Налогообложение субсидий для малого бизнеса

Комментарий к Федеральному закону от 07.03.2011 N 23-ФЗ

Вступил в силу Закон, который внес поправки сразу в четыре главы НК РФ: по НДФЛ, налогу на прибыль, налогу при УСНО и ЕСХН. Они устанавливают льготный порядок налогообложения субсидий, полученных на развитие бизнеса организациями и предпринимателями в соответствии с Законом о развитии малого и среднего предпринимательства (Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). Эти поправки распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.
Раньше такую субсидию (полученную из регионального или местного бюджета (Пункт 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ)) нужно было в полной сумме включать в доход и платить с нее налог в соответствии с применяемым режимом налогообложения (Статья 250 НК РФ). То есть часть субсидии приходилось сразу же вернуть в бюджет в виде налога.
Теперь же установлен специальный порядок учета субсидий в доходах (Пункт 4 ст. 223, п. 4.3 ст. 271, п. 2.3 ст. 273, пп. 1 п. 5 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.17 НК РФ (в ред. Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ)):
— в течение 2 лет со дня получения субсидии она включается в доходы на ту же дату, на которую учитываются расходы, произведенные за счет этой субсидии, и в сумме этих расходов. То есть если, например, всю сумму субсидии вы потратите в первый год, то в этом году вы покажете всю сумму субсидии как доход и одновременно отразите произведенные за счет нее расходы. И в итоге для целей налогообложения результат от этих операций будет нулевым;
— если к окончанию второго года субсидия (или ее часть) останется неизрасходованной, то ее надо будет включить в доходы второго года.
Но такой порядок учета не распространяется на случаи, когда за счет субсидии приобретено амортизируемое имущество, например основное средство.
Если за счет субсидии амортизируемое имущество приобретает организация или предприниматель, применяющие ОСНО (организация уплачивает налог на прибыль, предприниматель уплачивает НДФЛ), то потраченная на это сумма субсидии учитывается в доходах (Пункт 4 ст. 223, п. 4.3 ст. 271, п. 2.3 ст. 273 НК РФ (в ред. Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ)):
— в течение всего срока начисления амортизации по этому имуществу — ежемесячно в сумме начисленной амортизации (Пункты 1, 3, 5 ст. 259.1 НК РФ);
— при ликвидации основного средства — на дату ликвидации в сумме остаточной стоимости. То есть во внереализационных расходах надо отразить остаточную стоимость ликвидируемого основного средства (Подпункт 8 п. 1 ст. 265 НК РФ) и такую же сумму субсидии надо отразить во внереализационных доходах;
— при продаже недоамортизированного основного средства — на дату продажи в сумме остаточной стоимости. То есть в доходы надо включить выручку от реализации основного средства и сумму субсидии, равную остаточной стоимости, а в расходы — остаточную стоимость основного средства (Подпункт 1 п. 1 ст. 268 НК РФ). В итоге налог придется заплатить со всей выручки от реализации.
Организации и предприниматели, которые применяют упрощенку с объектом «доходы минус расходы», и плательщики ЕСХН при приобретении основного средства за счет субсидии стоимость этого основного средства учитывают в течение года в расходах равными долями. То есть на последнее число отчетного периода часть стоимости основного средства надо показать и в доходах, и в расходах. А вот при продаже или ликвидации основного средства, приобретенного за счет субсидии, порядок отражения доходов и расходов будет такой же, как и у тех, кто применяет общий режим налогообложения (Подпункт 1 п. 2, пп. 1, 2 п. 4, абз. 6 пп. 2 п. 5 ст. 346.5, пп. 1 п. 1, п. п. 3, 4 ст. 346.16 НК РФ).
Организации и предприниматели, применяющие УСНО с объектом «доходы», тоже могут отражать субсидию в доходах по мере расходования денег. Для этого им нужно будет вести учет расходов, произведенных за счет субсидии. Об этом прямо сказано в поправках (Пункт 1 ст. 346.17 НК РФ (в ред. Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ)).
Кроме того, поправками уточнено, что субсидии, полученные от центра занятости населения на открытие своего дела, «доходными» упрощенцами — бывшими безработными также учитываются в льготном порядке при условии ведения учета израсходованных сумм. Ранее об этом говорили Минфин и ФНС в своих письмах. При этом они разъясняли, что сумма субсидии должна отражаться в Книге учета доходов и расходов одновременно и в графе 4 «доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы», и в графе 5 «расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы». Но отраженные в Книге расходы, произведенные за счет субсидии, и равные этим расходам доходы не нужно переносить в декларацию по УСНО.

Отметим, что поправками так и не решен вопрос о порядке налогообложения субсидии, если она получена плательщиком ЕНВД и полностью израсходована на «вмененную» деятельность. Налоговики наверняка решат, что эта субсидия не является доходом, полученным от «вмененной» деятельности, а значит, должна облагаться налогами в рамках или общего режима, или УСНО. Но при целевом ее расходовании в течение 2 лет со дня получения налоги все равно платить не придется. Ведь учет этой субсидии нужно будет вести в порядке, установленном либо для упрощенцев, либо для плательщиков налога на прибыль. Правда, за периоды, когда учитывались расходы, произведенные за счет субсидии, придется сдавать две декларации: одну — по ЕНВД, а другую — по налогу на прибыль или по упрощенке. Кстати, именно так советуют делать налоговики вмененщикам — бывшим безработным, получившим субсидию от центра занятости населения (Пункт 1 Письма ФНС России от 19.08.2010 N ШС-37-3/9373@).

Минусы программы субсидирования в рамках новой программы 2019 года

В чем подвох субсидии 2019 года? Можно отметить ряд следующих минусов, с которыми предстоит столкнуться обращающемуся гражданину в Департамент:

  • Среди определенного количества минусов, одним из ключевых является увеличение очередей. За счет более удобных условий, расширяется численность потенциальных желающих стать в очередь. Если еще несколько лет назад нужно было подождать выдачу заветного сертификата со стороны государства два-три года, теперь же средний показатель варьируется в течение пяти лет.
  • Жилье в новостройках теперь не может быть приобретено, средства выдаются исключительно на приобретение объектов, ориентированных на средний класс. Своеобразным исключением является выдача определенной суммы материальной помощи для лиц, которые стали на подобный учет как нуждающиеся в субсидии в срок, начиная с января месяца 2011 года. Отмечается возможность для данной категории граждан приобрести недвижимость в новом доме, как вариант, вступить в долю при непосредственном возведении нового жилого объекта.
  • Важно отметить такой недостаток как требование относительно наличия постоянного уровня доходности. Ранее такое требование не было предусмотрено, следовательно, рассчитывать на получение данной материальной помощи в виде субсидии могли все без исключения. Стоит отметить, речь идет именно об официальном источнике доходов (достаточно указать, что для постановки в очередь необходимо предоставить справку с организации о заработной плате, причем за период последнего года).
  • Продолжает минусы субсидии также своеобразное процентное значение выплачиваемой субсидии, а именно, 30% от стоимости недвижимости. К примеру, в рамках новой программы, на семью из двух человек, размер субсидии составит 600000 рублей, при семье из трех человек – 800000 рублей. Если же состав семейства включает в себя четыре и более человека, на них выдается порядка 1000000 рублей. Единственным смягчающим фактором является учет, являются ли молодые люди многодетными, если да, то компенсация может варьироваться в пределах 40-100% (в зависимости от численности детей). Оставшаяся сумма средств будет передана потенциальному получателю банком в качестве ипотечного кредита.
  • Устанавливается максимальное количество выданных материальных средств в распоряжение семьи (вне зависимости от численности граждан в составе). Это значение установлено в 2,2 миллиона российских рублей, но, согласно принятой практике, данный показатель весьма сложно превзойти.
  • Одним из главных недостатков, на которые указывают отзывы о субсидии, является запрет относительно приобретения недвижимости на вторичном рынке. Следовательно, единственно возможным вариантом использования субсидии станет приобретение жилой площади для второго класса.
  • Наконец, последним минусом действующих правил оформления субсидии, является необходимость регулярно выплачивать предусмотренную ипотеку. Суть в том, что пока семья не выплатит в полном объеме действующую ипотеку, она не сможет стать с точки зрения действующего законодательства полноценным собственником полученного жилья.

Является ли это свидетельством того что субсидия развод, а может и нет, решать каждому, кто решит воспользоваться данным видом государственной помощи.

Отражается ли субсидия в книге доходов и расходов

сообщаем следующее: Действующее Законодательство не содержит ответа на Ваш вопрос.

Рекомендуем Вам в обязательном порядке обратиться в Минфин России.

При буквальном подходе к нормам законодательства данные бюджетные средства не включаются ни в состав доходов ТСЖ на УСН, ни в состав затрат при их расходовании.

Обоснование.

В соответствии с п. 1 ст. 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) доходы организаций подразделяются на доходы от реализации и внереализационные доходы.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, указаны в ст. 251 Кодекса.

Согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств бюджетов, выделяемых осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Таким образом, денежные средства, полученные ТСЖ из бюджета на капитальный ремонт многоквартирных домов в рамках реализации указанного Федерального закона, не включаются в налоговую базу по налогу.

В статье 15 Закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» сказано, что капитальный ремонт многоквартирных домов, указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи, обязательно должен включать в себя выполнение работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (тепловой энергии, горячей воды и холодной воды, электрической энергии, газа), и узлов управления и регулирования потребления указанных коммунальных ресурсов в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и других нормативных правовых актов Российской Федерации. Но законе ничего не сказано о расходах на установку газовых котлов с внутренними системами теплоснабжения и горячего водоснабжения.

Поэтому это основание применять ТСЖ не может.

В пункте 2 статьи 251 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов. На основании статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом.

Таким образом, если в уставе ТСЖ сказано, что НКО уполномочено получать субсидии на установку газовых котлов с внутренними системами теплоснабжения и горячего водоснабжения по программе Энергосбережение и повышение энергетической эффективности, то получается, то названные средства получены на ведения деятельности НКО и не должны включаться в базу по УСН.

Однако, если ссылки на эти документы в уставе отсутствуют, то ТСЖ лучше признать в составе доходов и расходов средства субсидии. Официальных разъяснений по данному вопросу нет.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Ситуация: Нужно ли на упрощенке включать в доходы средства государственной помощи (например, субсидии), которые в целях налогообложения не относятся к средствам целевого финансирования

Да, нужно.

Организации на упрощенке учитывают при расчете единого налога следующие виды доходов:*

  • доходы от реализации согласно статье 249 Налогового кодекса РФ;
  • внереализационные доходы согласно статье 250 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ.

Доходы, которые не увеличивают налоговую базу по единому налогу, указаны в перечне, приведенном встатье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:

  • в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете единого налога.

При этом в целях расчета налога на прибыль иные формы государственной помощи учитываются в составе доходов от реализации или внереализационных доходов. А значит, при расчете единого налога такие средства государственной помощи также нужно учесть в увеличение налоговой базы (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

Порядок учета в доходах таких средств государственной помощи зависит от их назначения:

  • средства получены в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства или на содействие самозанятости безработных граждан;
  • средства получены по сертификату на привлечение сотрудников в субъекты РФ, которые включены в перечень приоритетных в соответствии с Законом от 19 апреля 1991 г. № 1032-1;
  • средства получены для использования по иному назначению.

Если средства государственной помощи в виде субсидии получены в рамках государственной поддержкималого и среднего предпринимательства, а также на содействие самозанятости безработных граждан, они включаются в доходы пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки. При этом такие средства нужно включить в доходы в полной сумме в срок не более:

  • двух лет – по субсидиям в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • трех лет – по субсидиям, полученным на содействие самозанятости безработных граждан, а также на привлечение трудовых ресурсов в субъекты РФ, которые включены в перечень приоритетных. При нарушении условий получения субсидий по данным основаниям всю сумму субсидии нужно учесть в доходах единовременно в период допущения такого нарушения.

В случае когда к концу второго (третьего) года израсходована не вся сумма субсидий, включите в доходы этого периода весь неизрасходованный остаток.

Такой порядок предусмотрен абзацами 4, 5, 6, 8 и 9 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Независимо от того, какой объект налогообложения применяет организация, субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, на содействие самозанятости безработных граждан, а также на привлечение трудовых ресурсов в субъекты РФ, которые включены в перечень приоритетных, отражают в книге доходов и расходов одновременно в графе 4 и 5 раздела I. При этом организации, которые применяют объект «доходы», при определении облагаемого налогом дохода суммы субсидий, указанные в графе 4, учитывать не должны. Это следует из положений абзаца 7 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 3 марта 2014 г. № 03-11-11/8826 и ФНС России от 21 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9835.

При этом организации, которые рассчитывают единый налог с разницы между доходами и расходами, израсходованные субсидии отражают в налоговой декларации как в составе доходов, так и в составе расходов. А организации с объектом «доходы» эти суммы при заполнении декларации не учитывают. Такой порядок разъяснен в письме ФНС России от 19 августа 2010 г. № ШС-37-3/9373.

Если средства государственной помощи, которые не являются целевым финансированием, получены для использования по иному назначению, особых правил для учета их в доходах налоговым законодательством не предусмотрено. Следовательно, суммы такой государственной помощи включайте в доход единовременно по факту получения (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Учет субсидии при УСН

Доходы в виде субсидии можно учесть в льготном порядке только при условии, что вы ведете учет израсходованных сумм. Об этом прямо сказано в гл. 26.2 НК РФп. 1 ст. 346.17 НК РФ. Причем неважно, какой объект налогообложения вы выбрали — «доходы минус расходы» или «доходы».

Налоговая служба неоднократно разъясняла, что «доходные» упрощенцы, так же как и упрощенцы с объектом «доходы минус расходы», должны вести учет расходов, произведенных за счет субсидии, все в той же Книге учета доходов и расходовПисьма ФНС от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18587@ (п. 1), от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@.

Льготный порядок налогообложения заключается в том, что доход в виде субсидии надо отражать на дату оплаты расходов и в сумме оплаченных расходовпп. 1, 2 ст. 346.17 НК РФ.

В январе 2015 г. вы получили субсидию вида 2 в сумме 100 000 руб., а в апреле — июне 2015 г. оплатили за счет этой субсидии расходы в сумме 70 000 руб. В этом случае КУДиР вам нужно заполнить такпп. 2.4, 2.5 приложения № 2 к Приказу Минфина от 22.10.2012 № 135н (далее — Порядок заполнения КУДиР):

  • на дату получения субсидии ничего отражать не нужно;
  • по мере траты субсидии надо отразить одновременно:

— в графе 4 «Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» — доходы на каждую дату отражения расхода (за II квартал — в сумме 70 000 руб.);

— в графе 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» — расходы на каждую дату оплаты (а в итоге за II квартал — на сумму 70 000 руб.).

В результате за полугодие 2015 г. налогооблагаемый доход от полученной субсидии будет равен нулю.

Заполняя так КУДиР, упрощенец с объектом «доходы» как раз показывает, что он ведет учет израсходованных сумм. А значит, он вправе не платить налог с полученной субсидии. Но несмотря на то, что в КУДиР субсидия показывается и в доходах, и в расходах, в декларацию по УСН у «доходника» эти суммы не попадут. Когда по окончании года он будет заполнять декларацию по УСН, в строки, где указываются доходы, ему надо будет перенести только сумму дохода, равную разнице между графами 4 и 5 КУДиР (а не доход, указанный в графе 4 Книги)Письма ФНС от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18587@ (п. 1), от 19.08.2010 № ШС-37-3/9373@ (п. 2); Минфина от 21.03.2014 № 03-11-06/2/12461, от 09.07.2012 № 03-11-11/206.

А как быть упрощенцу, если за счет субсидии в соответствии с условиями ее предоставления он приобрел товары, работы, услуги, стоимость которых не учитывается в расходах при спецрежимеп. 1 ст. 346.16 НК РФ? Подпадает в этом случае субсидия под льготный порядок налогообложения? Специалисты Минфина считают, что подпадает. Ведь целевой характер использования субсидий не привязан к перечню расходов. А из Порядка заполнения КУДиР следует, что упрощенец с объектом «доходы» в графе 5 отражает фактически произведенные расходы, предусмотренные условиями получения субсидиип. 2.5 Порядка заполнения КУДиР. Так что если упрощенец с объектом «доходы» израсходовал полученную субсидию в соответствии с целевым назначением, то и в доходах, и в расходах ему нужно показать одну и ту же сумму. А значит, и налог при УСН с субсидии платить не нужно. Причем, по мнению Минфина, в аналогичном порядке использованную по целевому назначению субсидию должен отражать и упрощенец с объектом «доходы минус расходы» (см. журнал «Главная книга», 2014, № 23, с. 68).