблюдаются эти нормы не всегда: на одних предприятиях из-за безответственности работодателя, на других – в силу специфики производства.

Несколько лет назад система проверок безопасности рабочих мест, создаваемых работодателями подверглась серьезным изменениям. Теперь специальную оценку условий труда, или сокращенно СОУТ, обязаны поводить все без исключения фирмы и ИП, имеющие сотрудников. Игнорирующие СОУТ работодатели должны быть готовы к значительным суммам штрафа за непроведение специальной оценки условий труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест

В первых версиях закона работодатели осуществляли «аттестацию» рабочих мест, которая позднее переросла в «специальную оценку». По действующей ныне редакции стало гораздо легче попасть под штраф за отсутствие аттестации рабочих мест. Еще в 2015 году аттестации подлежали не все рабочие места, теперь же СОУТ должна проводиться для всех.

Проводить оценку не нужно для вакантных рабочих мест, а также для надомных и дистанционных сотрудников. Первое связано с тем, что оцениваться должны условия труда конкретного работника, штатные производственные процессы, которые не ведутся, если данное рабочее место вакантно. По второму моменту важно, чтобы дистанционный режим работы был прописан в трудовом соглашении с сотрудником.

Экспертиза рабочих мест проводится независимой организацией, которая должна входить в специальный реестр Минтруда РФ. Суть процедуры в выявлении наличия или подтверждения отсутствия вредных или опасных производственных факторов. В случае предполагаемой вредности, проводится комплекс мероприятий (замеров, исследований) для определения степени вредоносности. В результате рабочему месту присваивают класс опасности. В зависимости от этого класса определяются меры предосторожности, компенсации сотруднику, дополнительные выплаты соцфондам, обязательность спецодежды и т.д.

В трудовую инспекцию свой отчет экспертная комиссия передаст сама. А организации-заказчику достаточно оформить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Данные из экспертного отчета переносятся в бланк статистики № 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Как часто нужно проводить СОУТ

Специальную оценку условий труда следует проводить не реже, чем 1 раз в пять лет. Это касается прежде всего действующих рабочих мест.

Помимо этого, есть ряд ситуаций, когда проверка должна быть проведена внепланово. Это, например, ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, получение работодателем соответствующего предписания государственного инспектора труда, изменение технологического процесса или замена производственного оборудования, означающее довольно заметное изменение условий труда, произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве или выявленное профессиональное заболевание (это просто аннулирует действующий документ о соответствии рабочего места) и, наконец, поступление мотивированных предложений от рабочего профсоюза.

При наступлении одного из перечисленных оснований внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев.

В случае несоблюдения сроков проведения СОУТ работодатель должен быть готов к штрафу за не аттестацию рабочих мест. Это относится в том числе и к ситуациям, когда работодатель игнорирует необходимость внеочередных оценок.

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест

Объем ответственности для нарушителей определяет Кодекс об административных правонарушениях (ч.1 ст. 5.27.1). Так, индивидуальные предприниматели и должностные лица будут оштрафованы на сумму от 5 до 10 тысяч рублей. Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда для организации-работодателя существенно выше и достигает 60 000 – 80 000 рублей (п. 2 ст 5.27_1 КоАП РФ). В сравнении с прежними показателями суммы санкций значительно возросли: штраф за аттестацию рабочих мест в 2015 году составлял 1-5 тысяч рублей для ИП и 30-50 для организаций.

При систематических нарушениях штраф за непроведение СОУТ для юридических лиц вырастают до 200 тысяч рублей, для ИП и должностных лиц – до 40 тысяч. Альтернативой может стать приостановка деятельности предприятия до 90 суток и дисквалификация должностных лиц на срок до 3х лет.

Если же в результате непроведенной спецоценки будет причинен тяжкий вред здоровью работника, работодатель попадает под действие ст. 143 Уголовного кодекса. В таком случае наказание составит от 400 000 рублей в виде штрафа. В наиболее тяжелых случаях, например, при смертельном исходе, встанет вопрос лишения свободы для работодателя на срок от 1 до 5 лет.

Сроки проведения спецоценки условий труда: отвечаем на вопросы читателей

C 1 января 2014 года вступили в силу два закона, которые предусматривают новый подход к оценке условий труда: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»1 (далее – закон о спецоценке) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее – закон о внесении изменений)2.

Поскольку практика в данной сфере еще не сложилась, при определении сроков проведения спецоценки условий труда возникает много вопросов. С наиболее сложными нам поможет разобраться председатель Комитета по трудовым отношениям и охране труда Московского городского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», генеральный директор HSA Company Дмитрий Третьяков.

Согласно ч. 6 ст. 27 закона о спецоценке, в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года. При этом в ч. 4 ст. 27 вышеназванного закона указано, что в случае, если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. Таким образом, срок проведения спецоценки исчисляется со дня проведения аттестации. Если аттестация рабочих мест никогда не проводилась, можно ли не проводить спецоценку до 2018 года?

В рамках закона о спецоценке чисто теоретически – да. Однако никто не освобождает работодателя от соблюдения положений, предусмотренных ТК РФ, в частности, от обязанности исполнять законодательство о специальной оценке условий труда (ст. 22 ТК РФ). Соответственно, если вы обращаете внимание пришедшего на проверку инспектора труда на положения ст. 27 закона о спецоценке и отстаиваете свою позицию, то боюсь, что окажетесь «в минусе». Вероятнее всего, позиция государственной инспекции труда и Роструда в целом будет направлена на то, чтобы проверять фактическое исполнение положений закона о спецоценке. А в данной ситуации, если мы посмотрим положения этого закона и сопутствующего ему закона о внесении изменений, то одной из основных обязанностей работодателя является ознакомление работника в письменной форме с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте. В результате у государственного инспектора труда появится объективное законное право привлечь вас к ответственности в виде административного штрафа. Поэтому этот вариант ухода от проведения специальной оценки условий труда крайне сомнителен.

Ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда установлена ст. 5.27 КоАП РФ (см. табл. 1).

Таблица 1

Субъект правонарушения Ответственность за совершение правонарушения впервые Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Административный штраф в размере от 1000 руб. до 5000 руб. Дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Административный штраф в размере от 1000 руб. до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

С 1 января 2015 года вступит в силу ст. 5.27.1 КоАП РФ: «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации», предусмотренная законом о внесении изменений.

Частями 1 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (см. табл. 2).

Таблица 2

Субъект правонарушения Ответственность за совершение правонарушения впервые Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Предупреждение или административный штраф в размере от 2000 руб. до 5000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Предупреждение или административный штраф в размере от 2000 руб. до 5000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Предупреждение или административный штраф в размере от 50 000 руб. до 80 000 руб. Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение вводится ч. 2, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ (см. табл. 3).

Таблица 3

Субъект правонарушения Ответственность за совершение правонарушения впервые Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Предупреждение или административный штраф в размере от 5000 руб. до 10 000 руб. руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Предупреждение или административный штраф в размере от 5000 руб. до 10 000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Предупреждение или административный штраф в размере от 60 000 руб. до 80 000 руб. Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний установлена ч. 3, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ (см. табл. 4).

Таблица 4

Субъект правонарушения Ответственность Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Административный штраф в размере от 15 000 руб. до 25 000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Административный штраф в размере от 15 000 руб. до 25 000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Административный штраф в размере от 110 000 руб. до 130 000 руб. Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

В ч. 4, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ указана ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – средствами, отнесенными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику (см. табл. 5).

Таблица 5

Субъект правонарушения Ответственность Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Административный штраф в размере от 20 000 руб. до 30 000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Административный штраф в размере от 20 000 тыс. до 30 000 тыс. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Административный штраф в размере от 130 000 руб. до 150 000 руб. Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Наша организация не успела в прошлом году завершить процедуру аттестации рабочих мест. Как нам теперь быть?

Минтруд России в п. 2 письма от 13 марта 2014 г. N 17-3/В-113 разъяснил, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 года, использоваться не могут. В Вашем случае необходимо подготовить соответствующие дополнительные соглашения и перевести результаты аттестации рабочих мест в материалы спецоценки.

Как быть со специальной оценкой условий труда, если есть предписание из государственной инспекции труда на проведение аттестации рабочих мест, датированное 2013-ым годом (конкретная дата не указана)?

Предписание – это зафиксированный факт нарушения законодательства в части отсутствия аттестации рабочих мест. Более того, если документ в установленные сроки не обжалован3, значит, работодатель тем самым подтвердил, что его обязанности в этой части ТК РФ не исполнены.

Теперь вам необходимо проводить специальную оценку условий труда, даже несмотря на то, что в самом предписании может стоять формулировка «внеплановая аттестация рабочих мест» или «проведение аттестации рабочих мест». В любом случае фактическое назначение этих процедур призвано к оценке условий труда на рабочих местах.

С 1 января 2014 года на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда. При этом Приказ Минздрава России от 26 апреля 2011 г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» не отменен, но с учетом вступления в силу закона о спецоценке применяться не может. Как нам быть, если срочно требуется провести повторную аттестацию рабочих мест из-за того, что работники не согласны с результатами первоначальной аттестации?

В данной ситуации я бы крайне не советовал проводить повторную аттестацию «задним числом». Если работники не согласны с результатами первоначальной аттестации, соответственно, ни о какой фальсификации дальнейшего процесса речи быть не может. Тут однозначно нужно проводить специальную оценку условий труда, причем она пойдет как внеплановая.

Если проведение специальной оценки условий труда растягивается по времени на несколько лет, то как будет определяться срок следующей спецоценки?

Работодатель может растягивать проведение специальной оценки условий труда вплоть до 2018 года. В таком случае срок проведения следующей спецоценки отсчитывается со дня утверждения соответствующего отчета.

Подробнее о новом Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» читайте в нашем материале «Закон о специальной оценке условий труда, или Что стало с аттестацией рабочих мест»

Достаточно пикантным в данной ситуации выглядит момент, связанный с тем, что фактически результаты аттестации действуют с момента ее проведения в течение пятилетнего срока. Мы с коллегами рассматривали ситуацию, когда материалы аттестации были сданы 20 декабря 2013 года. Если от этой даты отсчитать пять лет, то, соответственно, 20 декабря 2018 года у работодателя фактически завершается срок действия аттестации и за оставшийся 10-дневный период ему необходимо провести спецоценку, что, очевидно, невозможно. А это значит, что формально требования законодательства выполнены не будут. Это достаточно спорный момент, но полагаю, что в данном случае лучше перестраховаться и начать проведение спецоценки до истечения пятилетнего срока, чтобы успеть оформить результаты к 2018 году.

Можно ли «разбить» проведение спецоценки в организации на несколько частей с составлением отдельных отчетов по каждой? Если да, то означает ли это, что пятилетний срок, по прошествии которого необходимо проводить новую спецоценку труда (согласно ст. 8 закона о спецоценке), будет исчисляться отдельно со дня утверждения каждого отчета?

Конечно, «разбить» проведение специальной оценки условий труда на несколько частей можно. При этом речь идет о разбивке по отдельным подразделениям, офисам, департаментам и т. д. с выполнением в каждой группе всей работы «под ключ» (то есть проведение идентификации, замеров, составление отчета, предоставление результатов в Государственную инспекцию труда). Для этого в организации составляется график, который утверждается Комиссией по специальной оценке (ст. 9 закона о спецоценке). Результаты спецоценки в каждой группе оформляются отчетом.

Спустя пять лет после утверждения каждого из отчетов необходимо проведение новой спецоценки на данном участке. В случае, если по прошествии пяти лет работодатель решил проводить спецоценку предприятия в целом, не дробя его на отдельные подразделения (офисы, департаменты и т. д.), то датой отсчета будет являться дата утверждения первого, самого раннего отчета.

Как правило, проведение спецоценки «вразбивку» удобно для крупного бизнеса с большим количеством филиалов, поскольку позволяет спланировать бюджет на данное мероприятие.

При отсутствии несчастных случаев в организации срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда пролонгируется еще на пять лет (ч. 7 ст. 11 закона о спецоценке). Расскажите, как происходит пролонгация?

7 апреля 2014 года вступил в силу приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». В соответствии с этим документом рабочие места, которые предположительно подпадали под декларирование до утверждения Методики проведения специальной оценки условий труда (например, так называемые «офисные рабочие места»), теперь подлежат обязательным измерениям. А это значит, что мы их не декларируем, а оцениваем. Теоретически существуют рабочие места, подпадающие под декларирование, но их количество в общей массе рабочих мест, подлежащих спецоценке, ничтожно мало.

Если мы говорим о пролонгации декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, то она осуществляется автоматически при отсутствии несчастных случаев на этих рабочих местах. Это означает, что декларация не утрачивает силу, а срок ее действия считается продленным на следующие пять лет. При этом работодателю вносить какие-либо изменения в документ не надо.

Документы по теме:

Трудовой кодекс Российской Федерации

Новости по теме:

  • Унифицирована процедура оценки условий труда – ИА «ГАРАНТ» 23 декабря 2013 г.
  • С 2014 года в России может заработать специальная оценка условий труда – ИА «ГАРАНТ» 5 декабря 2013 г.
  • В Совете Федерации предлагают повысить зарплату занятых на вредном производстве работников – ИА «ГАРАНТ» 14 ноября 2013 г.
  • Дифференциация дополнительных взносов за вредное производство позволит работодателям сэкономить до 30 млрд руб. в 2015 году – ИА «ГАРАНТ» 24 октября 2013 г.
  • Законопроект о специальной оценке условий труда прошел первое чтение – ИА «ГАРАНТ» 16 октября 2013 г.
  • Правительство РФ одобрило законопроекты о специальной оценке условий труда – ИА «ГАРАНТ» 27 августа 2013 г.
  • Законопроект о специальной оценке условий труда планируется внести в правительство до 1 августа – ИА «ГАРАНТ» 6 июня 2013 г.
  • Минтруд России разработал законопроект о специальной оценке условий труда – ИА «ГАРАНТ» 27 мая 2013 г.

Результаты спецоценки условий труда

Установленная законодательством обязанность работодателя – обеспечение для сотрудников безопасных условий на рабочих местах. Чтобы подтвердить их соответствие государственным нормативным требованиям и декларировать их, с 1 января 2014 года все работодатели должны проводить специальную оценку условий труда.

Скачать документы из статьи

Другие обязательные документы

Для проведения СОУТ необходимо заключить договор с аккредитованной организацией, входящей в реестр Минтруда. На предприятии на период специальной оценки условий труда создается комиссия, в которую следует включить специалиста по ОТ и представителей выборного органа профсоюзной организации. Возглавляет комиссию руководитель организации, либо его представитель, имеющий право подписи. Именно эта комиссия составляет перечень рабочих мест, на которых требуется спецоценка условий труда, а также определяет аналогичные РМ.

Результатами специальной оценки являются отчет, составленный экспертами организации, которая проводила СОУТ. Отчет включает перечень рабочих мест, их характеристику, итоги идентификации опасных и вредных факторов, протоколы и сводную ведомость РМ.

Татьяна Чиркина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

Отчет в ФСС по специальной оценке условий труда

Чтобы получить скидку по страховому тарифу, сведения о результатах СОУТ и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах необходимо предоставить в Фонд обязательного социального страхования. Данные берутся по состоянию на 1 января текущего календарного года. Такой порядок установлен п. 5 Правил установления скидок и надбавок к страховым тарифам, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524.

Для получения скидки, согласно п. 7 Правил, следует до 1 ноября текущего года обратиться в территориальное отделение Фонда (по месту своей регистрации). При этом страхователь должен:

  • вести хозяйственную деятельность не менее трех лет;
  • своевременно уплачивать текущие страховые взносы;
  • на момент подачи заявления не иметь задолженности по страховым взносам.

Чтобы возместить затраты на СОУТ, нужно до 1 августа послать в ФСС заявление о направлении средств на финансирование предупредительных мероприятий.

К заявлению прикладываются:

  • план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году;
  • копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • копия коллективного договора или соглашения по ОТ между работодателем и профсоюзом;
  • копия приказа о создании комиссии по спецоценке;
  • копия договора с организацией, которая будет проводить спецоценку, с указанием количества оцениваемых рабочих мест и её стоимости.

Страховой фонд направит на финансирование предупредительных мер, в том числе на проведение СОУТ, до 20 процентов страховых взносов, которые перечислил работодатель.

Читайте подробнее в Системе «Охрана труда»

  • Как возместить средства, уплаченные в ФСС

Для каких целей применяются результаты проведения специальной оценки условий труда

Результаты СОУТ необходимы для:

  • разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  • достоверного информирования работников об УТ;
  • определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ч. 3 ст. 428 НК РФ);
  • расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных УТ, между работниками и работодателем или их представителями;
  • предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда и т. д.

После подписания отчета о спецоценке в течение 30 дней работодатель должен провести ознакомление сотрудников с её результатами непосредственно на рабочих местах под их роспись. Следующим шагом будет размещение результатов СОУТ – информации об установленных классах рабочих мест и перечня мероприятий по улучшению условий труда – на официальном сайте организации. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета.

Как результаты СОУТ помогут специалисту по ОТ выполнить требования закона и упростить себе работу

Отчет о спецоценке нельзя убирать в дальний угол. Использовать его в своей работе обязан не только руководитель организации, но и специалист по охране труда, кадровик и другие руководители подразделений. В противном случае сложно обеспечить безопасные условия труда для работников. А это приведет к несчастным случаям, профзаболеваниям и штрафам со стороны трудовой инспекции. Читайте в журнале «Справочник специалиста по охране труда», как руководствоваться отчетом в каждодневных делах.

С 1 января 2016 года вступила в силу статья 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». С этого момента аттестующие организации должны передавать сведения о проведенной спецоценке в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки в форме электронного документа. Он должен содержать информацию о:

  • работодателе (названии организации, адресе, ИНН, количестве рабочих мест и т. д.);
  • рабочих местах (их номерах, кодах профессий, классах УТ, сведениях о несчастных случаях за последние пять лет и т.д.);
  • организации, проводившей спецоценку (сведениях об аккредитации, экспертах, оборудовании и т.д.).

Если на рабочих местах вредные и опасные производственные факторы не были идентифицированы, условия труда признаются допустимыми. Тогда отчет о спецоценке будет состоять из:

  • сведений об аттестующей организации и копий документов, подтверждающих ее право заниматься спецоценкой;
  • перечня рабочих мест, на которых они проводилась;
  • заключения эксперта аттестующей организации.

Кроме отчета о спецоценке, на допустимые рабочие места нужно оформить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям ОТ. Этот документ работодатель заполняет самостоятельно и отправляет по почте в территориальное отделение трудинспекции в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета.

►Читайте, как составить:

  • отчет о спецоценке условий труда>>>
  • декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям>>>

Откройте для себя возможности карьерного роста!

Пройдите обучение в Высшей школе охраны труда.Получите официальный диплом или удостоверение Получить диплом

Что устанавливается по результатам специальной оценки условий труда

По результатам проведения специальной оценки устанавливаются классы (подклассы) на рабочих местах. Основанием для этого служит проведенная экспертом идентификация вредных или опасных факторов, которая включает:

  • выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды, источников вредных или опасных факторов;
  • сопоставление и установление их совпадения с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных или опасных производственных факторов;
  • принятие решения об исследовании и измерении вредных или опасных факторов;
  • оформление итогов идентификации комиссией по проведению СОУТ.

Оформление результатов специальной оценки условий труда

Правила оформления деловых документов регламентируются ГОСТ Р 6.30-2003 и ГОСТ Р 7.0.8-2013.

Примерный набор реквизитов, которые должны быть указаны в отчете:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • регистрационный номер;
  • место составления документа;
  • заголовок;
  • текст документа;
  • отметка о наличии приложения, названного в тексте (при условии наличия);
  • подпись эксперта (наименование должности, номер в реестре экспертов, личная подпись);
  • расшифровка подписи (инициалы, фамилия).

Члены комиссии обязаны подписать отчет, даже если не согласны с его содержанием. В этом случае им следует аргументированно изложить свое мнение в письменной форме и приложить к отчету.

Срок утверждения отчета законодательно не определен. В трехдневный срок после утверждения работодатель должен уведомить организацию, проводившую СОУТ, и направить туда копию отчета о её проведении (пункт 5.1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ). После подписания отчета о специальной оценке УТ внести в него изменения нельзя. Это установлено Законом № 426 ФЗ, а также Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Работодатель имеет право:

  • потребовать от организации, проводившей специальную оценку, обосновать результаты и предоставить документы, подтверждающие их соответствие требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ;
  • проводить внеплановую СОУТ;
  • обжаловать в порядке, установленном статьей 26 Закона № 426-ФЗ, действия (бездействие) организации, проводившей СОУТ.

В случае, если работодатель пришел к мнению о результатах проведенной оценки, как о не соответствующих действительности, он может подать жалобу в территориальную ГИТ, либо провести государственную экспертизу.

►Узнайте, как оформить приказ о завершении СОУТ>>>