Как продлить алкогольную лицензию

Когда не требуется продление алкогольной лицензии

Предприниматели и юридические лица, задействованные в обороте спиртосодержащей продукции, крепость которой менее 15%, могут не заявляться на получение лицензии. Согласно общим стандартам, такие товары могут реализовываться и храниться на общих правилах.

Вместе с тем, не продлевая лицензию на алкоголь к какой категории он относится:

  1. В первую группу товаров, содержащих спирт более 15% входит пищевое сырье, которое в дальнейшем может использоваться на приготовление конечной продукции для рынка.
  2. Вторая группа состоит из непищевых фабрикатов, в отношении которых не требуется оформлять заявление на продление лицензии на алкоголь. Вот перечень нелицензируемых видов деятельности:
  • Реализация в розницу товаров, содержащих этиловый спирт, не предназначенных для употребления в пищу;
  • Приобретение и последующая доставка спиртосодержащих жидкостей, предназначенных для нужд промышленности или используемых в качестве сырья для производства. На такие продукты накладывается ограничение по товарообороту, — не более 200 литров в течение одного года;

Важно: Продление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции не требуется для приобретения, реализации и даже производства напитков типа пива.

*Согласно общему порядку получение разрешения на участие в обороте спиртосодержащей продукции требуется, если планируется работать с крепкими (более 15%) напитками.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Куда подавать заявление на продление лицензии на алкоголь

Для того чтобы осуществлять свою деятельность в рамках действующего законодательства, необходимо обращаться в «Росалкогольрегулирование». Начиная с 2017 года процедура получения специальных разрешений несколько упрощена. Это дает новый толчок к развитию предпринимательства, облегчая и сокращая срок подачи заявления на продление алкогольной лицензии.

Так, для получения разрешения на участие в обороте крепкой спиртосодержащей продукции можно обратиться в одну из негосударственных компаний, которая занимается выдачей соответствующих лицензий. Таковым правом юридические лица наделяются согласно действующему законодательству на основе специальной лицензии. При наличии такого документа, компании-посредники осуществляют свою деятельность, могут выдавать соответствующие разрешения или организовывать продажу продукции под своей эгидой.

Если наступил конец срока действия лицензии, предприниматели могут обратиться в региональный департамент, занимающийся проблемами развития предпринимательства. Опять же лицензия будет выдаваться официальным государственным органом – «Росалкогольрегулированием».

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

ЗАЯВЛЕНИЕ на переоформление (в т.ч. в связи с реорганизацией) лицензии на деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организации вправе представить в лицензирующий орган в ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ. Заполнить форму Заявления и отправить в Росалкогольрегулирование можно зарегистрировавшись в справочно-информационном портале «Государственные услуги» WWW.GOSUSLUGI.RU.

При обращении за предоставлением услуги по лицензированию деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции заявитель вправе не представлять документы, получение которых осуществляется в других федеральных органах исполнительной власти, кроме документов личного пользования.

Порядок переоформления лицензии

Переоформление лицензии (за исключением случаев переоформления лицензии при реорганизации заявителя) осуществляется Росалкогольрегулированием на основании заявления о переоформлении лицензии согласно Приложению № 4 к Административному регламенту, утвержденному приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 №335, представленного заявителем в течение 30 дней со дня возникновения следующих обстоятельств:

1) изменения наименования заявителя (без его реорганизации).

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие изменение наименования заявителя, и документ об уплате государственной пошлины в размере 3 500 рублей.

В случае если копия документа об уплате государственной пошлины не представлена заявителем, Росалкогольрегулирование проверяет факт уплаты заявителем государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

Документами, подтверждающими изменение наименования заявителя, являются:

— копии учредительных документов, подтверждающих изменение наименования заявителя (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом);

— копия документа о постановке заявителя на учет в налоговом органе, заверенная органом, выдавшим документ.

В случае, если копия документа о постановке заявителя на учет в налоговом органе не представлена заявителем, Росалкогольрегулирование по межведомственному запросу получает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, сведения, подтверждающие факт постановки заявителя на налоговый учет;

2) изменения места нахождения заявителя.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие изменение места нахождения заявителя, и документ об уплате государственной пошлины в размере 3 500 рублей.

В случае если копия документа об уплате государственной пошлины не представлена заявителем, Росалкогольрегулирование проверяет факт уплаты заявителем государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

Документом, подтверждающим изменение места нахождения заявителя, является копия документа о постановке заявителя на учет в налоговом органе, заверенная органом, выдавшим документ.

В случае если указанный документ не представлен заявителем, Росалкогольрегулирование по межведомственному запросу получает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, сведения, подтверждающие факт постановки заявителя на налоговый учет;

3) изменения указанных в лицензии мест нахождения обособленных подразделений заявителя.

При описании места нахождения обособленного подразделения организации указывается его почтовый адрес, а также данные, позволяющие определенно установить объекты, на которых предполагается осуществлять лицензируемые виды деятельности (описание объекта права (недвижимости): вид, назначение, площадь; для лицензии на осуществление перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции: вид, марка, модель, государственный регистрационный номер транспортного средства).

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие изменение места нахождения обособленных подразделений заявителя, а также:

— заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере природопользования, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, о соответствии производственных и складских помещений требованиям пожарной безопасности и экологическим требованиям (заключение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение экологической экспертизы, в отношении помещений, предназначенных для хранения алкогольной продукции, не прилагается).

В случае, если указанные заключения не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) Росалкогольрегулирование по межведомственному запросу получает в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти;

— копия документа об уплате государственной пошлины в размере 3 500 рублей.

В случае если копия документа об уплате государственной пошлины не представлена заявителем, Росалкогольрегулирование проверяет факт уплаты заявителем государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

При переоформлении лицензии в связи с исключением из лицензии обособленного подразделения представляется копия документа об уплате государственной пошлины в размере 3 500 рублей.

В случае если копия документа об уплате государственной пошлины не представлена заявителем, Росалкогольрегулирование проверяет факт уплаты заявителем государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;

4) окончания срока аренды производственного или складского помещения, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие нахождение помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, а также представляется копия документа об уплате государственной пошлины в размере 3 500 рублей.

В случае если копия документа об уплате государственной пошлины не представлена заявителем, Росалкогольрегулирование проверяет факт уплаты заявителем государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;

5) изменения иных указанных в лицензии заявителя сведений с приложением документов, подтверждающих изменения.

В случае утраты лицензии ее переоформление осуществляется Росалкогольрегулированием на основании заявления заявителя с приложением документов, подтверждающих утрату лицензии, и копии документа об уплате государственной пошлины в размере 3 500 рублей.

Переоформление лицензии в связи с реорганизацией заявителя осуществляется Росалкогольрегулированием на основании заявления о переоформлении лицензии в связи с реорганизацией по форме согласно Приложению № 5 к Административному регламенту и документов, представленных заявителем или его правопреемником в течение 30 дней со дня реорганизации заявителя, в порядке, предусмотренном для получения лицензии на соответствующий вид деятельности, при этом в случае:

1) реорганизации заявителя — представляется документ об уплате государственной пошлины в размере, предусмотренном за предоставление лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, согласно пункту 31 Административного регламента (за исключением реорганизации юридических лиц в форме слияния и при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего юридического лица лицензии на осуществление одного и того же вида деятельности);

2) реорганизации заявителя в форме слияния, присоединения или преобразования и при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего юридического лица лицензии на осуществление одного и того же вида деятельности представляется документ об уплате государственной пошлины в размере 3 500 рублей.

В случае если копия документа об уплате государственной пошлины не представлена заявителем, Росалкогольрегулирование проверяет факт уплаты заявителем государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

До переоформления лицензии лицензиат или его правопреемник может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более трех месяцев с момента возникновения обстоятельств, являющихся основанием для переоформления лицензии.

Форма заявления о переоформлении лицензии (docx, 0.028Mb)

Форма заявления о переоформлении лицензии (pdf, 0.021Mb)

Форма заявления о переоформлении лицензии в связи с реорганизацией (docx, 0.028Mb)

Форма заявления о переоформлении лицензии в связи с реорганизацией (pdf, 0.023Mb)

Все поля обязательны к заполнению.

Сообщить о синтаксической ошибке на странице

Суд решил

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 августа 2017 года
№ Ф05-9215/2017 по делу № А40-233855/16

Общество имело лицензию со сроком действия с 14 августа 2014 года по 14 августа 2016 года на розничную продажу алкогольной продукции на объект лицензирования «магазин».

27 июля 2016 года общество обратилось в лицензирующий орган с заявлением о продлении срока действия лицензии.

25 августа 2016 года лицензирующий орган принял решение о продлении лицензии на срок с 14 августа 2016 года по 14 августа 2019 года.

По мнению прокурора, срок действия лицензии не мог быть продлен на срок с 14 августа 2016 года, т. к. решение о продлении принято 25 августа 2016 года. Прокурор счел, что решение о продлении срока лицензии на розничную продажу алкогольной продукции не могло быть принято на прошлое время.

Однако прокурором не учтено следующее.

Процедура продления срока действия лицензии на продажу алкогольной продукции предусмотрена Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ).

Срок действия лицензии продлевается по просьбе лицензиата на основании представляемого им в лицензирующий орган заявления в письменной форме (п.17 ст. 19 Закона № 171-ФЗ).

Заявление о продлении срока действия лицензии подается в лицензирующий орган не ранее чем за 90 дней до истечения срока ее действия. При этом Федеральным законом № 171-ФЗ не установлен срок позднее которого не может быть подано заявление о продлении.

Срок действия лицензии общества оканчивался 14 августа 2016 года. Заявление о продлении срока действия лицензии подано обществом в департамент 27 июля 2016 года. Таким образом, обществом исполнено требование пункта 17 статьи 19 Закона № 171-ФЗ – заявление о продлении срока действия лицензии подано в лицензирующий орган не ранее чем за 90 дней до истечения срока ее действия.

Срок между датой подачи заявления и датой окончания срока действия лицензии является разумным.

Также в пункте 17 статьи 19 Закона № 171-ФЗ указано, что в течение 30 дней со дня поступления заявления о продлении срока действия такой лицензии лицензирующий орган рассматривает данное заявление, принимает решение о продлении срока действия такой лицензии или об отказе в продлении этого срока.

В течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения он сообщает в письменной форме о своем решении лицензиату. В случае принятия решения об отказе в продлении срока действия такой лицензии – и о причинах отказа.

Решение о продлении срока действия лицензии принято в течение 30 дней со дня поступления заявления о продлении срока действия лицензии. Таким образом, срок между датой подачи заявления и датой принятия решения является разумным.

При разрешении данного спора ставился вопрос о соотношении двух сроков – не ранее чем за 90 дней до истечения срока действия лицензии (для обращения с заявлением) и 30 дней со дня поступления заявления о продлении срока действия лицензии (для принятия решения о продлении срока действия лицензии).

Суды пришли к обоснованному выводу о соблюдении сроков обществом и департаментом.

Суды правомерно посчитали, что при таком правовом регулировании допустимо принятие департаментом решения о продлении срока действия лицензии за пределами срока ее окончания при соблюдении условий разумности сроков, отсутствия со стороны лицензиата злоупотребления правом. Такого злоупотребления со стороны общества не установлено.

Из изложенных положений об исчислении сроков, из соотношения этих положений, из понимания продления сроков суды пришли к правомерному выводу о том, что действующее законодательство допускает возможность принять решение о продлении срока действия лицензии после окончания срока (на прошлое время) и продлить срок непосредственно после окончания.

Комплект «Оптимальный»

Энциклопедия учета, новости в рассылках, аналитика в журналах. Подписываться на бухгалтерские журналы отдельно больше не нужно.
Все можно получить сразу и по оптимальной цене.

Как получить лицензию на алкоголь

Во многих странах производство и оборот алкоголя облагается дополнительными платежами и сборами, Россия – не исключение. Чтобы реализовывать алкогольную продукцию, в большинстве случаев потребуется получить лицензию на алкоголь, уплатив за это существенную госпошлину.

Алкогольных лицензий существует несколько видов, и каждая из них дает право на определённую деятельность: производство, оборот, закупку, поставку, транспортировку алкоголя. А с 31.03.2017 года, кроме того, придётся получать отдельную лицензию для продажи алкогольной продукции в общепите.

Производство и оборот алкоголя без лицензии наказывается административными штрафами:

  • юридические лица — на сумму от 200 000 до 300 000 рублей с конфискацией готовой продукции, сырья и используемых оборудования и транспорта (ст. 14.17 КоАП РФ);
  • индивидуальные предприниматели — на сумму от 100 000 до 200 000 рублей с обязательной алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.17.1 КоАП РФ).

Если же доказанный ущерб превысил 1,5 млн рублей, то возможно и привлечение к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ

Требования к заявителю для получения лицензии на алкоголь

Алкогольной признаётся продукция уже с содержанием 0,5% этилового спирта, но получать лицензию не требуется на производство и продажу пива и пивных напитков; алкоголя, применяемого в фармакологии; виноградного сусла, произведённого сельхозпроизводителями.

Требования для выдачи алкогольной лицензии приводятся в законе от 22.11.1995 № 171-ФЗ:

  • Организационно-правовая форма – только юридическое лицо. С 2015 года лицензия также выдаётся ИП-сельхозпроизводителям, которые реализуют вина и шампанское собственного производства.
  • Наличие торговой площади и складских помещений в стационарном недвижимом объекте общей площадью не менее 50 кв. м. в городах и не менее 25 кв. м. в сельских поселениях.
  • Кассовый аппарат, если осуществляется розничная продажа за наличный расчёт.

Важно: выбирая помещение для розничной продажи алкогольной продукции, учитывайте, что оно должно находиться на расстоянии более 100 метров от детских, образовательных и медицинских учреждений, спортивных и культурных объектов. На рынках, вокзалах, в аэропортах торговля алкоголем в розницу разрешена только в предприятиях общепита.

Документы для получения лицензии на алкоголь

Полный и подробный перечень документов для разных видов алкогольных лицензий приводится в Административном регламенте, утверждённом приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 № 335.

Минимальный пакет документов включает в себя:

  • заявление о выдаче лицензии (прил. № 2 к Административному регламенту)
  • нотариально заверенные копии учредительных документов организации (если копии не заверены, то с предъявлением оригиналов);
  • копии свидетельств о госрегистрации заявителя и постановке на налоговый учёт, заверенные ИФНС, выдавшей оригиналы;
  • копия платёжного документа об оплате госпошлины за выдачу лицензии;
  • документы, подтверждающие наличие у заявителя уставного капитала необходимого размера (справка банка, решение общего собрания участников ООО и акт оценки имущества при внесении в УК неденежных средств, документ о внесении дополнительных вкладов и др.)
  • заключения МЧС и Росприроднадзора о соответствии помещений экологическим требованиям и пожарной безопасности;
  • документы, подтверждающие наличие в собственности или в аренде производственных и складских помещений (в случае аренды срок в договоре обязательно должен быть указан не менее одного года, бессрочный договор будет основанием для отказа).

Куда обращаться за получением лицензии

Лицензию на алкоголь выдаёт Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (другое название – Росалкогольрегулирование). На территории РФ действуют 9 межрегиональных управлений, контакты которых опубликованы на сайте РАР.

Необязательно подавать документы только в центральные офисы межрегиональных управлений, на местах эти функции выполняют и другие государственные органы.

Например, в Москве это Департамент торговли и услуг города Москвы; в Нижнем Новгороде — Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородский области; в Новосибирске — Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области. Кроме того, оформлением розничных алкогольных лицензий занимаются и некоторые МФЦ.

Чтобы узнать ближайший к вам адрес подачи документов, обратитесь в экономический отдел местной администрации или свяжитесь с межрегиональным управлением вашего федерального округа.

Подать документы для получения алкогольной лицензии можно лично, почтой или в электронном виде. В течение 15 дней проводится экспертиза документов, и если всё в порядке, то проводится выездная проверка по месту деятельности на соответствие лицензионным требованиям и условиям. О времени проведения проверки лицензиату сообщают не менее, чем за 24 часа. По итогам составляется акт, на основании которого выносится решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии.

Срок принятия решения о выдачи лицензии на алкоголь или об отказе в этом не должен превышать 30 дней, но в случае, когда документы требуют дополнительной экспертизы, срок может быть продлён до 60 дней.

Важно: с 2016 года участники алкогольного рынка (производители, оптовые и розничные продавцы) обязаны подключаться к системе контроля за оборотом алкоголя — ЕГАИС.

Продление лицензии на алкоголь

Большинство лицензий выдается бессрочно, но для алкогольной лицензии установлен срок не более пяти лет, поэтому после окончания срока её действия надо пройти процедуру продления. Учитывая высокий размер госпошлины, для розничной торговли алкоголем сделано исключение – можно оплатить действие лицензии только на один год. Получение розничной алкогольной лицензии на год не так затратно (65 000 рублей вместо 325 000 рублей на 5 лет), но продлевать ее придётся ежегодно.

Независимо от срока действия алкогольной лицензии, обратиться за продлением надо не раньше 90 и не позднее 30 дней до его окончания. Процедура продления лицензии такая же, как и при её первоначальном получении, но пакет документов будет другой:

  • заявление о продлении лицензии (прил. № 6 к Административному регламенту);
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины на следующий срок действия лицензии.

Кроме того, Росалкогольрегулирование направляет в налоговую инспекцию, где заявитель стоит на учёте, запрос об отсутствии задолженности по налогам, сборам, штрафам. При наличии долгов перед бюджетом в продлении лицензии откажут.

После экспертизы документов назначается выездная проверка для подтверждения соответствия лицензионным требованиям. В 30-дневный срок выносится решение о продлении или об отказе в продлении алкогольной лицензии.

Отказ в выдаче лицензии на алкоголь

В выдаче лицензии на алкоголь могут отказать, и самое неприятное, что госпошлина при этом не возвращается. Хорошо, если речь идет о минимальной сумме в 65 000 рублей за один год действия розничной алкогольной лицензии, а если это 800 000 или 9 500 000 рублей?

Минфин о причинах невозврата уплаченной суммы отвечает шаблонно: «Порядок возврата госпошлины, установленный п. 1 ст. 333.40 НК РФ, не содержит такого основания для возврата, как отказ в выдаче или продлении срока действия лицензии» (например, в письме от 17.06.2015 № 03-05-06-03/34929).

Вопрос о законности невозврата госпошлины при отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя рассматривался в Конституционном суде, который посчитал, что нарушения прав налогоплательщика в этом случае не выявлено. При этом двое судей высказали особое мнение, в котором достаточно эмоционально расценили такое решение как формально правильное, но по сути издевательское (интересующиеся могут изучить текст Постановления КС от 23.05.2013 № 11-П, которое есть в свободном доступе).

Как бы то ни было, но вернуть пошлину из бюджета в случае невыдачи алкогольной лицензии не удастся, поэтому советуем изучить причины отказа, приведённые в Административном регламенте:

  • отсутствие некоторых обязательных документов или их несоответствие установленной форме или содержанию;
  • исправления, приписки, зачёркнутые слова, несоответствие данных в документах;
  • копии не заверены в установленном порядке;
  • нарушен срок подачи документов;
  • подача заявления от заявителя об отказе о предоставлении государственной услуги по выдаче лицензии.