Что означает день выявления недоимки

Отвечает эксперт — налоговый консультант Лефтерова Елена Викторовна

Согласно ст.113 Налогового кодекса РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности). Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Согласно постановлению Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30 июля 2013 г. n 57 о некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой налогового кодекса российской федерации:

„В силу пункта 1 статьи 113 НК РФ срок давности привлечения к ответственности в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьей 122 Кодекса, исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено указанное правонарушение. При толковании данной нормы судам необходимо принимать во внимание, что деяния, ответственность за которые установлена статьей 122 НК РФ, состоят в неуплате или неполной уплате сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий. Поскольку исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиком после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог, срок давности, определенный статьей 113 Кодекса, исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога.“

Исходя из изложенного можно сделать вывод, что срок давности по правонарушению за неуплату налога на прибыль за 2012 год следует исчислять с 1 января 2014 года, т.е. дня следующего за налоговым периодом в котором необходимо уплатить налог.

Порядок взыскания недоимки налоговыми органами

При обнаружении недоимки по налогам налоговый орган должен выставить должнику требование об уплате налога, пеней, штрафов, процентов в следующие сроки:

  • если недоимка по налогу выявлена в ходе налоговой проверки, то не позднее 20 рабочих дней с того момента, когда вступило в силу решение, вынесенное по итогам проверки (п. 6 ст. 6.1, пп. 2, 3 ст. 70, п. 1 ст. 87, пп. 7, 9 ст. 101 НК РФ);
  • если недоимка выявлена вне рамок проверок налогоплательщика, то срок направления требования будет зависеть от суммы задолженности (пп. 1, 3 ст. 70, п. 10 ст. 101.4 НК РФ). Так, при задолженности в 500 рублей и более требование должно быть направлено в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки, а при задолженности менее 500 рублей — в течение 1 года со дня выявления недоимки.

Налогоплательщику необходимо исполнить требование в течение указанного в нём срока (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). Минимальный срок, в который ему необходимо уложиться с погашением недоимки по налогам, пеням и пр., составляет 8 рабочих дней с момента получения. Если требование должником не исполняется, то:

  • согласно п. 3 ст. 46 НК РФ не позднее 2 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговым органом выносится решение о том, чтобы взыскать задолженность со счетов должника, открытых в банковских и кредитных учреждениях. Порядок взыскания задолженности со счетов налогоплательщика регламентируется ст. 46 НК РФ.
  • по истечении 2, но не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования об уплате недоимки, пеней, штрафов и пр. налоговый орган вправе подать заявление в арбитражный суд, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности. Если инспекция по уважительным причинам пропустила срок подачи данного заявления, суд может восстановить его (абз. 1 п. 3, подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ, ст. 117 АПК РФ);
  • не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговый орган подает заявление в арбитражный суд с тем, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности в тех случаях, что предусмотрены подп. 1–4 п. 2 ст. 45 НК РФ. В соответствии с положениями подп. 2 п. 2 ст.

    Срок давности выявления налоговой недоимки

    Срок давности выявления налоговой недоимки налогоплательщика Налоговым кодексом не установлен. Об этом говорит Минфин РФ в своем письме от 14 января 2013 года N 03-02-07/1-5.

    Однако, в НК РФ установлен срок для взыскания налога в судебном порядке, который определяется исходя из совокупности сроков, а именно:
    — срока на направление требования об уплате недоимки налогоплательщику;
    — срока на добровольное исполнение требования;
    — шестимесячного срока для обращения налоговых органов в суд.

    Следовательно от момента выявления налоговой недоимки зависят начало течения сроков ее взыскания и сама возможность взыскать с налогоплательщика сумму выявленной недоимки.
    Если недоимка была установлена налоговыми органами в результате проведения налоговой проверки (камеральной, выездной, повторной), то моментом выявления и началом отсчета сроков на взыскание будет день вступления в силу решения по ее результатам.

    У вас прошла налоговая проверка?

    Есть вопросы о правомерности решений ФНС? Получите консультацию эксперта — звоните по телефону 8 800 707 87 02

    Последствия несоблюдения налоговым органом сроков принудительного взыскания недоимки

    Сереброва Д.А., юрист Санкт-Петербургского адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

    Статья имеет практическую направленность: анализируются проблемы несоблюдения налоговыми органами сроков совершения отдельных действий в рамках процедуры принудительного взыскания налоговых недоимок, представлен обзор судебной практики по теме, даются рекомендации по применению соответствующих правовых норм, обосновываются предложения по внесению изменений в действующий НК РФ.

    Ключевые слова: срок принудительного взыскания налоговой недоимки, требование об уплате налога, добровольная уплата налога, срок давности привлечения к налоговой ответственности, взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика, пресекательный срок, лицевой счет налогоплательщика, «голое право».

    <*> Serebrova D.A. The consequences of incompliance with the terms of the enforced recovery of tax arrears by tax bodies.

    Нормы, устанавливающие сроки совершения уполномоченными органами юридических действий и не предусматривающие права сторон на их изменение, императивны. Даже при отсутствии прямого указания закона на то, что несоблюдение таких норм влечет прекращение соответствующего права публичного органа (например, на взыскание налога в бесспорном порядке), в соответствии с общей теорией права необходимо презюмировать пресекательный характер таких сроков. Обратное влекло бы явное преимущество публичного интереса перед частным: государство, имеющее непосредственную возможность влиять на содержание законодательных норм и безнаказанно их же нарушать, ущемляет права частных лиц, полагающихся на обязательность и публичную достоверность правовых норм.

    Приведенные выше рассуждения являются универсальными стандартами толкования и применения норм об ответственности частных лиц перед государством.

    Тем не менее на практике установилось особое отношение налоговых органов к нормативным срокам совершения юридических действий по взысканию налоговых недоимок: большинство из них заведомо рассматриваются налоговыми службами как рекомендательные.

    Поскольку процедура взыскания налога состоит из нескольких последовательных этапов, целесообразно рассмотреть нормативные сроки каждого из этапов и определить последствия их несоблюдения.

    Предъявление требования об уплате налога. Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым (таможенным) органом налогоплательщику требования об уплате налога. Действовавшая до 1 января 2007 г. редакция п. 1 ст. 70 НК РФ ограничивала срок предъявления данного требования 3 месяцами с момента наступления срока уплаты налога. Таким образом, точка отсчета срока на предъявление требования об уплате налога устанавливалась объективно, что обеспечивало определенность правового положения налогоплательщика. Действующая редакция п. 1 ст. 70 НК РФ устанавливает, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки. При таком правовом регулировании требование о взыскании налога может быть направлено налогоплательщику по истечении любого периода времени после наступления срока уплаты налога. Следовательно, сейчас бесспорное взыскание налога (в порядке ст. 46, 48 НК РФ), по сути, не ограничивается какими-либо сроками <1>.

    <1> См.: Гусева Т.А., Чуряев А.В.

    2.1.1. Документ о выявлении недоимки

    Срок давности взыскания налога // Налоговые споры: теория и практика. 2007. N 12.

    В связи с этим логичным видится придание абсолютного верховенства трехлетнему сроку давности привлечения к налоговой ответственности (ст. 113 НК РФ). По истечении данного срока независимо от времени выявления налоговым органом недоимки налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности. Большинство судов придерживаются именно такого вывода, полагая, что предъявление требования об уплате налога является частью процедуры его принудительного взыскания, поэтому окончательный срок для взыскания недоимки (пеней) составляет три года <2>.

    <2> См., например: решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.09.2008 N А40-29632/08-20-74; Постановления Семнадцатого ААС от 12.09.2007 N 17АП-5665/07-АК и от 30.10.2008 N 17АП-7880/2008-АК; Постановление Девятого ААС от 29.09.2008 N 09АП-11810/2008-АК.

    НК РФ не определяет последствия пропуска налоговым органом трехмесячного срока для направления требования об уплате налога. Однако еще в информационном письме от 17 марта 2003 г. ВАС РФ разъяснил, что пропуск данного срока не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (п. 6) <3>. В начале 2009 г. ВАС РФ в очередной раз четко указал, что нарушение срока направления требования по итогам налоговой проверки (п. 2 ст. 70 НК РФ) не является самостоятельным основанием для признания его недействительным <4>. Следовательно, указанный срок не является пресекательным, а выполняет исключительно организационную функцию.

    <3> См.: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
    <4> См.: Определение ВАС РФ от 03.02.2009 N ВАС-718/09.

    Добровольное исполнение требования об уплате налога. В требовании об уплате налога указывается срок на добровольное исполнение налоговой обязанности, составляющий по общему правилу 10 дней (абз. 3 п. 4 ст. 69 НК РФ). На практике налоговые органы нередко игнорируют значение этого срока, начиная процедуру бесспорного взыскания до его истечения, что обоснованно признается нарушением права налогоплательщика и влечет признание незаконным всех последующих решений налогового органа, принятых в порядке ст. 46, 47 НК РФ <5>.

    <5> См.: решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.07.2008 N А40-8704/08-114-37; Постановление ФАС СКО от 31.07.2008 N Ф08-4387/2008.

    Другим распространенным нарушением со стороны налоговых органов является указание в требованиях об уплате налога минимального срока их исполнения (10 дней) без учета времени на почтовое отправление налогоплательщикам. По требованию последних суды исправляют несправедливость, указывая, что срок на исполнение требования должен исчисляться именно с момента его получения налогоплательщиком. Поэтому, если налогоплательщик получил требование менее чем за 10 дней, оно является незаконным, равно как и решение о взыскании недоимки, принятое на основании такого требования <6>.

    <6> См., например: решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.09.2008 N А40-32127/08-75-74; Постановление Девятого ААС от 24.11.2008 N 09АП-14286/2008-АК.

    Вынесение решения о взыскании недоимки за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика. В случае неуплаты налога в добровольном порядке он взыскивается принудительно за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, на основании соответствующего решения налогового органа, которое должно быть принято не позднее 2 месяцев после истечения срока на добровольное исполнение требования (п. 3 ст. 46 НК РФ). Судебной практикой определено, что срок на принятие данного решения является пресекательным — в случае его пропуска налоговый орган лишается права взыскивать недоимку в бесспорном порядке. У него остается последняя возможность — обратиться в суд с иском о взыскании не уплаченной в установленный срок суммы налога.

    Направление в банк налогоплательщика инкассового поручения на перечисление недоимки в бюджет. Поручение налогового органа на перечисление суммы налога в бюджет направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, в течение 1 месяца со дня принятия решения в порядке ст. 46 НК РФ. При этом закон не указывает на последствия пропуска налоговым органом данного срока. Суды также не дают однозначного ответа. Так, в ряде решений справедливо указывается, что процедура внесудебного принудительного взыскания представляет собой систему мер государственного принуждения, состоящую из ряда последовательных взаимосвязанных этапов. Для каждого этапа установлены порядок и конкретные сроки его реализации, по истечении или нарушении которых налоговые органы не вправе в дальнейшем осуществлять соответствующие действия. Поэтому ненаправление поручения в установленный срок влечет невозможность внесудебного взыскания <7>. Нет никаких оснований полагать, что указанный срок направления поручения является факультативным, следовательно, инкассовые поручения, направленные банку с нарушением месячного срока, недействительны <8>.

    <7> См., например: Постановления ФАС ВСО от 15.01.2009 N А74-1498/08-Ф02-6956/08 и от 13.11.2007 N А33-8100/07-Ф02-8470/07; Постановление ФАС ЗСО от 14.01.2009 N Ф04-8140/2008(18774-А81-34).
    <8> См.: Постановление Семнадцатого ААС от 04.02.2009 N А50-3450/2008.

    Вместе с тем некоторые суды по-прежнему считают наличие законно установленных санкций за пропуск срока единственным признаком его пресекательности. А поскольку НК РФ не предусматривает ответственность за несоблюдение срока направления инкассового поручения, его пропуск самостоятельных юридических последствий не влечет <9>.

    <9> См., например: Постановления ФАС ВСО от 06.10.2008 N А33-1679/08-Ф02-4914/08 и от 06.10.2008 N А33-1678/08-Ф02-4913/08.

    Но в праве не существует презумпции факультативности сроков. При отсутствии должного уровня правосознания правоприменителей необходимо установить обязательность сроков каждого из этапов бесспорного взыскания недоимки и единое последствие их нарушения в виде невозможности продолжения данной процедуры.

    Исполнение банком налогоплательщика инкассового поручения на перечисление недоимки в бюджет. НК РФ дает очередной повод для нарушения права налогоплательщика на справедливое налогообложение, обходя молчанием судьбу инкассовых поручений, остающихся в банке налогоплательщика (в картотеке по счету) после пропуска налоговым органом шестимесячного срока на обращение в суд в порядке п. 3 ст. 46 НК РФ или трехлетнего срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1 ст. 113 НК РФ).

    Суды, в том числе ВАС РФ, считают, что, поскольку пропуск налоговым органом шестимесячного срока на подачу иска о взыскании недоимки влечет утрату права на принудительное взыскание, постольку направление нового инкассового поручения в банк после истечения данного срока является недопустимым <10>.

    <10> См.: Определение ВАС РФ от 19.02.2009 N ВАС-1085/09; Постановление Президиума ВАС РФ от 27.11.2007 N 8661/07; Постановление ФАС ВСО от 20.05.2008 N А33-15154/07-Ф02-2033/08; Постановление ФАС ПО от 13.03.2008 N А57-6687/07; Постановление ФАС СКО от 03.06.2008 N Ф08-2959/2008; Постановление Девятого ААС от 29.04.2008 N 09АП-4187/2008-АК.

    Иная точка зрения сформировалась относительно действительности инкассовых поручений, полученных банком до истечения указанных сроков. Они признаются законными и подлежащими исполнению, так как НК РФ, с одной стороны, не обязывает банк приостановить или прекратить исполнение инкассовых поручений ввиду истечения каких-либо сроков, а с другой — не содержит требования об отзыве этих поручений налоговым органом <11>.

    <11> См., например: Постановление ФАС ЦО от 17.03.2006 N А64-7605/05-22.

    Таким образом, по мнению судов, если инкассовое поручение было направлено налоговым органом в банк до истечения срока исковой давности или срока привлечения к налоговой ответственности, то его исполнение даже после истечения данных сроков является правомерным (незаконно лишь направление в банк новых инкассовых поручений).

    Полагаем, исполнение инкассовых поручений незаконно в обоих указанных случаях. Бесспорное взыскание денежных средств со счетов является принудительным исполнением. А поскольку по истечении сроков, установленных в п. 3 ст. 46 и п. 1 ст. 113 НК РФ, налоговый орган утрачивает право на принудительное взыскание, исполнение инкассовых поручений должно быть прекращено.

    Взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика. Согласно п. 1 ст. 47 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества. С 1 января 2007 г. решения об этом должны приниматься в течение 1 года после истечения срока на добровольное исполнение налогоплательщиком требования об уплате налога. В этот срок включается время нахождения инкассового поручения в банке <12>.

    <12> См.: письмо Минфина РФ от 09.04.2008 N 03-02-07/1-144.

    НК РФ не устанавливает последствий пропуска данного годичного срока. Судебная практика невелика ввиду небольшой продолжительности действия новой редакции п. 1 ст. 47 НК РФ. Однако тенденция уже является положительной для налогоплательщиков, поскольку суды считают, что при пропуске годичного срока налоговый орган вообще утрачивает право на бесспорное взыскание недоимки <13>. Следовательно, данный срок является пресекательным.

    <13> См., например: Постановление ФАС ПО от 30.04.2008 N А06-5782/2007; Постановление ФАС СКО от 10.06.2008 N Ф08-3149/2008.

    Постановление о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика направляется судебному приставу-исполнителю. После истечения срока на его добровольное исполнение налогоплательщиком данное постановление исполняется принудительно в двухмесячный срок со дня его поступления к налогоплательщику (п. 2 ст. 36 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

    Налоговое законодательство не устанавливает последствий пропуска двухмесячного срока на совершение исполнительных действий. Согласно же п. 8 ст. 36 Закона об исполнительном производстве истечение сроков совершения исполнительных действий само по себе не является основанием прекращения исполнительного производства. Исполнительные действия должны совершаться до фактического выполнения требований исполнительного документа. Более того, если отсутствуют доказательства бездействия судебного пристава и установлен факт принятия им всех предусмотренных законом мер, а также постоянного снижения размера задолженности, — нет оснований для оспаривания налогоплательщиком исполнительных действий <14>, а также для отмены решения налогового органа об аресте имущества по основанию пропуска двухмесячного срока <15>.

    <14> См.: Постановление ФАС МО от 16.02.2009 N КА-А40/371-09; Постановление ФАС СЗО от 13.02.2009 N А56-4995/2008; Постановление ФАС ДО от 18.12.2008 N Ф03-5858/2008; Постановление ФАС ПО от 11.11.2008 N А12-5773/08.
    <15> См.: Определение ВАС РФ от 21.05.2007 N 5383/07; Постановление Семнадцатого ААС от 19.01.2009 N А50-16507/2008; Постановление ФАС ПО от 28.08.2008 N А72-1298/08; Постановление ФАС ВВО от 28.02.2007 N А17-1515/5-2006.

    Исполнение налоговой обязанности за пределами сроков принудительного взыскания налогов. В соответствии с п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается в связи с уплатой налога, ликвидацией организации или смертью физического лица, возникновением иных предусмотренных законом обстоятельств. Как видно, истечение сроков давности принудительного взыскания недоимки отсутствует среди данных оснований. Такую недоимку нельзя признать безнадежной и списать в установленном Правительством РФ порядке.

    ВАС РФ подтвердил, что должностные лица налоговых органов не могут произвольно, без ссылки на норму закона, признавать долги по налогам безнадежными к взысканию и исключать из лицевого счета налогоплательщика соответствующие суммы <16>. Истечение сроков на взыскание налоговой недоимки в порядке ст. 46, 47 НК РФ не может служить основанием для прекращения обязанности по уплате законно установленных налогов и не освобождает налогоплательщика от ее исполнения <17>. Истечение срока давности, предусмотренного п. 1 ст. 113 НК РФ, также не устраняет налоговой обязанности лица <18>.

    <16> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 N 16504/04.
    <17> См., например: Постановление ФАС МО от 21.08.2007 N КА-А40/8365-07; Постановление ФАС ЦО от 19.05.2005 N А36-317/12-04; Постановление ФАС УО от 25.04.2005 N Ф09-1604/05-АК.
    <18> См.: письмо ФНС РФ от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@ «О порядке приема уточненной налоговой декларации (расчета)»; Постановление ФАС ЗСО от 27.03.2006 N Ф04-2296/2006(20634-А46-25).

    Следовательно, на практике утвердилось мнение, что, если налоговая ответственность не может быть реализована в силу истечения сроков давности, налог и пени все равно должны быть уплачены (очевидно, по доброй воле самого налогоплательщика!), так как существует конституционная обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ).

    В гражданском праве схожим образом считается, что право кредитора требовать от должника исполнения по истечении сроков исковой давности лишается судебной защиты, превращаясь в jus nudum («голое право»). Впоследствии исполнение может происходить только по доброй воле должника. Однако если неисполнение частноправовой обязанности после истечения сроков исковой давности не влечет для лица негативных последствий, то неисполнение публичной обязанности по уплате налогов продолжает отражаться в лицевом счете налогоплательщика и влечет ограничение его прав (например, права на возврат налога из бюджета). Это не соответствует принципу соразмерности юридической ответственности. Исправить ситуацию можно посредством дополнения п. 3 ст. 44 НК РФ еще одним основанием прекращения налоговой обязанности — истечение сроков давности, установленных п. 3 ст. 46 и п. 1 ст. 113 НК РФ (по аналогии с тем, как в уголовном праве основанием для освобождения от уголовной ответственности является истечение соответствующих сроков давности).

    КонсультантПлюс: примечание.

    О выявлении конституционно-правовового смысла ст. 70 см. Постановление КС РФ от 24.03.2017 N 9-П.

    НК РФ Статья 70. Сроки направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов

    (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей )

    (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей )

    1. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

    (в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 N 321-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей )

    При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    КонсультантПлюс: примечание.

    П. 2 ст. 70 (в ред. ФЗ от 05.04.2016 N 101-ФЗ) применяется к правоотношениям, связанным с банковскими гарантиями, выданными после 05.05.2016.

    2. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

    (в ред.

    ВАС РФ назначил «день выявления недоимки»

    Федеральных законов от 16.11.2011 N 321-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ, от 05.04.2016 N 101-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей )

    2.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 14.11.2017 N 323-ФЗ.

    (см. текст в предыдущей )

    3. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

    (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 248-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей )

    4. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.

    Ст. 70 НК РФ ч.1. Сроки направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов

    Налоговый кодекс

    Начнем с того, что с точки зрения Налогового законодательства РФ является недоимкой. Итак, недоимка – это сумма налога (сбора), не уплаченная налогоплательщиком в установленный срок (см. абз. 2 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ). Помимо указанного недоимкой может признаваться и излишне возмещенная ранее по решению инспекции сумма налога, которую налоговые инспекторы выявили в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки. Недоимка формируются со следующего дня после просрочки. В отдельных случаях, прямо указанных в Налоговом кодексе РФ на сумму недоимки подлежит начислению пеня за каждый день просрочки до дня оплаты суммы недоимки (основной задолженности по налогам) и пени. Если налогоплательщик должник не погасит задолженность в полном объеме, пеня будет взыскиваться в судебном порядке. Если с момента выявления недоимки прошло слишком много времени, при этом никакие меры принудительного взыскания к должнику не применялись, такая задолженность признается безнадежной и подлежит списанию. Недоимку взыскивают как с физических, так и с юридических лиц. В данной статье речь пойдет о сроках давности для выявления и взыскания налоговой недоимки с юридических лиц.

    В результате чего выявляется налоговая недоимка?

    Налоговая недоимка может быть выявлена налоговыми инспекторами в рамках контрольных мероприятий налогового контроля – камеральной или выездной налоговой проверки. Факт выявленной налоговой недоимки отражается в решениях, принятых налоговым органом по результатам налоговых проверок. Соответственно датой выявления недоимки является дата решения, принятого по результатам той или иной проверки. Налоговые инспекторы могут выявить налоговую недоимку у налогоплательщика и вне рамок мероприятий налогового контроля. Например, инспекторы могут сравнить суммы налога, указанные налогоплательщиком в декларации. В таких случаях днем выявления налоговой недоимки будет являться день, следующий за днем наступления срока уплаты налога (своего рода авансового платежа), а если налогоплательщик представляет декларацию (то есть расчет авансового платежа) с нарушением установленных сроков – днем выявления недоимки будет являться день, следующий за днем представления такой декларации. Также налоговая недоимка может быть выявлена и самим налогоплательщиком, если он обнаружит, что неверно указал в платежном поручении номер счета казначейства и наименование банка получателя, ведь при допущении такой ошибки, уплаченный налогоплательщиком налог в бюджет не поступит, а зависнет как невыясненный платеж. Также недоимка образуется, если налогоплательщик допустит ошибку в исчислении налогооблагаемой базы и суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Установить дату возникновения недоимки налогоплательщик может исходя из сведений, отраженных на его лицевом счете, который ведет налоговый орган, так как они отражаются на нем. Как мы уже отмечали выше, налоговая недоимка может быть образована и вследствие излишне возмещенной ранее суммы налога, в таком случае датой выявления недоимки будет являться дата фактического получения налогоплательщиком денежных средств при возврате налога, или дата принятия решения о зачете суммы, заявленной налогоплательщиком к возмещению при зачете налога (см. абз. 4 п. 8 ст. 101 Налогового кодекса РФ).

    Общий срок взыскания налоговой недоимки с юридических лиц

    Если налоговый орган выявил недоимку по налогам, он должен уведомить об этом налогоплательщика должника не позднее, чем за три месяца с момента выявления недоимки. В случае если недоимка была выявлена по результатам проведенной налоговой проверки, требование об уплате налоговой недоимки должно быть отправлено налогоплательщику должнику не позднее чем через десять дней с момента выявления недоимки. Налоговым кодексом РФ предусмотрен минимальный срок для взыскания задолженностей по налогам, сборам, пеням, штрафным санкциям после фактического получения налогоплательщиком требования от налогового органа. Равен он восьми рабочим дням, но может составлять и больше. При этом максимальный срок законом вообще на сегодня не установлен. Налогоплательщик обязан в установленный в требовании срок исполнить обязанность по уплате недоимки (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ).

    Помимо указанного, требование об уплате недоимки по налогам и начисленным штрафным санкциям должно содержать следующие обязательные требования:

    • размер недоимки;
    • сроки погашения недоимки;
    • сумму пеней, начисленных на сумму недоимки;
    • меры по взысканию недоимки.

    В ходе налоговой проверки при выявлении недоимки по налогам, налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате выявленной недоимки в течение двадцати рабочих дней с даты вступления в силу решения налогового органа по результатам проведенной налоговой проверки. Если же недоимка была выявлена вне рамок мероприятий налогового контроля, срок для направления требования зависит от общей суммы задолженности (в том числе задолженность по пеням и штрафам):

    • при задолженности в 500 рублей и более – требование направляется в течение трех месяцев со дня выявления недоимки;
    • менее указанной суммы – в течение одного года со дня выявления недоимки.

    Принудительное взыскание недоимки налоговики начинают только в случаях, когда налогоплательщик отказывается добровольно ее оплатить. Принудительное взыскание налоговой недоимки происходит путем взыскания недостающих сумм по налогам с расчетных счетов налогоплательщиков юридических лиц, в том числе принудительно взыскиваются и электронные деньги. Причем процесс принудительного взыскания (списания) задолженности по налогам происходит без обращения налоговиков в судебные инстанции.

    Также принудительное взыскание задолженности по налогам осуществляется за счет реализации имущества юридического лица. Следует обратить внимание на то, что общий срок исковой давности, установленный законодательством РФ для гражданских правоотношений, к налоговым правоотношениям никакого отношения не имеет (см. п.3 ст.2 Гражданского кодекса РФ). Самостоятельной нормы, аналогичной нормы об общих сроках исковой давности предусмотренных Гражданским кодексом РФ, в Налоговом кодексе нет. Однако при этом общий срок исковой давности для взыскания налоговой недоимки составляет три года. Как уже было отмечено выше, налоговые обязательства в нашей стране действительно бессрочны. Налоговым кодексом РФ предусмотрены сроки, пропустив которые задолженность может быть признана безнадежной. Имущественные налоги, такие как, налог на транспорт, недвижимость и т.п., могут быть начислены налоговым органом только за последние три года, по общим правилам исковой давности.

    Сроки взыскания налоговой недоимки налоговыми органами

    В случае выявления налоговой недоимки, налоговым органом выставляется требование должнику об уплате налога, пеней, штрафов, процентов в следующие сроки:

    • не позднее двадцати рабочих дней со дня вступления в законную силу решения, вынесенного налоговым органом по итогам проверки (в рамках проверки – см. п. 6 ст. 6.1, пп. 2, 3 ст. 70, п. 1 ст. 87, пп. 7, 9 ст. 101 Налогового кодекса РФ);
    • срок направления требования зависит от суммы задолженности (вне рамок проверки – см. пп. 1, 3 ст. 70, п. 10 ст. 101.4 Налогового кодекса РФ).

    Требование об уплате налога согласно пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ может быть вручено тремя способами:

    • путем вручения руководителю юридического лица, законному представителю лично под расписку;
    • путем направления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
    • по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде.

    Требование об уплате налоговой недоимки всегда направляется по адресу местонахождения юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ (см. п. 5 ст. 31 Налогового кодекса РФ). По общему правилу требование налогового органа, направленное по почте считается полученным налогоплательщиком на шестой рабочий день с момента отправки (см. п. 6 ст. 69 и п. 6 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ). Порядок направления требования в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержден Приказом ФНС России от 9 декабря 2010 года № ММВ-7-8/700. В случае направления электронного требования по телекоммуникационным каналам связи, оно считается полученным налогоплательщиком с момента отправления им в налоговую инспекцию электронной квитанции о приеме документа. При наличии такой квитанции, налоговый орган требование в бумажном виде уже не дублирует по почте заказным письмом. Поэтому если налоговая инспекция при электронной отправке требования не получит назад квитанцию от налогоплательщика о приеме, то требование на бумажном носителе будет отправлено по почте в общем порядке (см. пп. 5, 12 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 9 декабря 2010 года № ММВ-7-8/700).

    Если налогоплательщик должник не исполняет требование налогового органа об уплате налоговой недоимки, пеней, штрафов, налоговый орган не позднее двух месяцев со дня окончания срока оплаты указанного в требовании, выносит решение о взыскании задолженности по налогам с имеющегося у налогоплательщика должника банковского счета (п.3 ст. 46 Налогового кодекса РФ). Не позднее шести месяцев после окончания срока исполнения требования об уплате недоимки, пеней, штрафов, налоговый орган вправе подать заявление в арбитражный суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика задолженности по налогам, но только в случаях, прямо упомянутых в подп. 1-4 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ. Согласно подп. 2 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ в указанном случае налоговые органы вправе обращаться в арбитражный суд, только если недоимка выявлена в рамках налоговой проверки и числится за юридическим лицом более трех месяцев. Бесспорное взыскание недоимки в подобных ситуациях невозможно. В части взыскания задолженности по налогам с участников консолидированной группы налогоплательщиков, срок подачи искового заявления, как правило, продлевается до шести месяцев после истечения шестимесячного срока бесспорного взыскания задолженности с банковских счетов данной категории лиц (см. подп. 5 п. 11 ст. 46 Налогового кодекса РФ). На практике и налоговая инспекция пропускает срок подачи искового заявления в суд, при наличии доказательств уважительности причины пропуска срока, суд восстановит его (см. абз. 1 п. 3, подп. 5 п. 11 ст. 46 Налогового кодекса РФ, ст. 117 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

    При невозможности взыскания задолженности по налогам с юридического лица, налоговый орган:

    • выносит решение о взыскании налоговой недоимки за счет имущества налогоплательщика не позднее одного года после окончания срока исполнения требования об уплате задолженности (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 Налогового кодекса РФ);
    • обращается в арбитражный суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика налоговой недоимки в период от года до двух лет после истечения срока исполнения требования.

    Срок для взыскания недоимки в судебном порядке

    Взыскание задолженности в принудительном судебном порядке происходит, как правило, если налогоплательщик должник отказывается добровольно ее погашать. Но по общим правилам судопроизводства кредитор не вправе принимать самостоятельных мер по принудительному взысканию задолженности со своего дебитора. Так и в случаях взыскания налоговым органом недоимки по налогам с налогоплательщика должника, ведь в данных отношениях налоговый орган является кредитором, а налогоплательщик – дебитором. Именно поэтому кредиторы вправе взыскать задолженность только через суд, но и пойти в суд кредитор сразу не вправе. Прежде чем отправиться в судебную инстанцию, кредитору необходимо попробовать урегулировать сложившейся спор в досудебном порядке. Тоже самое происходит при взыскании недоимки с налогоплательщика. В первую очередь, налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате недоимки и пени. О правилах составления, порядке направления и вручения налоговым органом требования об уплате налоговой недоимки мы указывали выше.

    Единственное что еще раз следует отметить в части судебного порядка взыскания налоговой недоимки, сумму налоговой недоимки, указанной в таком требовании налогоплательщик должен погасить в течение десяти дней с момента его получения. Если налогоплательщик задолженность по налогам не погашает, тогда уже налоговый орган обращается в арбитражный суд за принудительным взысканием. Как после рассмотрения любого имущественного требования, после рассмотрения иска налогового органа о взыскании налоговой недоимки суд выдает исполнительный лист. Далее процесс его исполнения выглядит стандартно: происходит списание денежных средств с банковских счетов налогоплательщика в размере суммы задолженности по налогам, накладывается арест на имущество налогоплательщика должника, выносится запрет на выезд за границу должностного лица.

    Если налогоплательщик длительное время не выплачивает недоимку, она может быть признана безнадежной, а затем просто аннулирована как и любая безнадежная дебиторка. Даже если общий срок исковой давности по налоговой недоимке к налогоплательщику не истек, налоговый орган не вправе обязывать налогоплательщика погасить недоимку, несмотря на то что она продолжает за ним числиться.

    Согласно подп. 1-4.1 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ налоговая недоимка (задолженность по налогам) может быть признана безнадежной в случаях:

    • ликвидации юридического лица;
    • признания юридического лица банкротом;
    • наличия судебного решения, в соответствии с которым налоговые органы не имеют права требовать уплаты недоимки по налогам, пеней с должника;
    • вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о завершении производства по исполнительному документу с возвратом взыскателю такого документа (пп. 3, 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), при условии что возникла данная задолженность более 5 лет назад, в приведенных ниже случаях:
    • если размер задолженности равен или ниже размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
    • суд возвращает заявление о признании должника банкротом или прекращает производство по делу о банкротстве ввиду отсутствия средств, необходимых для компенсации судебных издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

    Срок давности Налоговым кодексом РФ не установлен, в то время как сроки, предусмотренные Гражданским кодексом РФ к налоговым недоимкам не применимы. Отсюда у многих возникает вполне резонный вопрос, на каком основании определяется срок взыскания налоговой недоимки? В свою очередь, срок взыскания недоимки в судебном порядке налоговым законодательством установлены и составляет три года. Это то, что касается срока исковой давности взыскания налоговой недоимки в принципе, а вот само взыскание происходит в течение девяти месяцев в среднем, с момента обращения организации в суд и два года, в случае взыскания налоговой недоимки за счет изъятия имущества. Стоит отметить, что взыскание недоимки по налогам через суд довольно длительный процесс. Однако если у налогоплательщика образовалась задолженность перед бюджетом (налоговые органы, пенсионный фонд, страховые компании), то судебный процесс, как правило, происходит намного быстрее.

    В судебном порядке взыскиваются недоимки с компаний, у которых:

    • размер задолженности по налогам свыше 5 000 000 рублей (см. подп. 1 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ);
    • произошла переквалификация сделки, статуса или характера деятельности компании (см. подп. 3 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ);
    • проведена проверка правильности применения цен в сделках между взаимозависимыми лицами (см. подп. 4 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ).

    Также через суд может быть взыскана недоимка с тех компаний, которые являются взаимозависимыми по отношению к компаниям, у которых эти налоговые недоимки возникли изначально, причем только возникших по итогам проведенных налоговых проверок и неоплаты компанией таких налоговых недоимок в течение трех месяцев. Основания для взыскания недоимки с взаимозависимых организаций определены в подпункте 2 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ и возможны в следующих случаях:

    • если на банковские счета взаимозависимых компаний поступает выручка за товары, работы или услуги, реализованные компаниями налогоплательщиками, имеющими недоимку на момент совершения той или иной сделки, или у которых она изначально возникла;
    • если компания, у которой изначально возникла налоговая недоимка, узнав о назначении выездной налоговой проверки или проведении камеральной налоговой проверки, передала взаимозависимой компании денежные средства или другое имущество, с целью затруднить взыскание налоговой недоимки или сделать то невозможным.

    В завершение рассматриваемой темы можно резюмировать, что налоговая недоимка является задолженностью, суммой не внесенных компанией налогоплательщиком взносов, отчислений и т.п. Установление факта недоимки в рамках налоговых проверок происходит вследствие выявления ошибок в платежных документах и самим налогоплательщиком – руководителем юридического лица. Налоговая недоимка, как любая задолженность, подлежит взысканию через суд. Фактическое взыскание денежных средств происходит путем списания денежных средств с банковских счетов юридического лица должника.

    Суть налоговой задолженности

    Некоторые физические, юридические лица, предприниматели не имеют возможности ежегодно платить сумму налога, начисляемую налоговой инспекцией. Сумма невыплаченных денежных средств, растущая из года в год, представляет собой недоимку в бюджет региона.

    Недоимкой также считается сумма налоговых выплат, которая излишне возмещена гражданину или организации из регионального бюджета. Эта ситуация может возникнуть при возврате следующих налогов:

    • налога на добавленную стоимость (вычеты превышают исчисленный налог);
    • подакцизная продукция формирует сумму акциза, а сумма налоговых вычетов оказывается больше её.

    В какой момент возникает задолженность?

    Для каждого нарушения законодательства существует момент, который указывает на образование недоимки по налоговым сборам.

    Если неплательщиком является физическое лицо, то срок образования задолженности следует отсчитывать с того дня, когда гражданин нарушил срок уплаты налогов, установленный налоговой службой.

    Если должником является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, который получил излишне возмещенную сумму налога, то:

    • датой образования недоимки считается тот день, когда предприятие получило излишне возмещенную сумму налоговой выплаты;
    • если зафиксирован зачет по налогам, то датой образования недоимки можно считать день вынесения решения о зачете по налогу.

    Любая задолженность, связанная с уплатой налогов, должна быть погашена в кротчайшие сроки, в противном случае организация или человек, допустивший её, может привлекаться в административной или уголовной ответственности.

    Ответственность

    В случае систематической неуплаты налогов

    Налоговый кодекс предусматривает следующие виды ответственности за недоимку денежных средств в качестве налогов:

    • штрафная санкция, выражающаяся в требовании к выплате 20% от суммы долга. Она применима согласно статье 122 НК, если гражданин намеренно допустил занижение налоговой базы (зафиксировал в налоговой декларации сумму, меньшую, чем он действительно получает по факту). Данный вид ответственности действует только при неправильно оформленной налоговой декларации, предоставленной инспектору позднее установленного срока. Выплата этих денежных средств не освобождает должника от уплаты недоимки;
    • штрафная санкция, выражающаяся в требовании к выплате 5% от суммы задолженности, действует при отсутствии декларации в налоговой инспекции в установленные сроки.
    • пени начисляется в том случае, если гражданином или предприятием в срок предоставлена декларация, правильно оформлена, но налог не уплачен.

    В уголовном кодексе обозначены следующие виды ответственности за недоимку:

    • лицо уклоняется от уплаты налогов и сборов, допускает недоимку в крупном размере, то ему может быть назначена штрафная санкция. Она выражается в выплате суммы денежных средств от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб. Альтернативными вариантами на усмотрение судебного органа считается арест на заработную плату в течение 3 лет, привлечение к работам принудительного характера на тот же срок, а также лишение свободы до 3 лет (статья 198 УК);
    • лицо не предоставляет налоговую декларацию в инспекцию, либо фиксирует в ней ложную информацию, уклонение от уплаты допущено в крупном размере. За такие действия может быть назначен штраф, выражающийся в сумме от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. Другими способами привлечения к ответственности могут стать – наложение ареста на заработную плату в течение 3 лет, привлечение к работам принудительного характера с отстранением от определенных служебных постов до 3 лет. Самыми тяжелыми видами ответственности являются арест до 6 месяцев, отбывание наказания в местах общего режима до 3 лет (статья 199 УК).

    В данных статьях говорится о крупном размере, в рамках которого совершено преступление, необходимо проанализировать, что он включает в себя.

    Под крупным размером понимают общую сумму неуплаченных налоговых сборов, которая:

    • составляет больше 5 млн. руб., накопленная в течение 3 лет, идущих друг за другом. Оговаривается условие о том, что сумма налогов, подлежащих уплате больше, чем 25% от суммы, зафиксированной к выплате;
    • составляет более 15 млн. руб.

    Особо крупным размером принято считать недоимку в сумме больше 15 млн. руб. Оговаривается условие о том, что сумма налогов, подлежащих уплате больше, чем 50% от суммы, зафиксированной к выплате

    ВАЖНО: Применение вида ответственности к должнику регулируется в ходе судебного разбирательства и зависит от обстоятельств, вследствие которых, нарушено законодательство.

    К гражданам, которые первый раз привлекаются к уголовной ответственности за недоимку налоговых сборов, отношение суда более лояльное. Его могут освободить от уголовной ответственности, если физическим лицом уплачены все задолженности по налогам, а также пени, начисленные за недоимку.

    Определенную ответственность несут не только юридические, физические лица, предприниматели, но и налоговые агенты, которые допускают ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, ставя в приоритет личные интересы.

    Взыскание недоимки

    После того, как налоговая инспекция установила у конкретного лица недоимку, учреждением направляется ему требование о срочности оплаты задолженности по налогам.

    Оно может быть отправлено по почте по месту постоянной регистрации, передано руководителю предприятия, где работает должник, а также по сети – интернет лично гражданину.

    Срок отправки составляет 20 рабочих дней с того момента, как обнаружена задолженность. В требовании указан крайний срок, в течение которого долг должен быть погашен. Если лицом не выплачена недоимка, то её взыскание происходит следующими способами:

    • списание суммы со счетов, открытых в кредитных учреждениях или казначействе (налоговая инспекция направляет в данную организацию решение о взыскании, после чего в принудительном порядке со счета списывается определенная сумма);
    • за счет движимого и недвижимого имущества (проводится только в случае, если у человека не имеется лицевых счетов в банках, инспектор направляет решение о взыскании за счет имущества судебным приставам);
    • наложение ареста на имущество (производится только по предписанию прокуратуры, если у лица нет счетов в банке, либо денежных средств, которые там находятся, недостаточно для уплаты долга).

    Данные виды взыскания абсолютно законны, в первую очередь применяются к тем гражданам, у кого зафиксирована недоимка в крупных или особо крупных размерах.

    ВАЖНО: Срок давности по выплате и взысканию составляет 3 года, то есть налоговая инспекция может направить требование об уплате задолженности с момента её обнаружения в течение 3 лет.

    Исключение

    Имеются исключения, когда имущество не может быть взыскано:

    • если оно является собственностью казенного учреждения;
    • оно особо ценное, закреплено за бюджетной организацией, приобретено на его деньги;
    • оно особо ценное, закреплено за автономным учреждением, приобретено на его деньги.

    Признание недоимки безнадёжной

    Существующая судебная практика показывает, что в сфере оплаты налоговых платежей, присутствуют случаи, которые рассматриваются в индивидуальном режиме. Обычно они ясно дают понять, что задолженность по уплате налогов, сформирована налоговым органом незаконно и безосновательно.

    Если гражданин считает, что такой случай произошел именно с ним, то он вправе решить этот вопрос в судебном порядке и признать недоимку безнадёжной.

    Законодательством регламентированы исключения, когда задолженность по уплате налогов можно признать безнадёжной:

    • организация подлежала ликвидации, на момент образования долга, она не располагала достаточными денежными средствами или имуществом для предоставления в качестве погашения задолженности;
    • индивидуальный предприниматель официально признан банкротом, когда сформировалась задолженность, он не мог оплатить её, так как не располагал данной суммой и имуществом, которое можно предоставить в счет погашения недоимки;
    • если человек, допустивший образование долга – умер или признан умершим в судебном порядке;
    • если судом издан акт, в котором указано, что налоговая служба утратила возможность взыскивать с должника недоимку по истечению срока давности;
    • в случае вынесения службой судебных приставов решения о том, что исполнительное производство относительно конкретного должника прекращено, так как взыскать долг невозможно (после того, как была обнаружена недоимка, в течение 5 лет она не превысила требований к лицу, возбуждают дело о признании банкротом);
    • если сумма переведена со счета плательщика, но не передана в бюджет, а кредитное учреждение, где она находилась, ликвидировалось.

    Эти моменты отражены в Налоговом кодексе, а именно в статьях 14, 15, 59.

    Необходимые документы

    Для того, чтобы признать недоимку безнадёжной, обязательным условием является обращение в судебный орган с предоставлением искового заявления и документов, которые подтверждают обоснованность требований истца.

    Оформление иска при отсутствии юридических знаний и опыта, физические и юридические лица обычно доверяют юристам и адвокатам. Грамотный специалист, имея соответствующее образование, без труда поможет составить исковое заявление, предоставить консультационную помощь по имеющимся вопросам, а также защищать интересы истца в суде.

    Каждое исковое заявление подается в судебный орган вместе с копиями документов, подтверждающих правдивость обстоятельств рассматриваемого дела. Ими могут являться:

    • документ, выданный налоговой инспекцией, где отражена информация о совокупности сумм задолженности;
    • справка, выданная регистрационной палатой о том, что юридическое лицо прекратило деятельность как организация;
    • документ из службы судебных приставов, подтверждающий, что исполнительное производство в отношении физического или юридического лица прекращено, так как его предприятие больше не функционирует;
    • копия определения суда на арбитражном уровне, где зафиксирован факт окончания реализационного процесса по имуществу гражданина;
    • справка, выданная регистрационной палатой о том, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель прекратил деятельность, так как признан банкротом;
    • свидетельство о смерти лица, которое выдается органом ЗАГС, в случае признания умершим или смерти;
    • копия документа, подтверждающего право на наследство.

    Перечень документов применяется в зависимости от ситуации гражданина и обстоятельства, вследствие которого недоимку необходимо признать безнадёжной.

    В обязанность каждого физического, юридического лица, предпринимателя, входит ежегодно уплачивать налоговые сборы, предоставлять декларацию своевременно. В противном случае, законом предусмотрена ответственность, которая ориентирована на ускоренный режим выплаты задолженности.