Минимизация налогообложения схемы

Кто применяет УСН

Работать на УСН могут и предприниматели, и компании, но с ограничениями.

Ограничения по виду деятельности. На УСН не могут работать банки, производители алкоголя и сигарет, страховые компании и ломбарды.

По количеству сотрудников. Штат, включая сотрудников, оформленных по гражданско-правовым договорам, не должен превышать 100 человек.

По оборотам. На 2018 год компании и ИП могут работать на УСН, если обороты не превышают 150 млн рублей в год.

По стоимости основных средств. Бухгалтерская остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов компании или ИП не должна превышать 100 млн рублей. Однако в расчет идет только имущество, которое при покупке стоило 100 000 Р и выше.

Права на компьютерные программы, патенты и другие нематериальные активы в лимит не входят. Условное ООО «Стартап», которое владеет правами на приложения в «Эпсторе» стоимостью 200 млн рублей и тремя компьютерами стоимостью 500 000 Р, может работать на УСН.

По доле других организаций. Компания не может работать на УСН, если долей более чем в 25% от ее уставного капитала владеют другие организации. Если ты большой бизнес с инвесторами — переходи на ОСН.

По филиалам. Компания не должна иметь филиалов.

Если какое-то из этих условий нарушается, например компания открывает филиал или у нее вырастает оборот, придется перейти на общую систему налогообложения.

Как перейти на УСН

Уведомление о переходе на УСН можно подать сразу при регистрации компании или в течение 30 дней после регистрации. Действующие компании переходят на упрощенку только с начала следующего года.

Чтобы перейти на УСН сразу после регистрации компании, к пакету документов нужно приложить уведомление по форме 26.2-1.

Если вы переходите на УСН в момент регистрации или в течение 30 дней после, то в ячейку «переходит на упрощенную систему налогообложения» нужно поставить цифру 2. Цифру 3 нужно ставить в случае, если компания работала на ЕНВД, а потом перестала подходить под критерии этого спецрежима и должна перейти на УСН

Если вы переходите на УСН в момент регистрации или в течение 30 дней после, то в ячейку «переходит на упрощенную систему налогообложения» нужно поставить цифру 2. Цифру 3 нужно ставить в случае, если компания работала на ЕНВД, а потом перестала подходить под критерии этого спецрежима и должна перейти на УСН

Действующая компания может перейти на упрощенную систему только с начала следующего года. Подать уведомление нужно с 1 октября по 31 декабря предшествующего года. То есть перейти на УСН в 2018 году уже не получится, но можно подать заявление в октябре и перейти на упрощенку с 2019 года.

Уведомление можно подать по интернету — через систему электронной отчетности («Контур», «Такском» и т. д.), отнести в налоговую лично или отправить по почте письмом с описью вложения.

ФНС не отправляет никаких бумажек о переходе на УСН, но вы можете попросить ее об этом — так спокойнее. Для этого напишите запрос в свободной форме или заполните специальный бланк. В ответ ФНС пришлет информационное письмо.

Заставьте ФНС всё подтвердить

Иногда при регистрации новых ИП и компаний налоговики могут элегантно подзабыть о том, что надо поставить их на УСН. На всякий случай запросите информационное письмо, что вас перевели на упрощенную систему налогообложения. Сделайте это сразу после регистрации или после перехода на упрощенку с нового года. Никому нельзя доверять.

Совет для ИП на УСН без сотрудников

Все индивидуальные предприниматели обязаны платить за себя страховые взносы, их размер фиксирован: в 2018 году — 32 385 Р. Взносы можно оплатить раз в год — до 31 декабря, а можно платить вместе с налогом по УСН, то есть поквартально.

Чаще всего выгоднее оплачивать взносы поквартально: в этом случае сумма страхового взноса за квартал уменьшает базу для расчета налога по УСН.

В следующей статье расскажем про разницу между УСН «Доходы» и УСН «Доходы минус расходы».

Важно

Если у вас сезонная работа или нестабильная выручка — наймите профессионального бухгалтера.

Не решайте сложные вопросы по советам и статьям из интернета. Не рискуйте. Найдите профессионала.

Минимизация налогообложения – действия налогоплательщика, включающих в себя использование предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов уменьшения размера налоговых обязательств.
Налоговое законодательство в настоящий момент предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей.

Есть разные виды минимизации налогов, которые может применить практически каждое предприятие:
1. Максимальное использованием предоставленных законодательством возможностей – специальных режимов налогообложения; использование нескольких предприятий или предпринимателей;
2. Планирование расходов и доходов для минимального налогообложения;
3. Создание наилучшей учетной политики и системы учета – определение момента выручки, создания резервов и т.д.;
4. Оптимизация через составление разных форм договоров с минимальным налогообложением (агентские договора, договора подряда и т.п.);
5. Использование различных льгот и налоговых освобождений, например применение оффшоров, перенесение срока уплаты платежа на более поздний период;
6. Использование пробелов в законодательстве;
7. Изменение вида деятельности на вид деятельности с меньшим налогообложением.

Специальные налоговые режимы.
Обычная система налогообложения имеет самые высокие ставки налогообложения. Основные налоги, уплачиваемые организациями при ОСН:
А) налог на прибыль организаций (20%) платится с разницы между доходом и расходом. Суммы берутся без НДС. Перечень расходов почти не ограничен. Главное, чтобы расходы были обоснованы экономически и документально подтверждены;
Б) НДС (ставки 18%, 10%, 0%). Упрощенно НДС считается следующим образом: общая сумма дохода (включающая НДС) делится на 118 и умножается на 18 — это НДС к начислению; НДС к зачету, в принципе, считался бы со всех расходов аналогичным образом, однако, для принятия НДС к зачету необходимо наличие счетов-фактур (а их невозможно получить от контрагентов на УСН и ЕНВД, да и с обычными организациями иногда бывают трудности из-за неверного оформления); «к начислению» минус «к зачету» равно «к уплате в бюджет»;
В) Налог на имущество организаций (ставка устанавливается местным законодательством, но не более 2.2%).
Г) Прочие налоги: социальные налоги на зарплату 30% от оплаты физлицам, НДФЛ 13% от оплаты физлицам, транспортный, налог на землю и прочие.

Упрощенная система налогообложения (УСНО) имеет добровольный порядок применения. Ее могут применять как юридические лица, индивидуальные предприниматели. Налоговый период: календарный год. В связи с применением УСНО, налогоплательщики освобождаются от уплаты следующих налогов:

  • организации: от налога на прибыль организаций; налога ни имущество организаций; НДС (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности));
  • индивидуальные предприниматели: налог на доходы физических лиц; налог на имущество физических лиц; НДС (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности)). Объект налогообложения (по выбору налогоплательщика): доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка налога: 6% (при выборе объекта налогообложения «доходы»);
  • 15% (при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы». На основании п.2 ст. 346.20 НК РФ законами субъекта РФ ставка может быть снижена до 5%. Предел дохода 60 миллионов в год. После превышения плательщик переходит на общую систему налогообложения.

Не могут применять УСН:
— организации (не ИП), имеющие филиалы и (или) представительства (обособленное подразделение не являющееся филиалом или представительством можно иметь на упрощенке);
— банки;
-страховщики (страховым агентам и страховым брокерам можно быть на упрощенке);
— негосударственные пенсионные фонды;
— инвестиционные фонды;
— профессиональные участники рынка ценных бумаг;
— ломбарды;
— организации(ИП), занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
— организации(ИП), занимающиеся игорным бизнесом;
— нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
— организации(ИП), являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
— организации(ИП), переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 Налогового Кодекса;
— организации(ИП), в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
— организации(ИП), средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, превышает 100 человек;
— организации(ИП), у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей;
— бюджетные организации;
— иностранные организации.

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). С 2013 года имеет добровольный порядок применения. Обычно является намного более выгодной чем УСН. Плательщики: юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Налоговый период: квартал. Данный специальный налоговый режим применяется только в отношении определенных видов деятельности (пункт 2 статьи 346.26 Кодекса). Величина налога определяется расчетным путем и зависит от физических показателей, характеризующих определенные виды деятельности, и базовой доходности в месяц (пункт 3 статьи 346.29 Кодекса).

1. оказание бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;
2. оказание ветеринарных услуг;
3. оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
4. оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);
5. оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
6. розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м. по каждому объекту организации торговли. Для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 кв. м. по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;
7. розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
8. оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м. по каждому объекту организации общественного питания. Для целей настоящей главы оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 кв. м. по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;
9. оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
10. распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;
11. размещение рекламы на транспортных средствах;
12. оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 кв. м.;
13. оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;
14. оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.
При условии, что для этой деятельности в вашем регионе установлен ЕНВД его могут применять все, кроме тех, кому ЕНВД применять нельзя:
а) не имеют права применять ЕНВД крупнейшие налогоплательщики.
б) налогоплательщики, оказывающие услуги общественного питания в учреждениях образования, здравоохранения и соц.обеспечения.
в) организации и ИП, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
г) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов (кроме некоторых организаций, см.ст.346.26 НК);
д) ИП, перешедшие на патентную ситему налогообложения;
ж) организации и ИП не имеют права применять ЕНВД при передаче в аренду автозаправочных станций и автогазозаправочных станций.

Патентная система налогообложения обычно является самой выгодной системой налогообложения, при условии, что вы уже прилично зарабатываете. К сожалению она применяется только ИП и при условии, она введена в действие законом вашего субъекта Российской Федерации. Например, в Москве и Московской области она введена в действие.
Патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Патентная система налогообложения применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
1) ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;
2) ремонт, чистка, окраска и пошив обуви;
3) парикмахерские и косметические услуги;
4) химическая чистка, крашение и услуги прачечных;
5) изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц;
6) ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий;
7) ремонт мебели;
8) услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий;
9) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;
10) оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом;
11) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом;
12) ремонт жилья и других построек;
13) услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ;
14) услуги по остеклению балконов и лоджий, нарезке стекла и зеркал, художественной обработке стекла;
15) услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству;
16) услуги по присмотру и уходу за детьми и больными;
17) услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома;
18) ветеринарные услуги;
19) сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности;
20) изготовление изделий народных художественных промыслов;
21) прочие услуги производственного характера (услуги по переработке сельскохозяйственных продуктов и даров леса, в том числе по помолу зерна, обдирке круп, переработке маслосемян, изготовлению и копчению колбас, переработке картофеля, переработке давальческой мытой шерсти на трикотажную пряжу, выделке шкур животных, расчесу шерсти, стрижке домашних животных, ремонту и изготовлению бондарной посуды и гончарных изделий, защите садов, огородов и зеленых насаждений от вредителей и болезней; изготовление валяной обуви; изготовление сельскохозяйственного инвентаря из материала заказчика; граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике; изготовление и ремонт деревянных лодок; ремонт игрушек; ремонт туристского снаряжения и инвентаря; услуги по вспашке огородов и распиловке дров; услуги по ремонту и изготовлению очковой оптики; изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов на семейные торжества; переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы; зарядка газовых баллончиков для сифонов, замена элементов питания в электронных часах и других приборах);
22) производство и реставрация ковров и ковровых изделий;
23) ремонт ювелирных изделий, бижутерии;
24) чеканка и гравировка ювелирных изделий;
25) монофоническая и стереофоническая запись речи, пения, инструментального исполнения заказчика на магнитную ленту, компакт-диск, перезапись музыкальных и литературных произведений на магнитную ленту, компакт-диск;
26) услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства;
27) услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления;
28) проведение занятий по физической культуре и спорту;
29) услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
30) услуги платных туалетов;
31) услуги поваров по изготовлению блюд на дому;
32) оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом;
33) оказание услуг по перевозке грузов водным транспортом;
34) услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка);
35) услуги, связанные с обслуживанием сельскохозяйственного производства (механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные работы);
36) услуги по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству;
37) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
38) занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности;
39) осуществление частной детективной деятельности лицом, имеющим лицензию;
40) услуги по прокату;
41) экскурсионные услуги;
42) обрядовые услуги;
43) ритуальные услуги;
44) услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров;
45) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;
46) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети;
47) услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания.

При применении патентной системы налогообложения индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера. При этом средняя численность наемных работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем.
Патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года.
Налогоплательщик утрачивает право на применение патентной системы налогообложения и переходит на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент в случае если с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения и УСНО, превысили 60 млн. рублей.

II. Схемы минимизации налогообложения

К одной из самых многочисленных групп относятся финансовые схемы, ориентированные на полное или частичное уклонение от действующего в стране налогообложения. Поскольку все разнообразие вариантов применяемых на практике схем подобного рода представить в данной работе невозможно (хотя бы в силу ограниченности места), рассмотрим лишь наиболее типичные из них.
Схема зачета НДС псевдоэкспортеру
После внесения в 1999 г. изменений в ст. 7 Закона о НДС, продублированных затем в ст. 167 НК РФ, была закрыта практическая возможность зачета НДС с помощью реализации вексельных схем, основанных на операции встречного обмена “дружескими” векселями. Данная финансовая схема была разработана как альтернативная вексельной. Она также предназначена для увода предприятий, работающих на внутреннем рынке (неэкспортеров), от уплаты накопившегося долга по налогу на добавленную стоимость (НДС).
В основе построения данной схемы лежат:
— налоговая асимметрия, заложенная в налоговом законодательстве РФ: предприятие-экспортер имеет право на возврат (зачет) НДС, неэкспортер таких льгот не имеет ;
недостатки в институциональной организации финансового контроля за оформлением экспортных операций (отсутствие безличностных стандартных процедур контроля).
существование практической возможности накапливать задолженность предприятий по уплате НДС.
Как показал анализ, чтобы построить требуемую финансовую схему, организационный плацдарм должен иметь следующие минимально необходимые компоненты (см. рис. 4.3.13):

На рис. 4.3.13 условно изображено:
предприятие-неэкспортер, имеющее накопленный долг по уплате НДС;
предприятие-экспортер, осуществляющее законный вывоз какой-то продукции за пределы таможенной границы (госграницы);
рамка налогового законодательства РФ, предусматривающего разные права по уплате НДС для экспортера и неэкспортера;
отсутствующая институциональная структура, которая препятствовала бы возможности получать статус экспортера тому предприятию, которое экспортом не занимается.
Таким образом, на рис. 4.3.13 хорошо видно, что плацдарм содержит как минимум три типа разрывов:
а) в налоговом законодательстве;
б) в процессе фактически осуществляемых платежей НДС в бюджет;
в) в организации контроля за приобретением статуса экспортера.
Если удается таким образом организовать финансово-инженерный плацдарм, то открывается практически легальная возможность получения права на зачет (списание долга) по НДС неэкспортеру. Основная идея схемы состоит в том, чтобы реально осуществляемый экспорт одного предприятия документально оформить на другое (сделать его псевдоэкспортером), что в дальнейшем позволит последнему списать накопленный долг как законный зачет НДС у экспортера. Один из вариантов подобной финансовой схемы, активно реализуемой в современной практике деятельности российских предприятий, представлен на рис. 4.3.14.
Данная схема осуществляется с позиции реального экспортера (1) – вход в схему позиции ФИ. Вторым шагом является передача статуса экспортера предприятию-должнику бюджета по уплате НДС (2). Для этого оформляется подлинный экспортный контракт между покупателем-нерезидентом и псевдоэкспортером с соблюдением всех требуемых законодательством формальностей. Затем осуществляется реальный экспорт продукции со склада предприятия-экспортера (3) и передача его покупателю-нерезиденту. Покупатель оплачивает продукцию в соответствии с контрактом, переводя деньги (экспортную выручку) на расчетный счет псевдоэкспортера (4). Пятым шагом псевдоэкспортер переводит выручку плюс комиссионные за предоставленные услуги (дисконт) на расчетный счет реального экспортера (5). Получив подтверждение о получении денег на свой счет, экспортер передает документы (6), необходимые псевдоэкспортеру для обращения в налоговые органы, чтобы получить право на зачет НДС и списание накопленного ранее долга (7). В свою очередь, реальный экспортер получает дополнительный финансовый результат (дисконт) в размере порядка 30 % от суммы налога, подлежащего к зачету (8).
В таблице 4.2 сделан расчет эффективности данной схемы на условный 1 млн. руб. задолженности по НДС, подлежащей списанию (для другой суммы все цифры меняются пропорционально).
Таблица 4.2
Расчет эффективности финансовой схемы зачета НДС (рис.4.3.14)

Сумма НДС (задолженность, подлежащая списанию) Руб. 1 000 000, 00
Норма прибыли (по договоренности) % 0,50%
Стоимость услуг грузоотправителя, включая НДС (20%) Руб. 1 200,00
Согласованная ставка дисконта НДС % 30,00%

Содержание операции % Сумма, руб. Дт Кт Документ для обоснования проводки
1 2 4 5 6 7
1 Оприходован товар по себестоимости 5000000,00 41 60 Приходная накладная, счет-фактура
2 Учтен НДС по оприходованному товару 20.0 1000000,00 19 60 Приходная накладная, счет-фактура
3 Товар отгружен на экспорт 5026000,00 62 46 Грузовая таможенная декларация
4.1 Начислено вознаграждение отправителю по себестоимости 1000,00 20 60 Счет-фактура, счет отправителя
4.2 Учтен НДС по услуге отправителя 20,0 200,00 19 60 Счет-фактура, счет отправителя
5 Получено за товар от нерезидента 5026000,00 51 62 Платежное поручение, выписка банка
6 Перечислено за товар поставщику (в т.ч. НДС) 6000000,00 60 51 Платежное поручение, выписка банка
7.1 Списана себестоимость товара 5000000,00 46 41 Приходная накладная
7.2 НДС отнесен на расчеты с бюджетом («списан НДС») 1000000,00 68 19 Счет-фактура, выписка банка
1 2 4 5 6 7
8 Перечислено за услуги отправителю ( в т.ч. НДС) 1200,00 60 51 Выписка банка
9 НДС по услуге отправителя отнесен на расчеты с бюджетом 200,00 68 19 Счет-фактура, выписка банка
10 Начислен налог на пользователей автодорог 2,5 650,00 20 67
дор
Расчет бухгалтерии
10.1 в т.ч. в Территориальные дорожные фонды 2,00 520,00 Расчет бухгалтерии
10.2 в Федеральный дорожный фонд 130,00 Расчет бухгалтерии
11 Определен финансовый результат от хозяйственной деятельности 24350,00 46 80 Расчет бухгалтерии
12 Начислен налог на содержание жил. фонда 1,5 390,00 80 68 сж Расчет бухгалтерии
13 Начислен налог на прибыль 30,0 7305,00 68 80

Продолжение таблицы 4.2

I Расходы экспортера, всего 983545,00
В т.ч.
Сумма, недостающая для оплаты товара («наполнение») 974000,00
Услуги грузоотправителя 1200,00
Налог н пользователей автодорог 650,00
Налог на содержание жил. фонда 390,00
Налог на прибыль 7305,00

II Доходы экспортера, всего 1274000,00
В т.ч.:
Сумма зачета НДС (погашение задолженности по НДС) 1000000,00
Дисконт по НДС (вознаграждение за услуги) 274000,00

III Экономия (эффективность схемы) 290455,00
То же в процентах от понесенных затрат % 29,53%

В таблице также указаны бухгалтерские проводки (Дт., Кт.), необходимые для практической реализации схемы, а также требуемые для обоснования проводок документы. Норма прибыли экспортной операции (в целях налогообложения) и дисконт (вознаграждение реального экспортера за услуги по списанию долга) согласуются заранее и никак не влияют на задачу, решаемую схемой. Контрактная стоимость реального экспорта специально рассчитывается так, чтобы в итоге оказалась списанной требуемая сумма задолженности по НДС.
Таким образом, общий итог реализации такой схемы:
у экспортера – дисконт в 30 % от подлежащего к зачету НДС;
у неэкспортера – списанный долг по НДС;
в бюджете – образовавшаяся “дыра” в размере списанного долга.
Схема использования “проблемного банка”Другой финансовой схемой, позволяющей списывать практически любую задолженность предприятий по налогам во все бюджеты, является схема использования “проблемного банка”. Данная схема была особенно распространена в конце 1998–начале 1999 гг., когда после августовского кризиса и дефолта появилось множество банков, которые в большей или меньшей степени подходили под категорию “проблемных”. Принципиальным условием, создавшим возможность построения схемы, явилось Постановление Конституционного суда РФ № 24-П от 12.10.98 г. В результате этого решения КС РФ, по замыслу направленного на защиту интересов законопослушных предприятий–налогоплательщиков от произвола некоторых банков в отношении средств клиентов, возникла ситуация, которая тут же была использована в качестве финансово-инженерного плацдарма для построения схемы ухода от налогов (см. рис. 4.3.15).
На рис. 4.3.15 схематично изображена следующая ситуация: предприятие имеет долг по налоговым платежам, дает поручение банку (в котором открыт расчетный счет) перечислить требуемую сумму на корсчет бюджета, но деньги туда не попадают (неважно, по какой причине). При этом в рамках законодательства (с учетом Постановления КС РФ) такое предприятие не считается должником по налогам (долг аннулируется).
На схеме рис. 4.3.15 видно, что ситуация содержит три вида разрывов:
зачисление денег в бюджет и списание их со счета плательщика – не одно и то же;
долг предприятия-налогоплательщика и списание со счета – разные вещи;
работа банка (сохранение лицензии) при его неплатежеспособности (непогашенных долгах кредиторам);
Смысл финансовой схемы, которая была реализована поверх данных разрывов, состоял в следующем. Нужно было так достроить (до-организовать) плацдарм, чтобы на расчетный счет предприятия (должника бюджету) зачислять, а затем с него списывать не “живые” деньги, а фиктивные, расчетные (которые нельзя было бы использовать для уплаты налогов; в разделе 3.4 они назывались “долговыми деньгами”), при этом уводить предприятие-должника от санкций налоговых органов, “прикрываясь” решением КС РФ от 12.10.98 г.

На рис. 4.3.16 показан вариант подобной финансовой схемы, реализованный целым рядом “лопнувших” впоследствии банков.
Схема реализовывалась с позиции проблемного банка: на рис. 4.3.16 под цифрой (1) – вход ФИ в позицию банкира. Используя посредническую (чаще всего аффилированную) фирму, находился клиент – предприятие, желавшее за определенную плату списать накопившийся долг по налогам. Дальше последовательность действий по схеме состояла в следующем.
Через посредника предприятию-должнику продавался с дисконтом собственный вексель банка, номинал которого равнялся сумме подлежащего списанию долга. На рис. 4.3.16 принято условно – вексель номиналом 100 денежных единиц продается (передается посредником по индоссаменту) за 60 единиц (шаги 2, 3, 4). Полученный банковский вексель затем предъявляется банку к погашению по номиналу (5).
Погасив вексель, банк начисляет на расчетный счет предприятия 100 денежных единиц (6). Затем предприятие давало поручение банку уплатить долг по налогам “имеющимися” теперь на его счету 100 денежными единицами (7).
Банк списывал 100 единиц с расчетного счета предприятия. Одновременно – в соответствии с указанным выше решением КС РФ – прекращалась обязанность предприятия по уплате налогов в размере 100 денежных единиц (8). Но поскольку реальные деньги на счет предприятия не поступали, то и списание долга по налогам не могло сопровождаться перечислением денег на корсчет бюджета.

Финансовый результат реализации схемы (9):
у банка доход 60 денежных единиц;
у предприятия списан долг в 100 за 60 (экономия на налогах 40);
в бюджете – “дыра” в 100 единиц.
Долг бюджету при этом числился за банком. Но поскольку активы у банка отсутствовали, то и взять с него было нечего. Через какое-то время (обычно через полгода разбирательств в арбитражных судах) лицензия такого банка отзывалась, банк прекращал существование. Но за это время подобная схема могла быть реализована многократно.
Хотя ЦБ РФ в 1999 г. принял ряд мер для блокирования некоторых действий проблемных банков (в частности, теперь продать банк с лицензией, но без активов нельзя), потенциальная возможность практического осуществления данной схемы каким-либо банком в будущем, на наш взгляд, остается. Обусловлена подобная возможность тем, что не устранена главная причина: ни действующее финансовое законодательство, ни инструкции ЦБ РФ пока “не видят” схемную форму организации современной деятельности экономических и финансовых субъектов. Нормативные акты до сих пор разрабатываются в предположении, что юридические лица работают полностью самостоятельно и ответственны только за индивидуальные действия (что во многих случаях уже не так).
Схема минимизации налогообложения ФОТ
Для уклонения от налогообложения используются на практике не только проблемные банки, но и вполне благополучные. Примером финансовой схемы, организующей подобный процесс, может служить схема, построенная на следующем плацдарме (см. рис 4.3.17).

На рис. 4.3.17 схематизирована ситуация, в которой работают практически все российские предприятия. Суть в том, что по действующему законодательству на каждый рубль начисленной работникам заработной платы предприятие обязано начислять до 1,1 рубля различных налогов. Многим руководителям предприятий такая налоговая нагрузка представляется чрезмерно высокой. А поскольку в стране до сих пор отсутствует эффективный, институционально организованный контроль за фактическим получением гражданами своих доходов, возникает ситуация разрыва, которую нетрудно превратить в финансово-инженерный плацдарм для практически законного и весьма значительного уменьшения налогообложения ФОТ. И, по нашим данным, многие предприятия этим успешно пользуются, разрабатывая и реализуя соответствующие финансовые схемы. Один из вариантов представлен на рис. 4.3.18.

На рис. 4.3.18 изображен тот же плацдарм, только специально достроенный таким образом, чтобы появилась возможность использовать институциональный разрыв, не нарушая при этом действующего законодательства. В данном случае элементом, замыкающим финансовые операции схемы, является банк. Заняв позицию банкира (1), ФИ следующим шагом заключает договор с предприятием, желающим уменьшить налогообложение ФОТ (2). Предметом договора является альтернативный способ оплачивать труд работников предприятия, позволяющий снизить фактически начисляемый ежемесячно ФОТ до минимально допустимого (законодательством о труде) уровня (3).

Суть способа состоит в том, чтобы выдать работникам предприятия долгосрочные ссуды на крупные суммы с условием, что они их тут же положат на долгосрочный депозит в этом же банке (4). Фактически речь идет не о реальном движении денежных сумм, а о соответствующем оформлении договорных документов (кредитных и депозитных). При этом расчет состоит в том, чтобы выплачиваемые ежемесячно проценты по депозитным вкладам (за минусом процентов по ссудам) (5) компенсировали уменьшение (до уровня ММОТ) заработной платы из ФОТ. В свою очередь, затраты банка по указанным банковским операциям должны компенсироваться заинтересованным предприятием за счет уплаты повышенных процентов по кассовому обслуживанию этого предприятия (6).
Результатом реализации данной схемы является (7):
для предприятия – экономия до 30 % средств, уплачиваемых в виде налогов;
для банка – увеличение активов, а также прочная “привязка” к себе крупного клиента;
для бюджета – образование “дыры” в налоговых доходах в размере суммы дополнительных доходов того и другого. Схема ухода от
налогообложения прибыли
Плацдарм для построения данной схемы, основывается на ситуации, обусловленной, с одной стороны, двойственной трактовкой векселя в российском законодательстве, с другой – возможностью произвольного (по соглашению сторон) установления величины дисконта при продаже (приобретении) векселя.
Согласно ст. 815 ГК РФ вексель – это один из способов оформить обязательства по долгу (займу), и в то же время это вид имущества (ценная бумага), приобретение которого должно быть зафиксировано в финансовом балансе предприятия (например, проведено по счету 58 “Краткосрочные финансовые вложения”). В то же время Закон РФ от 11.03. 97 г. №48-ФЗ “О переводном и простом векселе” допускает, что любая организация может выдать вексель. При этом Законом не предусматривается, необходимость институционального контроля за установлением величины вексельного дисконта (при приобретении векселя). По умолчанию предполагается, что эта операция всегда правильно отражается в финансовом балансе (см. рис. 4.3.19).

На рис. 4.3.19 показано, что предприятие (особенно малое), имеющее прибыль, но не желающее платить налог на прибыль, может легко воспользоваться разрывами в законодательных условиях обращения векселей. Ниже представлен один из вариантов схемы использования векселя для ухода от уп-латы налога на прибыль (см. рис. 4.3.20).

Смысл, заложенный в схему рис. 4.3.20 состоит в том, чтобы имеющуюся у предприятия прибыль (например, в размере 100 условных единиц) формально аннулировать путем приобретения на эту сумму векселя посреднической фирмы (в балансе пройдет сумма, равная номиналу векселя). Фактически же израсходовать на покупку векселя (в силу его малоценности) лишь малую долю прибыли (например, 3%), вернув (в соответствии с предварительной договоренностью с фирмой-эмитентом) 97% суммы “теневым” образом.

По шагам схема рис. 4.3.20 реализуется следующим образом:
(1) – вход в схему финансово-инженерной позиции;
(2) – заключение договора с фирмой-посредником: формально – договора-займа на 100 условных единиц; фактически – договора на оказание посреднических услуг на использование малоценного векселя фирмы за 3% от номинала;
(3) – принятие на баланс векселя номиналом 100 единиц; официальная оплата векселя (по номиналу);
(4) – фиксация в отчетности: прибыль = 0; долг по платежу налога на прибыль = 0;
(5) – возвращение прибыли за минусом 3% комиссионных;
Результат реализации схемы (6):
для предприятия-должника – 97 % прибыли уведено из-под налогообложения; формально – долга по налогу нет;
для фирмы-посредника – заработано 3% за услуги;
для бюджета – “дыра” в размере 30 единиц.
Схема ухода от налогообложения
при скупке векселей с дисконтом
В соответствии с налоговым законодательством при погашении векселя с дисконтом эмитент (компания или физическое лицо) обязан платить налог на доход аналогично налогу на дивиденды. Однако отсутствие непрерывного институционального контроля за процессами вексельного обращения создает возможность легко уходить от данного вида налогообложения. Плацдарм, содержащий разрывную ситуацию, позволяющую построение финансовой схемы уклонения от налога, представлен на рис. 4.3.21.

На рис. 4.3.21 показано, что в соответствии с законодательством любое предприятие (физическое лицо) может выпустить в обращение вексель. При этом не существует институтов контроля за ценообразованием векселей и теми доходами, которые при этом извлекают экономические субъекты. Один из вариантов схемы уклонение от налогообложения дохода по вексельным операциям (при скупке собственных векселей с дисконтом), представлен на рис. 4.3.22.
Смысл, заложенный в схему, состоит в том, чтобы через посредника осуществить обмен скупаемых с дисконтом векселей на другие векселя, часть из которых – “короткие” – тут же гасятся по номиналу, а другая часть – “длинные” (в которых собран дисконт) – блокируется от погашения на длительный срок.
Схема реализуется следующим образом. Пусть вексель “К” имеет номинал 100 условных единиц и продается на рынке векселей за 80. Если компания-эмитент его купит по этой цене, она обязана будет заплатить налог с суммы в 20 единиц дохода. Однако в этом случае поступают по-другому: заняв финансово-инженерную позицию (1), подыскивают посредническую фирму, которая за 2–3% от номинала осуществит скупку веселей “К” номиналом 100 по цене 80 единиц (2). Третьим шагом фирма-посредник меняет скупленные векселя “К” на векселя новой эмиссии двух видов:
“П” номиналом 80 (с коротким сроком погашения);
“Д” номиналом 20 (с длинным сроком погашения).
Обмен осуществляют 100 на 100. Для завершения схемы четвертым шагом (4) погашаются векселя “П” по их номиналу – за 80 единиц. Остальные векселя “Д” (на 20 единиц, т.е. сумму дисконта) фирма-посредник возвращает “теневым” образом эмитенту на блокировку (5), взамен получая комиссионные за услугу (6).
Результатами реализации схемы являются (7):
скупленные с дисконтом векселя “К”;
дисконтный доход от скупки 20;
формальное отсутствие долга по налогу на доход.
Схема легализации “теневых” доходовСитуация, в которой возникает принципиальная возможность “отмывания” незаконно полученных доходов, может быть представлена следующим образом (см. рис. 4.3.23).
На рис. 4.3.23 показано, что в настоящее время законодательством предусмотрен контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам (НК, ч. 1, ст. 31, п. 10). В то же время отсутствуют институциональные механизмы (непрерывная процедура) контроля способов получения физическими лицами своих доходов: достаточно иметь документы, подтверждающие законность полученных доходов. На этом и строится схема легализации доходов, полученных “теневым” путем (см. рис. 4.3.24).

Чтобы реализовать схему, достаточно занять позицию “предприни-мателя” (вход в схему – 1). Вторым шагом (2) подыскивается (или создается) подставная фирма, занимающаяся легальной деятельностью на товарном рынке. Между предпринимателем и этой фирмой организуется фиктивный документооборот (договоры, товарные накладные и проч.). Но чтобы создать иллюзию реальности торговли и легального финансирования торговых операций с фирмой, предприниматель берет в банке краткосрочный кредит (например, под залог имеющейся у него недвижимости) на определенную сумму (3).
Когда документальные формальности соблюдены, финансовая документация оформляется таким образом, чтобы подставная фирма имела “убыток”, а предприниматель – “прибыль” в требуемом размере (4). После этого предприниматель возвращает банковский кредит (5) и возвращает (“теневым” образом) тот “убыток”, который якобы имела фирма в процессе пседоторговли с предпринимателем (6).
Результаты реализации схемы (7):
для “предпринимателя” – легальный доступ на любой рынок;
для подставной фирмы – комиссионный доход, полученный вместе с возвращенными деньгами (“убытком”).