НДС при экспорте в Казахстан

Какой порядок возврата (возмещения) НДС при экспорте в Казахстан?

Возврат НДС при экспорте в Казахстан в связи с созданием ЕАЭС в целом не поменялся, несмотря на то что появились новые документы, регламентирующие порядок возмещения нулевого НДС. Мы расскажем вам о том, что это за документы и как сегодня возвращается налог при экспорте в Казахстан.

Документы, подтверждающие возврат НДС при экспорте в Казахстан

Порядок действий по возмещению НДС при экспорте в Казахстан

Если документы собраны в течение 180 дней

Если документы в течение 180 дней не собраны

Если документы собраны по истечении 180 дней

Принятие «входного» НДС по товарам, экспортируемым в Казахстан

Возмещение НДС налоговыми органами

Выводы

2015 год принес нам некоторые изменения, которые затронули порядок возмещения экспортного НДС:

  1. Вступил в силу Договор о ЕАЭС.

Подробнее см. материал «С 2015 года вместо Таможенного союза действует Евразийский экономический»

  1. НК РФ утратил положения, предусматривавшие необходимость восстановления «входного» НДС по экспортируемому товару (хотя последние разъяснения Минфина говорят об обратном).

Документы, подтверждающие возврат НДС при экспорте в Казахстан

С начала 2015 года в связи с подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 регулировать порядок возмещения НДС наряду с НК РФ стал Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение 18, далее — Протокол). Таким образом, вопрос экспорта товара в Казахстан и документальное оформление данной сделки регулируются Протоколом, гл. 21 НК РФ и Таможенным кодексом РФ.

При реализации товара за пределы Российской Федерации у налогоплательщика есть возможность сэкономить на уплате НДС в силу положений п. 1 ст. 164 НК РФ, воспользовавшись ставкой 0 процентов. Однако чтобы реализовать такую возможность, необходимо собрать пакет документов, который подтвердит обоснованность данной ставки. Реализация в страны ЕАЭС осуществляется в более упрощенной форме в связи с тем, что перечень документов, обосновывающих ставку 0 процентов, значительно уже, чем при экспорте в другие страны.

Таким образом, чтобы подтвердить нулевую отгрузку в Казахстан, необходимо иметь для налогового ведомства следующие документы (п. 4 р. II Протокола):

  • контракт с казахским контрагентом;
  • товаросопроводительные и транспортные документы (например, CMR);
  • заявление о ввозе товара и уплате косвенных налогов или перечень заявлений.

Причем в связи с отменой границы между странами ЕАЭС отметки таможенного органа на товаросопроводительных документах не требуется. На заявлении о ввозе товара отметка делается налоговым органом Казахстана.

Порядок действий по возмещению НДС при экспорте в Казахстан

В рамках подтверждения нулевой ставки необходимо соблюсти следующие процедуры:

  1. После отгрузки товаров казахскому контрагенту необходимо выставить в течение 5 дней счет-фактуру (п. 1 ст. 169 НК РФ).
  2. По факту отгрузки восстановить НДС, ранее принятый к вычету по экспортируемым товарам (письмо Минфина РФ от 13.02.2015 № 03-07-08/669).
  3. Восстановленные суммы НДС отразить в строке 100 графы 5 Раздела 3 Декларации по НДС за квартал отгрузки (приказ ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558).
  4. В книге продаж отразить данную отгрузку по ставке 0 процентов в периоде возникновения налогового обязательства (п. 9 ст. 167 НК РФ, п. 2 правил ведения книги продаж), т. е. на конец квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающий факт экспорта. На такое подтверждение у налогоплательщика есть 180 дней. В зависимости от того, удастся ему собрать пакет документов или нет, и от того, когда это произойдет, порядок заполнения декларации и отражения НДС в учете будет меняться.

После того как налогоплательщик произвел отгрузку товара, у него есть 180 дней, чтобы подтвердить возможность применения ставки 0 процентов. И в зависимости от того, удастся ему собрать пакет документов или нет, порядок заполнения декларации и отражения НДС в учете будет меняться.

Если документы в течение 180 дней не собраны

Если по каким-то причинам налогоплательщик вдруг не уложился в установленный срок для сбора подтверждающих документов и не представил их в ИФНС, алгоритм действий такой:

  1. Необходимо начислить НДС с реализации по соответствующей ставке (10 или 18 процентов), составив соответствующий счет-фактуру в 1 экземпляре.
  2. Зарегистрировать этот счет-фактуру в дополнительном листе книги продаж за период отгрузки, отразив начисленный НДС.
  3. Принять НДС, ранее восстановленный, к вычету на дату отгрузки в сумме, соответствующей этой отгрузке.

Уточненная декларация за период отгрузки заполняется следующим образом:

  • в строке 010 раздела 6 указывается код операции;
  • в строке 020 раздела 6 — выручка от реализации экспортного товара;
  • в строке 030 раздела 6 — сумма начисленного НДС по ставке 10 или 18 процентов;
  • в строке 040 раздела 6 — сумма «входного» НДС.

Следует отметить, что существует судебное решение, которое говорит о возможности отражения доначисленного НДС в декларации за период по истечении 180 дней, а не за период отгрузки на экспорт. Эта позиция закреплена в постановлении ФАС Московского округа от 22.12.2010 № КА-А40/15981-10 по делу № А40-172099/09-20-1318.

Выводы

Осуществляя отгрузку в страны ЕАЭС, в частности в Казахстан, российские организации получают большую экономическую выгоду за счет того, что налогоплательщик-экспортер, в соответствии с действующим законодательством, не начисляет НДС с данной реализации.

Однако к таким отгрузкам налоговые органы относятся очень подозрительно и досконально изучают документы, обосновывающие применение ставки. Но все же в рамках ЕАЭС экспортная отгрузка вызывает меньше вопросов со стороны контролирующих органов, чем при экспорте в другие государства, и экспортеру достаточно предоставить корректно оформленные:

  • контракт;
  • заявление о ввозе товара и уплате косвенных налогов;
  • товаросопроводительные документы.

Если все требования будут выполнены, то камеральная проверка пройдет с положительным результатом.

Если по каким-то причинам налогоплательщик вдруг не уложился в установленный срок для сбора подтверждающих документов и не представил их в ИФНС, алгоритм действий такой:

?

Произведена отгрузка товара в Казахстан. Порядок налогообложения при экспорте в Казахстан.

Ответ:

I. ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ЭКСПОРТЕ В КАЗАХСТАН.

Особенности исчисления НДС при реализации товаров в страны — участники Таможенного союза установлены ст. 1 Протокола о товарах. Напомним, что положения Протокола о товарах применяются ко всем товарам независимо от страны их происхождения. Ведь никаких ограничений в этом отношении ни Протокол о товарах, ни Соглашение ТС не предусматривают (см. также Письмо Минфина России от 12.12.2011 N 03-07-13/01-52).

Отметим также, что для применения ст. 1 Протокола о товарах не имеет значения, с кем заключен договор на поставку товаров: с хозяйствующими субъектами стран — участников ТС или с контрагентами из третьих стран. Главным является то, что товары вывозятся из России на территорию стран Таможенного союза (Письмо Минфина России от 17.01.2011 N 03-07-13/1-02).

Приведем основные моменты, на которые вам следует обратить внимание при экспорте товаров в Белоруссию и Казахстан.

1. Ставка НДС 0%.

Реализация товаров на экспорт в Белоруссию или Казахстан облагается НДС по ставке 0% при условии документального подтверждения этой операции (ст. 2 Соглашения ТС, п. 1 ст. 1 Протокола о товарах).

Это справедливо и в том случае, когда вы реализуете товары контрагенту из страны, не входящей в Таможенный союз, но при этом товары вывозятся из РФ на территорию Белоруссии или Казахстана (п. 1.5 ст. 2 Протокола о товарах).

В то же время если в такой ситуации вы реализуете не товар, а сырье, предназначенное для переработки в Белоруссии или Казахстане, то, по мнению Минфина России, нулевую ставку вы применить не сможете. Чиновники отмечают, что в данном случае у продавца отсутствует Заявление о ввозе товаров (Письмо Минфина России от 27.10.2011 N 03-07-13/01-43).

Следует отметить, что нулевая ставка также не применяется, если российская организация (предприниматель) реализует физическим лицам, находящимся на территории государств — членов Таможенного союза, товары, которые предназначены для личного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Как отмечает Минфин России, механизм подтверждения нулевой ставки НДС по таким операциям законодательством не предусмотрен, поэтому они облагаются по ставке 18 или 10% либо освобождаются от налога на основании ст. 149 НК РФ (Письмо от 25.01.2012 N 03-07-13/01-03).

2. Срок подтверждения.

Подтвердить нулевую ставку вы должны в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров (п. 3 ст. 1 Протокола о товарах).

3. Документы, подтверждающие ставку НДС 0%.

В качестве подтверждающих документов нужно представить (п. 2 ст. 1 Протокола о товарах):

1) договоры (с учетом изменений, дополнений и приложений), на основании которых осуществляется экспорт товаров;

2) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств).

Примечание

Заявление о ввозе товаров оформлять не нужно, если с территории РФ в страны Таможенного союза вывозятся припасы (например, авиационный керосин, заправленный в воздушные суда), потребляемые в процессе перевозки. В этом случае фактического ввоза таких припасов на территорию Белоруссии или Казахстана не происходит. А нулевая ставка применяется не на основании Протокола о товарах, а в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 164 НК РФ (п. 1 ст. 165 НК РФ, см. также Письма Минфина России от 24.02.2012 N 03-07-13/01-12, от 03.02.2012 N 03-07-13/02).

Отметим, что, по мнению Минфина России, до 1 октября 2011 г. такая реализация припасов облагалась НДС по ставке 18% (Письмо от 02.08.2011 N 03-07-15/72 (п. 6));

3) транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства на территорию другого государства;

4) иные документы, предусмотренные российским законодательством.

Указанные документы могут быть представлены в виде копий.

Заявление о ввозе товаров представляется в оригинале или в виде копии по усмотрению налоговых органов. По мнению Минфина России, налогоплательщик может представить копию заявления, поскольку аналогичная возможность предусмотрена для документов, указанных в ст. 165 НК РФ (Письмо от 19.10.2010 N 03-07-08/296 (п. 4)).

Напомним, что до 1 октября 2011 г. в числе подтверждающих документов также нужно было представить выписку банка о поступлении выручки. С указанной даты выписка банка исключена из состава документов, необходимых для подтверждения ставки НДС 0% при экспорте товаров из РФ (абз. 2 пп. «а», пп. «б» п. 13 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ, ст. 163 НК РФ). Данное правило применяется в отношении товаров, отгруженных начиная с 1 октября 2011 г. (Письма ФНС России от 18.10.2011 N ЕД-4-3/17228@, от 07.09.2011 N ЕД-4-3/14566@ (п. 3)).

При этом Протокол о товарах по-прежнему устанавливает, что для подтверждения экспорта в страны Таможенного союза необходимо представить выписку банка. Однако выписка представляется, если иное не предусмотрено законодательством государства — члена Таможенного союза, с территории которого экспортируются товары (пп. 2 п. 2 ст. 1 Протокола о товарах). Кроме того, подтверждающие документы, указанные в п. 2 ст. 1 Протокола о товарах (за исключением Заявления о ввозе товаров), могут не представляться в налоговый орган, если это следует из законодательства государства-экспортера (абз. 2 пп. 5 п. 2 ст. 1 Протокола о товарах).

Таким образом, при экспорте товаров в Белоруссию или Казахстан в отношении товаров, отгруженных с 1 октября 2011 г., для подтверждения нулевой ставки НДС не нужно представлять выписку банка (см. также Письма Минфина России от 12.09.2012 N 03-07-13/21, от 16.01.2012 N 03-07-15/03, от 30.11.2011 N 03-07-13/1-50).

4. Счет-фактура.

При экспорте товаров вы не должны выставлять «авансовый» счет-фактуру при получении предоплаты в счет экспортной поставки (абз. 4 п. 1 ст. 154 НК РФ, абз. 3 п. 17 Правил ведения книги продаж, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее — Правила ведения книги продаж, утвержденные Постановлением N 1137)).

В остальном порядок составления и регистрации счетов-фактур такой же, как и при совершении иных операций (п. 3 ст. 168, ст. 169 НК РФ, Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее — Постановление N 1137)).

Счета-фактуры для покупателя вы составляете не позднее пяти календарных дней считая с даты отгрузки товара и регистрируете в ч. 1 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 3 ст. 168 НК РФ, п. 3 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, утвержденных Постановлением N 1137).

В книге продаж составленный счет-фактура регистрируется в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство, в соответствии с п. 3 ст. 1 Протокола о товарах (п. 2 Правил ведения книги продаж, утвержденных Постановлением N 1137).

Счета-фактуры, которые вам передали поставщики (исполнители), вы регистрируете в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты (абз. 2 п. 2 Правил ведения книги покупок, утвержденных Постановлением N 1137).

Специального порядка регистрации в книге покупок счетов-фактур по товарам (работам, услугам), приобретенным для экспортных операций, в том числе в Белоруссию или Казахстан, Постановление N 1137 не предусматривает. Кроме того, никаких особенностей для регистрации счетов-фактур не предусмотрено ни Соглашением ТС, ни Протоколом о товарах, ни Протоколом о работах, услугах.

Поэтому следует руководствоваться общими правилами: счета-фактуры поставщиков (исполнителей) нужно регистрировать в книге покупок в том периоде, когда соблюдены все условия для применения налогового вычета при осуществлении экспортной операции в Белоруссию (Казахстан).

Отметим, что до вступления в силу Постановления N 1137 выставлять и регистрировать счета-фактуры при экспорте в Белоруссию и Казахстан следовало в общем порядке в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением N 914 (см., в частности, п. п. 2, 8, 17 Правил).

5. Нулевая ставка в установленный срок не подтверждена.

Если в установленный срок вы не подтвердите экспорт, вам придется заплатить НДС по одной из общих ставок — 10% или 18%.

Причем налог нужно исчислить и уплатить по итогам того налогового периода, в котором произошла отгрузка (абз. 2 п. 3 ст. 1 Протокола о товарах).

Однако вы не лишаетесь права подтвердить факт экспорта и вернуть уплаченный НДС после того, как истек 180-дневный срок для подтверждения экспорта. Возврат налога в таком случае производится в порядке, установленном ст. ст. 176, 176.1 НК РФ (абз. 6 п. 3 ст. 1 Протокола о товарах).

К сведению !!!!

Согласно абз. 2 п. 5 ст. 1 Протокола о товарах, если вы не представите заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, налоговая инспекция тем не менее вправе принять решение об обоснованности применения нулевой ставки и налоговых вычетов (зачетов).

Однако такое решение может быть принято лишь в том случае, если инспекция получит от налогового органа Белоруссии или Казахстана в электронном виде подтверждение факта уплаты НДС в полном объеме (освобождения от уплаты).

Обмен между налоговыми органами России, Белоруссии и Казахстана информацией в электронном виде об уплаченных суммах НДС при перемещении товаров в таможенном союзе предусмотрен ст. 6 Соглашения ТС. Порядок такого обмена определен в Протоколе об обмене информацией, Методические рекомендации по осуществлению обмена утверждены Приказом ФНС России от 18.01.2011 N ММВ-7-2/19@.

Отметим, что до 1 июля 2010 г. в отношении экспорта в Белоруссию налоговые органы могли принять аналогичное решение, даже если вы вообще не представили подтверждающие документы.

Подробнее по данному вопросу см. разд. 17.2.1.2 «Реализация (экспорт) товаров в Белоруссию до 1 июля 2010 г.».

6. Налоговые вычеты.

При экспорте товаров в Белоруссию или Казахстан (независимо от того, подтвердите вы факт экспорта или нет) вы имеете право на налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ (абз. 2 п. 1, абз. 2 п. 3 ст. 1 Протокола о товарах).

Если нулевую ставку НДС вы не подтвердили и уплатили налог с реализации товара по ставке 10% или 18%, вы сможете принять «входной» НДС к вычету в общеустановленном порядке.

Кроме того, если экспортируются товары, освобожденные от налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом РФ, и нулевая ставка по НДС не подтверждается, такая реализация облагается по ставке НДС 18% на основании п. 3 ст. 164 НК РФ. При этом «входной» НДС также принимается к вычету. К такому выводу пришел Минфин России в отношении медицинской техники, экспортируемой из РФ в страны Таможенного союза (Письмо от 12.09.2011 N 03-07-13/01-40).

7. Авансы.

Суммы оплаты, частичной оплаты, полученные вами в счет предстоящих поставок товаров в Белоруссию или Казахстан, не облагаются НДС до момента определения налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 1 Протокола о товарах.

8. Налоговая декларация.

В настоящее время изменения в форму и порядок заполнения декларации по НДС, позволяющие отражать операции по реализации товаров в Белоруссию и Казахстан согласно Соглашению ТС, не внесены.

Действующая форма и Порядок заполнения декларации (утв. Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н) предусматривают отражение операций с белорусскими контрагентами, осуществляемых в соответствии с Соглашением от 15.09.2004. Напомним, что в настоящий момент указанное Соглашение применяется в части, не противоречащей Соглашению ТС (ч. 2 Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 N 36).

Иными словами, действующая форма декларации по НДС не приспособлена для учета внешнеторговых операций с Белоруссией и Казахстаном.

В связи с этим экспортные операции с белорусскими и казахстанскими контрагентами следует отражать в декларации по НДС по аналогии с операциями, осуществляемыми в соответствии с Соглашением от 15.09.2004, но с учетом положений Соглашения ТС и Протоколов к нему. На это также указывают контролирующие органы (Письмо ФНС России от 20.10.2010 N ШС-37-3/13778@ «О направлении Письма Минфина России от 06.10.2010 N 03-07-15/131»).

II. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НДС ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ В БЕЛОРУССИЮ И КАЗАХСТАН.

Если вы реализуете товары в Белоруссию или Казахстан, вам необходимо сделать следующее.

1. В течение 180 календарных дней считая с даты отгрузки (передачи) товара собрать документы, подтверждающие ставку 0% (п. 3 ст. 1 Протокола о товарах).

2. Исчислить налог, заполнить соответствующие разделы декларации по НДС и представить вместе с документами в налоговую инспекцию.

При этом налоговая база по товарам, реализуемым в страны Таможенного союза, определяется на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки по НДС (Письмо ФНС России от 13.05.2011 N КЕ-4-3/7675@).

ПРИМЕР

исчисления НДС при реализации товаров в Казахстан

Ситуация

Организация «Альфа» реализовала казахстанскому контрагенту 460 настенных календарей на сумму 500 тыс. руб. Фактическая отгрузка товара произошла в январе 2012 г. Полный комплект документов, подтверждающих применение нулевой ставки по НДС, организация «Альфа» собрала в мае 2012 г.

Решение

Поскольку полный пакет подтверждающих документов собран в мае 2012 г., выручка в сумме 500 000 руб. включена в налоговую базу по НДС за II квартал 2012 г. Сумма налога к уплате за указанный период составила 0 руб. (500 000 руб. x 0%), сумма к возмещению составила 215 000 руб. (НДС, уплаченный при закупке товаров).

В положенный срок (до 20 июля 2012 г.) организация представила налоговую декларацию по НДС за II квартал 2012 г. с приложением документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола о товарах, а именно:

— договора с казахстанской организацией на поставку календарей;

— заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;

— CMR-накладной.

III. СОБИРАЕМ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ЭКСПОРТА

Для подтверждения права на применение ставки 0% вам необходимо в течение 180 календарных дней со дня отгрузки товаров в Белоруссию или Казахстан собрать и представить в налоговую инспекцию полный пакет соответствующих документов (п. 3 ст. 1 Протокола о товарах).

Перечень документов (их копий), которые необходимо представить в налоговую инспекцию для подтверждения права на применение ставки НДС 0%, установлен п. 2 ст. 1 Протокола о товарах. Перечислим их.

1. Договоры, на основании которых осуществляется вывоз товаров, с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (пп. 1 п. 2 ст. 1 Протокола о товарах).

К таким договорам относятся в том числе:

— договор купли-продажи (поставки) товаров;

— договор лизинга;

— договор товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей);

— договор на изготовление товаров;

— договор на переработку давальческого сырья.

2. Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой иностранного налогового органа об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (пп. 3 п. 2 ст. 1 Протокола о товарах, Письмо Минфина России от 11.10.2010 N 03-07-14/75).

Примечание

Указанное Заявление не представляется, если вывозимые товары помещаются под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада на территории Белоруссии или Казахстана. Вместо него необходимо представить заверенную копию таможенной декларации (ч. 2 ст. 21 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» от 18.06.2010, ч. 1 ст. 18 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада» от 18.06.2010).

По усмотрению налоговых органов заявление представляется в оригинале или в копии. По мнению Минфина России, налогоплательщик может представить копию заявления, поскольку аналогичная возможность предусмотрена для документов, указанных в ст. 165 НК РФ (Письмо от 19.10.2010 N 03-07-08/296 (п. 4)).

Заявление составляется по форме, приведенной в Приложении 1 к Протоколу об обмене информацией. С образцом заполнения Заявления вы можете ознакомиться в разд. 35.5.4 «Пример заполнения налоговой декларации по импорту из стран Таможенного союза (Белоруссии и Казахстана) и Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в 2011 г.».

Примечание

В Заявлении о ввозе товаров, которое экспортер представляет в налоговый орган для подтверждения нулевой ставки НДС, 5-й и 6-й разряды КПП могут принимать одно из следующих значений:

01 — для российской организации, состоящей на учете по месту нахождения;

50 — для организации, состоящей на учете в качестве крупнейшего налогоплательщика;

51 — 56, 63 — для иностранной организации, состоящей на учете по месту осуществления деятельности на территории РФ через обособленное подразделение.

При этом организациям, которые осуществляют вывоз товара, следует информировать об этом контрагентов при экспорте в страны Таможенного союза, в том числе указывая данную информацию в договорах, контрактах, соглашениях и т.д.

Такие разъяснения приведены в Письме ФНС России от 19.09.2011 N АС-4-2/15264@.

Обращаем ваше внимание на то, что при экспорте в Белоруссию можно представить в налоговые органы Заявление о ввозе товаров, заполненное по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 153н. Данная форма применялась для подтверждения экспорта товаров в Белоруссию до 1 июля 2010 г. Однако налоговые органы примут Заявление по этой форме, если оно составлено белорусским импортером в июле — августе 2010 г. (Письма Минфина России от 27.09.2010 N 03-07-15/126, ФНС России от 05.10.2010 N АС-37-2/12630@).

Примечание

Товары, отгружаемые на экспорт после 1 июля 2010 г., могут быть предварительно задекларированы и НДС по ним уплачен до этой даты в стране, на территорию которой они ввозятся. В таком случае экспортер вместо заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов для подтверждения ставки НДС 0% представляет копию таможенной декларации, оформленной при выпуске товаров в свободное обращение (п. 4 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 293).

3. Транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров на территорию другого государства (кроме случаев, когда оформление таких документов не предусмотрено законодательством).

Наличия отметок таможенных органов на транспортных (товаросопроводительных) документах для подтверждения экспорта не требуется (пп. 4 п. 2 ст. 1 Протокола о товарах, Письма Минфина России от 03.12.2010 N 03-07-08/354, от 19.10.2010 N 03-07-08/296 (п. 5)).

Образцы транспортных (товаросопроводительных) документов, которые могут использоваться российскими хозяйствующими субъектами при перемещении товаров в Таможенном союзе, приведены в Письме Минтранса России от 24.05.2010 N ОБ-16/5460 (направлено для использования в работе Письмом ФНС России от 08.06.2010 N ШС-37-3/3693@).

Примечание

Если покупатель самостоятельно вывозит товары с территории РФ, подтверждающим документом является международная товарно-транспортная накладная (Письма ФНС России от 14.10.2011 N ЕД-4-3/17067@, от 16.09.2011 N ЕД-4-3/15167@). Форма международной товарно-транспортной накладной (CMR) приведена в Приложении к Письму ФНС России от 29.06.2010 N ШС-37-3/5424@.

Отметим, что, по мнению Минфина России, при отсутствии транспортных документов в случае вывоза товара транспортом покупателя в качестве товаросопроводительного документа достаточно представить товарную накладную N ТОРГ-12 (Письма от 19.07.2012 N 03-07-13/01-42, от 18.05.2011 N 03-07-13/01-17).

4. Иные документы, предусмотренные российским законодательством. Такие документы могут потребоваться, например, в случае реализации товара в Белоруссию или Казахстан через посредника (п. 2 ст. 165 НК РФ). Ими могут быть договор комиссии, договор поручения или агентский договор, отчеты посредника о выполнении своих обязанностей и т.д.

Напомним, что до 1 октября 2011 г. в числе документов, обосновывающих нулевую ставку НДС при экспорте в Белоруссию или Казахстан, необходимо было также представить выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от покупателя (пп. 2 п. 2 ст. 1 Протокола о товарах).

Если оплата поступала от третьего лица, то помимо выписки банка нужно было представить доказательства, свидетельствующие о поступлении экспортной выручки от реализации товара иностранному покупателю. Таким доказательством мог служить, например, документ о передаче покупателем третьему лицу обязательства по оплате товаров (Письма Минфина России от 02.11.2011 N 03-07-08/303, от 26.04.2011 N 03-07-13/08).

В случае оплаты товара наличными денежными средствами (если это не противоречит действующему законодательству) в налоговый орган нужно было представить:

— выписку банка (ее копию), подтверждающую внесение полученных экспортером сумм оплаты на его счет в банке;

— копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих поступление оплаты.

Если товары вывозились с территории РФ по договору лизинга с переходом права собственности на товары к лизингополучателю из Белоруссии или Казахстана, то представлялась выписка банка, подтверждающая поступление лизингового платежа (в части возмещения первоначальной стоимости предметов лизинга) на счет экспортера. При этом выписка банка могла быть представлена и в виде копии, заверенной руководителем и бухгалтером организации (абз. 3 пп. 2 п. 2 ст. 1 Протокола о товарах).

При осуществлении внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций или предоставлении товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) необходимо было представить документы, подтверждающие импорт товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по таким операциям.

Кроме того, с 1 января 2011 г. вступили в силу положения ст. 1 Федерального закона от 03.11.2010 N 285-ФЗ. Они внесли дополнения в ст. 165 НК РФ в части, касающейся порядка документального подтверждения экспорта при внешнеторговых бартерных операциях. При этом нововведения могли применяться и для подтверждения ставки НДС 0% при бартерных операциях с контрагентами из стран Таможенного союза (пп. 5 п. 2 ст. 1 Протокола о товарах).

Так, с 1 января 2011 г., если при внешнеторговых бартерных операциях фактического ввоза товаров в Россию не происходило, для подтверждения экспорта достаточно было документально подтвердить получение налогоплательщиком этих товаров и их оприходование (пп. «б» п. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Закона N 285-ФЗ).

Если налогоплательщик получал товары (работы, услуги) от третьего лица, то для подтверждения экспорта нужно было дополнительно представить в налоговый орган документы, подтверждающие, что третье лицо действовало во исполнение обязательств иностранного лица. Однако, если третье лицо было поименовано в договоре, этого не требовалось (пп. «в» п. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Закона N 285-ФЗ).

Следует отметить, что, по мнению ФНС России, до 1 октября 2011 г. нулевая ставка не применялась в случае осуществления расчетов посредством взаимозачета. Как отмечали чиновники, представление документов о проведении зачета взаимных требований вместо банковской выписки не предусматривалось ни Протоколом, ни гл. 21 НК РФ (Письмо ФНС России от 04.08.2011 N АС-4-3/12705@).

Экспорт в Белоруссию при УСН в 2019 году

Соглашение по Евразийскому экономическому союзу вошло в силу в 2019 году. Особых изменений в сравнении с ТС не происходит. Упрощенная система налогообложения подразумевает при экспорте в Белоруссию в 2019 году возврат НДС.

Проходит процесс таким образом:
1. Заполнение декларации, подача заявления.
2. Передача документации в орган налогообложения.
3. Камеральная проверка.
4. Возврат НДС или отказ.

Подать заявление нужно до истечения 180-дневного периода с момента поступления груза на таможню. Для компаний, занимающихся экспортом в Белоруссию, предусмотрена возможность сотрудничества с налоговой при помощи электронных носителей, что значительно упрощает процедуру.

Чтобы налоговая не вынесла отказ, следует тщательно подготовиться. Потребуется собрать такие документы:
— Договор на поставку, заключенный по всем правилам, содержащий информацию о контрагентах, реквизиты, подписи и т.д. Стоит знать, что неразборчивый подчерк может стать причиной отказа.
— Справка о выплате налога стороной-получателем. Он обязан предоставить эту информацию экспортеру, иначе не будет возможности подтвердить, что продукцию вывезли из страны.
— Транспортная накладная.
— Сопроводительные накладные, счет-фактура и т.д.

Экспорт товаров в Белоруссию – достаточно сложная процедура. Даже компании, систематически или длительное время проводящие подобные операции, не прочь прибегнуть к помощи специалистов относительно таможенного оформления. Это дает возможность освободить себя от длительного процесса проверки, а также придает уверенность в успехе процедуры. Экспорт в Белоруссию, переданный в нашу компетенцию, происходит с учетом всех норм закона.

Какое будущее ждет экспорт товаров в Казахстан

Прежде чем говорить об экспорте товаров в Казахстан из Российской Федерации, стоит привести немного статистической информации. Каких объемов сегодня достигает экспорт товаров в Казахстан? За первые два квартала 2017 года сумма впечатляющая – 4,55 миллиарда долларов. Лидирующие позиции среди экспортирующих стран сегодня занимают Нидерланды (11 %) и Китай (11 %). Казахстан для РФ на девятом месте (3,3 %), но он является вторым среди стран СНГ, уступая только Белоруссии (5,2 %).

Экспорт товаров в Казахстан – это довольно важная статья в Российской экономике. Для сравнения – сопоставимые позиции имеют такие европейские страны, как Франция или Польша. Еще более показательно, что Казахстан уже опередил Испанию, Индию, Финляндию, Бельгию и Великобританию.

Экспорт товаров из России очень значим и для экономики самого Казахстана, ведь наша страна – его главный партнер на международной арене, и только потом – Китай и Германия.

Экспорт товаров в Казахстан развивается с того момента, как был организован Таможенный союз, ведь именно он позволил обойти все политические препятствия для осуществления торговли между нашими государствами. Конечно, все далеко не безупречно в отношении экспорта товаров в Казахстан из России. Сегодня объемы торговли падают, но это вызвано не ухудшением партнерских взаимоотношений, а кризисом.

Международная экономика значительно влияет на ситуацию с экспортом товаров в Казахстан, ведь давно устоялось, что международная торговля ведется в долларах. Само собой разумеется, что любые финансовые проблемы отражаются и на торговле между нашими странами. Девальвация национальных валют привела к тому, что текущие статистические данные дают весьма условное представление об объективной ситуации. В настоящее время ситуация выглядит следующим образом. Экспорт в Казахстан увеличился на 10,7 %, импорт из Казахстана снизился на 7,4 %. При этом важно обратить внимание на то, что если рассчитывать в рублях, то объем торговли между нашими государствами увеличился на 22,3 %. Это весьма внушительная сумма, ведь она составляет 705,2 миллиарда рублей. При пересчете на рубли становится ясно, что суммарная доля взаимных расчетов России, Белоруссии и Казахстана достигла 70 %, что намного больше, чем 23,8 %, которые получаются при исчислении в долларах.

Экспорт России и экспорт Казахстана – это совершенно разные товары. Россия поставляет преимущественно продукцию из сферы машиностроения, в то время как экспорт Казахстана – это металлы, руда и различные минералы. Снова обратимся к статистике. Например, во втором квартале 2016 года экспорт товаров в Казахстан имел следующее соотношение:

  • 22,6 % – транспорт, машины и прочее оборудование (преимущественно ядерные реакторы, механические устройства, котлы, чуть меньше – электрическое оборудование, и еще меньше – автомобили);

  • 16 % – минеральные продукты (топливо, которое Казахстан не в состоянии добывать самостоятельно в нужных масштабах);

  • 15,9 % металлы и изделия из них;

  • 12 % – продовольствие;

  • 5,2 % – древесина, целлюлозно-бумажная продукция и т. д.;

  • 2,6 % – текстиль, изделия из него, обувь.

Экспорт товаров в Казахстан – это закономерный процесс, ведь между нашими государствами существуют тесные многолетние взаимоотношения. Иначе и быть не могло при столь протяженной общей границе. За долгие годы налажены торговые пути, транспортные связи и т. д. Нет ничего удивительного в том, что большая часть экспорта в Казахстан переправляется из других стран по территории России – это наиболее рациональный и экономичный маршрут. При этом многие эти товары (топливо, энергетические ресурсы и т. д.) очень важны для Казахстана. Нюансы взаимоотношений двух государств установлены соглашением от 7.06.2002 г.

Важным вопросом в торговых связях России и Казахстана является нефтепровод, ведь каждый год по нему переправляются просто колоссальные объемы нефти (15,5 миллиона тонн по нефтепроводу Атырау – Самара и 5,5 миллиона тонн по нефтепроводу Махачкала – Тихорецк – Новороссийск).

Здесь необходимо отметить, что экспорт казахстанской нефти проходит по нефтепроводу КТК (Каспийский трубопроводный консорциум), который является совместной собственностью правительств России и Казахстана. В 2002 году было создано совместное предприятие российского «Газпрома» и «КазМунайГаз» (Казахстан) – «КазРосГаз». Оно осуществляет поставки газа с месторождения Карачаганак на Оренбургский газоперерабатывающий завод.

Еще одним важным моментом в экономических взаимоотношениях России и Казахстана является вопрос обработки урана. Дело в том, что его запасы в Казахстане настолько велики, что уступают по объему одной единственной стране, – Австралии. Однако у Казахстана нет своей атомной энергетики, поэтому Россия и Казахстан организовали совместный проект по добыче урана, осуществляет его казахстанско-российско-киргизское предприятие – ЗАО «Заречное».

Разумеется, экспорт товаров в Казахстан, как и другие торгово-экономические взаимодействия Российской Федерации и Казахстана на сегодня нуждаются в улучшениях. У каждой страны имеются внушительные ресурсы и экономический потенциал, использовать которые на полную мощность пока не удается. Но деятельность в этом направлении ведется. И она имеет большие перспективы. Ставки делаются на программы импортозамещения в РФ и индустриализации Казахстана, в частности на трансграничные производственные цепочки в машиностроении и обрабатывающей промышленности. По прогнозам специалистов, это положительно скажется на торгово-экономических отношениях стран, а значит, позволит увеличить и экспорт товаров в Казахстан из Российской Федерации.

Читайте статью: Риски экспорта: как их предусмотреть и снизить

Как оформить экспорт товаров в Казахстан

Среди государств, участвующих в Евразийском Экономическом Союзе установлены единые требования относительно документов для экспорта товаров. Казахстан в данном случае не является исключением.

Чтобы осуществить экспорт товаров в Казахстан, потребуются следующие документы:

  • Договор, на основе которого осуществляется экспорт товаров в Казахстан. Очень важно, чтобы бумаги были правильно и разборчиво оформлены. Любые неточности или неясности могут задержать товары на границе с Казахстаном и вообще поставить вопрос о невозможности их экспорта.

  • Заявление об экспорте товара и уплате НДС за ввоз покупателем. Важно, чтобы налоговая инспекция поставила на данном документе соответствующую отметку. Требуется, чтобы НДС за экспорт товаров в Казахстан был уплачен покупателем до двадцатого числа следующего месяца. Кроме того, требуется, чтобы экспортер тоже имел копию данного документа.

  • Транспортная документация. Тут возможны варианты: транспортная накладная или УПД, которые должны быть подписаны водителем, а также должен стоять номер машины, которая перевозила продукцию на территорию Казахстана. Следует учесть, что далеко не все организации, которые осуществляют перевозку, способны правильно оформить бумаги. Это приводит к проблемам при экспорте товаров в Казахстан.

  • Прочая документация, которая требуется по закону. Например, если сумма по договору более пятидесяти тысяч долларов, необходимо наличие паспорта сделки.

НДС за экспорт товаров на территорию Казахстана возвращается после того, как в налоговую инспекцию подается декларация. Но это далеко не единственное условие. Например, если документы оформлены не вовремя либо если НДС за экспорт товаров в Казахстан, который должен был оплатить поставщик, не оплачен, на возврат НДС рассчитывать не стоит.

Примечательно, что 9/10 товаров, предназначенных для экспорта в Казахстан, являются товарами двойного назначения. В таких случаях обычно приходится проводить экспертизу, которая должна подтвердить, что товару не требуется лицензия на экспорт в Казахстан. Конечно, экспертиза не является обязательной процедурой при подтверждении нулевой ставки, но при отсутствии такого заключения могут возникнуть проблемы, в частности, очень серьезный штраф со стороны ФСТЭК.

Стоит так же учитывать, что в отдельных ситуациях для экспорта в Казахстан требуется фитосанитарный или ветеринарный сертификат.

Если вся документация заполнена правильно и камеральная проверка налоговой показала положительные результаты, после 5–8 месяцев с момента отгрузки вам вернут 18 % НДС, который был уплачен за товар.

Читайте статью: Структура экспорта России

Осуществляя экспорт товаров в Казахстан, НДС можно легко вернуть

Таким образом, что бы мы ни пытались реализовать в государствах, состоящих в ЕАЭС, оно будет (для плательщика НДС из России) облагаться налогом с нулевой ставкой.

Следует отметить, что порядок вычета НДС сейчас не требует учитывать «входной» НДС для товаров, которые направляются на экспорт. Это значительно упрощает процедуру. Единственное исключение – сырьевые продукты. Таким образом, потребуется наличие счета-фактуры, и тогда можно не беспокоиться о затратах на «входной налог».

Как же возвратить НДС, осуществляя экспорт товаров в Казахстан? Есть два варианта: осуществить это самостоятельно или обратиться к специалистам, оказывающим такие услуги.

Первый вариант возвращения НДС при экспорте товаров в Казахстан содержит такой алгоритм действий:

  1. Оформление и представление деклараций и прочей необходимой документации в налоговую.

  2. Камеральная проверка.

  3. Если в результате камеральной проверки налоговая инспекция выносит положительное решение, то заявителю возвращается НДС за экспорт товаров в Казахстан.

Продолжительность этих трех этапов в сумме составит от трех до пяти месяцев.

Но бывают ситуации, когда деньги требуется вернуть сразу, да и нет желания связываться с налоговой инспекцией, нет времени на сбор документов. Тогда целесообразно обратиться за помощью к специалистам, которые помогут оперативно возвратить НДС за экспорт товаров в Казахстан.

Что еще важно знать при возврате НДС за экспорт товаров в Казахстан? В первую очередь важно учесть, что на сбор документов дается строго установленный срок – 180 дней с момента, когда произошла отгрузка товаров. В том случае, если за это время весь пакет не подан в ИФНС, НДС потребуется оплатить ставкой 10 или 18 %. Начисляется он исходя из периода самой операции. Со 181-го дня начисляется пеня.

Но случается, что документы собраны, хотя и с опозданием. НДС также можно вернуть, о чем говорится в статье 78 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Даже если не удалось воспользоваться нулевой ставкой, выход есть. НДС за экспорт товаров в Казахстан, который пришлось уплатить, можно отнести к расходам по налогу на прибыль. Объясняется это просто: поставщик сам оплачивал налог, а значит, запрет из п. 19 ст. 270 Налогового Кодекса не действует.

Экспорт товаров в Казахстан, как операция в страны ЕАЭС, должен быть отражен в четвертом разделе декларации. Приложениями выступает документация, способная подтвердить нулевую ставку. В противном случае, за период отгрузки надо подать уточненную декларацию.

Читайте статью: Российские товары на экспорт: прошлое и настоящее

Экспорт товаров в Казахстан при УСН

Все государства, которые состоят в Евразийском экономическом союзе, соблюдают единые правила налогообложения экспорта и импорта товаров. Когда речь идет об экспорте товаров из России в Белоруссию, Армению, Казахстан и Киргизию, эти требования применяются только к НДС. Что же касается остальных налогов по такой операции, то они должны быть выплачены в том же порядке, что и при реализации товаров контрагентам из России.

Если брать за основу точку зрения налоговой политики, то нет существенной разницы между экспортом в любое государство из ЕАЭС и прочие страны. Это означает, что в любом случае будет применяться нулевая ставка, и ее нужно подтвердить, подав соответствующую документацию в налоговую инспекцию.

Следует понимать, что при экспорте товаров в Казахстан эти правила применяются в отношении лиц/организаций, которые работают по общей системе налогообложения – ОСНО. А что касается УСН, то организации, которые работают на «упрощенке», практически не испытывают никаких сложностей при выходе на рынки других стран. Это происходит потому, что НДС за экспорт не включен в список исключений для лиц, использующих УСН (статья 346.11 НК РФ). Значит, им не стоит беспокоиться о сборе документации, «нулевых» счетах-фактурах, заявлениях, специальных декларациях и т. д. Все так, как будто товар продан в Россию.

Предприятия, использующие УСН, не признаются плательщиками НДС, за исключением некоторых ситуаций (экспорт в их число не входит). Значит, нулевой НДС начислять не надо и отчитываться по нему тоже. Нет необходимости и в заявлениях. Налоговая также не проверяет эти операции. Никаких налоговых проверок при экспорте товаров в Казахстан ожидать не придется. Разумеется, контрагент может запросить счет-фактуру. Этот документ можно составить с пометкой об отсутствии НДС. При экспорте товаров в Казахстан случается, что казахские налоговые службы требуют прояснить ситуацию с НДС. Тут достаточно составить письменное объяснение о том, что вы работаете по УСН и не платите НДС.

Важно учитывать, что переход между ОСНО и УСН может вызвать некоторые претензии со стороны налоговых органов. Дело в том, что лица, которые платят УСН, не признаются плательщиками НДС, а значит, не имеют права на его возмещение. Подробнее можно об этом прочесть в письме УФНС РФ по г. Москве от 12 августа 2011 года № 16-15/079549. Но здесь многое зависит от того, за какой квартал требуется вернуть НДС за экспорт товаров в Казахстан.

Обычно определяющим фактором является то, какая система применялась в последний день квартала. Если же он полностью проходил под ОСНО, а переход на УСН был осуществлен уже в следующем квартале, то НДС за экспорт товаров в Казахстан должен быть возмещен. Подробнее можно об этом прочесть в письме от 11 ноября 2009 года № 03-07-08/233.

Точку в решении этого вопроса поставил Президиум ВАС РФ (см. постановление от 9 сентября 2012 № 6759/12). Согласно решению суда, даже если лицо перешло на УСН, это не отнимает у него права на возмещение НДС по нулевой ставке. При этом было указано, НК РФ не ограничивает права налогоплательщика на предоставление полного пакета документов для доказательства экспортной операции после 180 дней.

Читайте статью: Мировой экспорт товаров

Особенности экспорта товаров двойного назначения

Осуществить экспорт товаров в Казахстан затруднительно, если эти товары могут использовать в военных целях. Но даже если такого намерения нет, следует учитывать, что некоторые экспортеры даже не подозревают, что их товары могут попасть в данную категорию. К примеру, кто бы мог подумать, что оптические линзы или липкая лента зеленого цвета могут быть товарами двойного назначения. В данном разделе подробно разберем, существует ли перечень таких товаров и что делать, чтобы все-таки получить разрешение на экспорт товаров в Казахстан.

Что такое товары двойного назначения? Так называют продукцию, которая применяется в гражданских целях, но может быть использована для создания самых разных видов вооружения. Это может быть оборудование, различные материалы, сырье. Кроме того, в данный список входит и некоторая информация научно-технического характера, которая может быть применима при создании:

  • различной военной техники и вооружения;

  • ядерного и ракетного оружия;

  • химического и бактериологического оружия.

Все товары двойного назначения в обязательном порядке проходят экспортный контроль, который представляет собой систему защиты интересов страны при конверсии оборонной промышленности, при расширении ВЭД и следовании международным обязательствам по нераспространению оружия массового поражения. Система экспортного контроля реализуется Комиссией по экспортному контролю при российском правительстве.

В 2010 году Таможенный союз между бывшими странами СССР, Казахстаном, Белоруссией и Россией не только начал функционировать, но и установил Единый перечень товаров, которые подлежат лицензированию при экспорте в Казахстан и другие страны союза. В каждой стране имеются свои инстанции, которые выдают лицензии товарам. Например, на территории России такую деятельность осуществляет Минпромторг.

Применение данного договора на практике показало, что чаще всего в Минпромторг обращаются за лицензиями на высокочастнотное и радиоэлектронное оборудование и прекурсоры.

На таможне каждому товару присваиваются определенные коды ТН ВЭД, которые совпадают с подобным кодом товара, являющегося объектом экспортного контроля. Лицо, осуществляющее грузоперевозку, должно предъявить документацию, которая бы свидетельствовала о том, что лицензия в отношении этих товаров не нужна, или, наоборот, необходима. Существуют общие и частные признаки товаров двойного и военного назначения, по которым определяется необходимость оформления на них лицензии: код ТН ВЭД СНГ и некоторые значения характеристики товара. При совпадении только общих признаков лицензия не нужна.

Например, товар может быть классифицирован как продукция двойного назначения согласно коду, но при этом обладать характеристиками, не соответствующими реальному уровню угрозы. Например, бинокли могут быть расценены как товар двойного назначения, потому что их можно использовать в военных целях. Но если в реальности такой бинокль приближает достаточно слабо, то и лицензия на этот товар не нужна.

Следует отметить, что определенные организации, в соответствии с постановлением № 477 от 21.06.2011 «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля», имеют разрешение на осуществление экспертизы контролируемых товаров и технологий.

Что же касается товаров, которые могут стать проблемными при их экспорте в Казахстан, то, к сожалению, такого полного перечня не существует. Есть различные постановления и приказы, но никто не проводил работу по сведению их в единый реестр. Таким образом, имеется лишь код ТН ВЭД, по которому решение принимается таможенными органами на месте, исходя из характеристик товаров.

Товары двойного назначения перечислены в указе Президента № 1661 от 17.12.11 г. Список этот довольно объемный: пять разделов включает девять категорий товаров.

К примеру, если вы экспортируете в Казахстан токарный станок с числовым программным управлением, то он попадает в список продукции двойного назначения. Если при сравнении его технического описания с характеристиками, данными в указе, выявлены совпадения, то надо будет получить лицензию на его вывоз или предписание о том, чтобы не относить данный станок к объектам экспортного контроля. Обычно такие предписания оформляются в течение двух-четырех недель.

Нельзя сбрасывать со счетов и личный фактор, ведь за выпуск товаров на экспорт отвечает таможенный инспектор. Например, он может настоять на проведении экспортного контроля технически сложного товара, поскольку сам недостаточно компетентен в технических вопросах. Но экспорт сложной техники в Казахстан из России – явление относительно редкое, т. к. импортных поставок намного больше, чем экспортных.

На таможне могут запретить экспорт какого-либо товара в Казахстан в случае, если имеются сомнения на счет возможностей его применения. Кроме того, отсутствие какой-либо документации также станет весомым основанием для отказа. Поэтому так важно иметь на руках лицензию или какие-то иные документы (техдокументация, заключение ФСТЭК), которые способны подтвердить, что данный товар после экспорта в Казахстан не будет применен для военных целей.

Как уже говорилось, частым предметом споров при экспорте товаров в Казахстан становятся бинокли. Конечно, имеются четко прописанные критерии оптических приборов, которые нельзя провозить через границу, но следует понимать, что таможенные служащие – такие же люди, и они могут ошибиться либо просто в силу каких-то подозрений запретить экспорт определенного товара в Казахстан.

При экспорте в Казахстан как товары двойного назначения могут быть классифицированы электронно-оптические преобразователи, обладающие приведенными ниже признаками:

1. В волновом диапазоне 400–1050 нм имеют максимальную спектральную чувствительность.

2. Использование в электронном усилении изображения:

  • микроканальной пластины, имеющей межцентровое расстояние до 12 мкм, не более;

  • электронного чувствительного элемента с шагом небинированных пикселей до 500 мкм, не более. При этом он должен быть разработан или модифицирован таким образом, чтобы зарядовое умножение достигалось не так, как в микроканальной пластине.

3. Фотокатоды таких видов:

  • многощелочные (к примеру, S-20 или S-25), имеющие интегральную чувствительность свыше 700 мкА/лм;

  • GaAs либо GalnAs фотокатоды;

  • прочие полупроводниковые, выполненные на основе соединений III – V;

В сфере экспорта товаров из России много нюансов, описать которые в рамках одного материала невозможно. Всегда безопаснее и разумнее, прежде чем приступить к экспорту товаров в Казахстан или другую страну, проконсультироваться с экспертом, а еще лучше поручить ему оформление всей таможенной процедуры. Участие специалиста сэкономит время и убережет вас от дополнительных расходов.

При подготовке товаров к экспорту в Казахстан требуется изучить большой объем специальной информации, которой у предприятия часто нет. Специалисты информационно-аналитической компании «VVS» предлагает своим клиентам таможенную статистику разных стран мира, в частности Казахстана. Наша компания имеет 19-летний опыт в сфере предоставления статистики рынка товаров как информации для стратегических решений, выявляющей рыночный спрос.

Качество в нашем деле – это, в первую очередь, точность и полнота информации. Когда вы принимаете решение на основе данных, которые, мягко говоря, неверны, сколько будут стоить ваши потери? Принимая важные стратегические решения, необходимо опираться только на достоверную статистическую информацию. Но как быть уверенным, что именно эта информация достоверна? Это можно проверить! И мы предоставим вам такую возможность.

Уточнить все детали можно по телефонам: +7 (495) 565-35-51 и 8 (800) 555-34-20.

Заказать обратный звонок