Нарушения бюджетного законодательства примеры

Административные правонарушения в бюджетной сфере и ответственность за их совершение.

Административная ответственность за правонарушения в бюджетной сфере установлена ст. 15.14—15.1516, ч. 20, 20 ст. 19.5 КоАП РФ.

Объективные признаки юридических составов административных правонарушений в бюджетной сфере и бюджетных нарушений практически идентичны, что следует и из совпадения наименования соответствующих статей КоАП РФ и БК РФ. Поэтому принципиальный характер приобретает вопрос о разграничении юридических составов указанных правонарушений. Такое разграничение следует проводить по кругу субъектов, в отношении которых применяются соответствующие меры государственного принуждения.

Так, меры бюджетного принуждения в соответствии с п. 2 ст. 3062 БК РФ могут быть применены к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета. Заметим, что ст. 6 БК РФ также ограничивает круг получателей бюджетных средств. Получатель бюджетных средств — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение.

Таблица 1

Бюджетные нарушения, административные правонарушения и преступления в бюджетной сфере

Бюджетные нарушения (статьи БК РФ)

Административные правонарушения в бюджетной сфере (статьи КоАП РФ)

Преступления в бюджетной сфере (статьи УК РФ)

3064 «Нецелевое использование бюджетных средств»

15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств»

176 «Незаконное получение кредита», ч. 2: незаконное получение государственного целевого кредита, а равно его использование не по прямому назначению

3065 «Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита»

15.15 «Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита»

2851 «Нецелевое расходование бюджетных средств»

3066 «Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом»

15.151 «Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом»

2852 «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов»

3067 «Нарушение условий предоставления бюджетного кредита»

15.152 «Нарушение условий предоставления бюджетного кредита»

3068 «Нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов»

15.153 «Нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов»

15.154 «Нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций»

15.155 «Нарушение условий предоставления субсидий»

15.156 «Нарушение порядка представления бюджетной отчетности»

15.157 «Нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет»

15.158 «Нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов и (или) субсидий»

15.159 «Несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи»

Окончание табл. 1

Бюджетные нарушения (статьи Б К РФ)

Административные правонарушения в бюджетной сфере (статьи КоАП РФ)

Преступления в бюджетной сфере (статьи УК РФ)

15.1510 «Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств»

15.1511 «Нарушение сроков распределения, отзыва либо доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств»

15.1512 «Нарушение запрета на размещение бюджетных средств»

15.1513 «Нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга»

15.1514 «Нарушение срока направления информации о результатах рассмотрения дела в суде»

15.1515 «Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания»

15.1516 «Нарушение исполнения платежных документов и представления органа Федерального казначейства»

19.5 «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соотвегствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль», ч. 20,20невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля, повторное невыполнение

В связи с этим субъектами административных правонарушений в бюджетной сфере являются должностные лица субъектов бюджетных нарушений; юридические лица, являющиеся получателями средств из бюджета, их должностные лица; индивидуальные предприниматели, физические лица, получатели средств из бюджета; кредитные организации, их должностные лица.

Дела об административных правонарушениях в бюджетной сфере в соответствии со ст. 23.7, 23.7 КоАП РФ рассматривают должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14—15.1516, ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты РФ, либо уполномоченным должностным лицом контрольносчетного органа субъекта РФ, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля.

Дела об административных правонарушениях по ч. 20′ ст. 19.5 КоАП РФ рассматривают судьи, поскольку указанная статья предусматривает применение к должностному лицу административного наказания в виде дисквалификации.

За совершение административных правонарушений в бюджетной сфере, как правило, предусмотрены административные наказания в виде штрафа, причем в отношении юридических лиц размер штрафных санкций определен в процентном соотношении с суммой полученных бюджетных средств. Например, в соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

По результатам проведенной проверки использования в 2013—2014 гг. средств федерального бюджета (субсидии в виде имущественного взноса), предоставленных фонду на основании соглашения от 29 января 2014 г.

№ СОГ-1/14, Росфиннадзором1 вынесено постановление от 16 сентября 2015 г. № 14-2015/501 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 14 937 руб. 35 коп. Основанием для привлечения к ответственности послужил установленный административным органом факт нецелевого расходования средств федерального бюджета (субсидии) на оказание медицинской помощи, не входящей в обязанности работодателя по обеспечению безопасности условий и охраны груда наемных работников, в сумме 298 747 руб.

Из положений Федерального закона от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. № 1170, соглашения от 29 января 2014 г. № СОГ-1/14 о предоставлении из федерального бюджета в 2014 г. субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в Российский научный фонд прямо следует, что субсидия из федерального бюджета предоставляется фонду на конкретные цели как участнику бюджетных правоотношений. Соответственно, при предоставлении указанной субсидии исполнение фондом публично-правовых обязанностей, вытекающих из бюджетного законодательства, и осуществление органом государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка их предоставления является обязательным условием. В связи с этим ссылка заявителя на необходимость осуществления государственного финансового контроля фонда исключительно в процессе проверки соответствующего главного распорядителя бюджетных средств (Минобрнауки России) несостоятельна .

В качестве административного наказания предусмотрена и дисквалификация должностного лица, назначаемая судьей.

  • См. § 4 гл. 2 учебного пособия.
  • Российский научный фонд.
  • Российский научный фонд.
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) упразднена в соответствии с Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере». Функции упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по контролюи надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.
  • См. постановление Верховного Суда РФ от 20 сентября 2016 г. № 305-АД16-12083. Доступ из СПС «Гарант».