Как заполнять инвентаризационную опись

Когда проводится инвентаризационная опись?

Существует два нормативных правовых акта, регулирующих проведение инвентаризаций хозяйствующими субъектами:

  1. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 №34н об утверждении Положения по ведению бухучета и отчетности;
  2. Приказ Минфина России от 13 июня 1995 №49 об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

В ходе проведения инвентаризации заполняются инвентаризационные описи

Данные правовые акты содержат правила и порядки проведения инвентаризационной описи, а также случаи обязательной проверки.

Причины обязательной инвентаризации и сроки проведения:

  • составление годовой бухгалтерской отчетности – до оформления финансового документа за отчетный год;
  • смена (увольнение, отпуск и т.д.) материально ответственных лиц – в день приема и передачи дел и документов;
  • продажа имущества, выкуп либо передача в аренду – в определенные приказом руководителя сроки;
  • хищение, порча либо злоупотребление имуществом – в установленные руководителем сроки;
  • стихийные бедствия и другие форс-мажорные обстоятельства – в срок, установленный приказом руководства;
  • ликвидация фирмы либо ее реорганизация – до оформления ликвидационного баланса либо до подписания передаточного акта;
  • продажа компании – до подписания договора купли-продажи;
  • банкротство и назначение конкурсного управляющего – в ближайшие сроки после назначения управляющего.

Причины для того, чтобы провести инвентаризационную опись, могут быть разными, но все они объединены одной целью – установить фактическое состояние имеющихся у организации активов.

Результаты проверки нужны для налогообложения. Недостачи и повреждения материальных ценностей – это убытки фирмы, которые она отражает в бухгалтерской отчетности и которые учитываются во внереализационных расходах. При ликвидации или реорганизации предприятия на основе инвентаризационных бланков будет составлен ликвидационный либо разделительный баланс фирмы. Все это обязывает соблюдать установленные законом правила и процедуры инвентаризации, включая сроки, состав комиссии и оформление результатов на бланке. Если проигнорировать хотя бы один пункт, инвентаризационную опись могут признать недействительной.

Как проводится инвентаризационная опись?

В рамках инвентаризации предприятие сталкивается с необходимостью проведения ряда последовательных действий:

  • Определение состава инвентаризационной комиссии (минимум 2 человека). Список членов должен быть заверен приказом (постановлением, распоряжением) руководителя. Предпочтение отдается управленцам, работникам, составляющим зарплатную ведомость, то есть бухгалтерам, юристам, инженерам и другим служащим. Материально ответственные лица в комиссию не входят, но их присутствие на инвентаризации обязательно.
  • Сбор последних приходных и расходных документов. Бумаги заверяются председателем комиссии. На их основании бухгалтерия определяет остатки матценностей к началу проверки.
  • Получение расписки от материально ответственных лиц. Оформляется до начала проверки. Является своего рода гарантом того, что все материально ответственные работники приготовили и сдали ведомости о расходах и приходах в бухгалтерию либо же передали комиссии все имеющиеся активы.
  • Проверка и документальное подтверждение наличия, состояния и оценки имущества. Комиссия проверяет количество реального товара, соответствие нормам качества, срокам годности и хранения. Результаты фиксируются на бланке формата ИНВ-3 (опись фактического наличия матценностей). Инвентаризационную опись необходимо заполнить в двух экземплярах: один бланк для бухгалтерии, второй — для материально ответственного лица.
  • Сверка фактического результата проверки с данными учета. Все излишки и недостачи оформляются бухгалтером в сличительной ведомости, где фиксируются расхождения, выявленные в рамках инвентаризации. Ее составляют в отношении тех активов, реальные данные по которым разнятся с учетными.
  • Подведение итогов, утверждение и отражение их в отчетах. Комиссия передает руководителю инвентаризационную опись ИНВ-3 по учету активов, выявленных проверкой, а также протокол с данными о заседании.

Инвентаризационная ведомость — образец заполнения

Представителям компании, участвующим в ходе проведения проверки и использующим унифицированную опись ИНВ-3, полезно знать, какие реквизиты подлежат обязательному заполнению.

Но прежде стоит отметить, что бланк ИНВ-3 состоит из четырех страниц. Первая отображает информацию о юридическом лице, приказе о проведении проверки и подписи материально ответственных лиц. Вторая и третья — опись матценностей. Четвертая — итоги инвентаризации и подписи, подтверждающие их достоверность.

Первая страница описи – расписка

Первый этап в заполнении акта – внесение данных в расписку:

  1. В поля «Организация» и «Структурное подразделение» вписывается полное или сокращенное наименование юридического лица в соответствии с учредительными документами компании. Если деление на структурные отделы не предусмотрено, но данное поле остается пустым.
  2. В поле «Основание для проведения инвентаризации» указывается нормативный документ, изданный руководителем фирмы (приказ, постановление, распоряжение), его номер и дата составления. Ненужные наименования документов необходимо зачеркнуть, нужное – оставить без изменений.
  3. В поля «Дата начала инвентаризации» и «Дата окончания инвентаризации», расположенные в таблице справа, вносятся календарные данные, соответствующие срокам проведения проверки.
  4. Поля «Номер документа» и «Дата составления» оформляются согласно принятым на фирме правилам учета и ведения внутреннего документооборота.
  5. Следующей позицией прописывается вид ТМЦ. Здесь указывается название товаров или других активов, подлежащих учету.
  6. Графа, начинающаяся со слова «находящиеся», отображает сведения о виде владения, которое дает фирме право пользоваться и распоряжаться вверенными ей материальными ценностями (собственность, хранение, аренда, переработка и т.д.).
  7. В поле «Материально ответственное лицо» прописываются должность и ФИО сотрудников, отвечающих за ведение учета и инвентаризацию матценностей. Данная обязанность обычно пишется в должностной инструкции, приказе, распоряжении, соглашении о наделении обязанностями по осуществлению сохранности, трудовом договоре и т.д.
  8. В самом низу первой страницы устанавливается актуальная дата снятия фактических остатков ценностей.

Заполнение 2, 3 и 4-ой страниц описи

Инвентаризационная опись ТМЦ (страница 2 и 3) представлена в виде таблицы, содержащей следующие данные:

  • номера счетов и субсчетов;
  • наименование и характеристики (вид, сорт, группа) матценностей;
  • код (номенклатурный номер);
  • единицы измерения, код по ОКЕИ;
  • цена за единицу товара;
  • данные о фактически выявленном количестве матценностей и сведения по учетным данным.

Инвентаризационная опись ТМЦ в графе «Итого» заполняется исключительно прописью. Бланк ИНВ-3 на последней странице подписывается членами комиссии, заверяется подписью материально ответственных лиц и визируется главбухом, подтверждающим проведение процедуры сличения.