Неиспользованные земли сельскохозяйственного назначения

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года № 369 утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

— на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

-на сенокосах не производится сенокошение;

-на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;

-на пастбищах не производится выпас скота;

-на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

— залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;

-залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;

— закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника может осуществляться при условии неустранения нарушений после назначения административного наказания.

Содержание

Ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию: 8-912-351-26-42
8 (3532) 26-16-01

Здравствуйте, по существу Вашего вопроса сообщаем следующее.

Инкриминируемое Вам административное правонарушение предусмотрено ч. 1.1. ст. 8.8. КоАП РФ.

Согласно ч. 1.1. ст. 8.8. КоАП РФ объективная сторона правонарушения состоит в неиспользовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом.

В прежней редакции ответственность за это правонарушение была следующей: наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Однако, Федеральным законом от 03.02.2014 N 6-ФЗ указанная часть статьи 8.8. КоАП РФ была изменена и, в настоящий момент, ответственность за указанное правонарушение предусмотрена следующая: наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее двухсот тысяч рублей.

Таким образом, в настоящее время ответственность была ужесточена.

Следует сказать, что в ч. 1.1. ст. 8.8. КоАП РФ содержится указание на срок неиспользования земель сельскохозяйственного назначения, определяемый Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В силу ч. 4 ст. 6 ФЗ от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» этот срок равен трем и более лет подряд.

Следует отметить, что помимо административной ответственности в отношении Вас может быть применены и другие меры ответственности.

Согласно ч. 4 ст. 6 ФЗ от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Признаки неиспользования земельных участков установлены в Перечне
признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. N 369.

Согласно указанному постановлению неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

— на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

— на сенокосах не производится сенокошение;

— на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;

— на пастбищах не производится выпас скота;

— на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

— залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;

— залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;

— закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

За более подробной консультацией рекомендуем Вам обратиться за консультацией в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко, д. 20 В, офис 414, тел.: 8-912-351-26-42.

Многие собственники ошибочно полагают, что имея на руках свидетельство о праве собственности на земельный участок, они могут распоряжаться им по своему усмотрению.

На самом деле это не так и за нецелевое использование участка владельца или арендатора могут привлечь к ответственности и наложить штраф.

В качестве субъектов правонарушений в данном случае могут выступать как физические, так и юридические лица.

Законодательство

Вопросы относительного целевого использования земель рассматриваются в 7 статье Земельного кодекса.

Здесь различают следующие категории участков:

  • земли резервного, водного, лесного фонда;
  • охраняемые объекты и территории;
  • участки промышленного фонда (территории, находящие свое применение в энергетике и телевидении;
  • земли оборонного и космического комплекса;
  • сельхозземли;
  • земли, принадлежащие населенным пунктам (в том числе, под ИЖС).

Помимо категорий, различают виды земель, определенные с учетом регионального зонирования.

Основные разновидности земель, которыми владеют россияне, следующие: ИЖС, ЛПХ, садоводство и огородничество.

Целевое предназначение земель обязательно прописывается в важнейших документах: кадастровом паспорте и свидетельствах о праве собственности (выданных до 2016 года).

Уточнить разрешенное использование своей земли можно на публичной кадастровой карте.

Отдельная статья Земельного кодекса обязует всех собственников пользоваться землями только с учетом их предназначения. Самовольное изменение назначения не допускается, только по согласованию с уполномоченными инстанциями.

Приказ Минэконоразвития №540 от 2014 года содержит детальный перечень объектов, которые могут располагаться на участке в зависимости от его целевого предназначения. Так, например, на участке под ИЖС допускается построить дом не выше 3 этажей. При этом он должен быть предназначен для проживания, а не ведения предпринимательской деятельности (например, организации гостиницы).

Почему граждане нередко идут на нарушения целевого использования? Обычно это связано с желанием сэкономить на покупке участка и налогообложении. Так, участок под ИЖС будет дешевле аналогичного, выделенного под бизнес-цели. Нередко на таких землях организуют магазины или шиномонтажные мастерские, что позволяет собственникам снизить налогооблагаемую базу.

Между тем, это наказуемое деяние.

Другое распространенное нарушение: собственнику выделили землю под сельское хозяйство, а он построил там жилой дом. При этом он может приложить определенные усилия и перевести категорию земель из с/х в ИЖС. Тогда собственник сможет узаконить строения.

Нарушение законодательства карается административным штрафом. Важно отметить, что это касается не только нецелевого использования, но и неиспользования земельных наделов.

Как происходит установление факта нецелевого использования участка

Земля находится под особым государственным контролем. За соблюдением законных условий использования участка следит специальный комитет земельного надзора Росреестра и местная администрация.

Установление факта нецелевого использования участка может осуществляться:

  • по поступившему заявлению от соседей или председателя СНТ (собственники соседних земель обычно заинтересованы в надлежащем использовании земель и недопущении длительного не возделывания участков);
  • по информации, поступившей от ФНС (обычно служба занимается выявлением факта незаконной предпринимательской деятельности) или органов прокуратуры;
  • в ходе внеплановой проверки уполномоченных структур пр.

Алгоритм наложения ответственности за нецелевое использование земель состоит из таких этапов:

  • При обнаружении факта нецелевого использования (неиспользования земель) собственники или уполномоченные структуры ставят в известность местное отделение Росреестра. Предварительно они обычно пытаются решить проблему мирным путем через переговоры с собственникам.
  • В ходе проверки специалисты Росреестра составляют акт обследования земельного участка и направляют собственнику требование с предусмотренным разумным сроком для устранения нарушений и выплаты компенсации (при наличии обстоятельств, указывающих на упущенную выгоду истца).
  • Если нарушение так и не было устранено, то иск о привлечении землевладельца к административной ответственности передается в суд (ст. 7.1. гл.7 КоАП). В составленном протоколе указывается на основания использование земель, местоположение участка, его категория и размер; какие нормы закона были нарушены собственником.
  • Суд принимает решение с учетом того, действительно ли было нарушено административное законодательство. По результатам рассмотрения дела суд открывает исполнительное производство для взыскание штрафных санкций/упущенной выгоды или же вовсе может изъять участок у землепользователя. При этом нельзя изъять земли, на которых пользователь начал возводить дом, посадил сад или огород.

У землевладельца будет три дня на обжалование судебного решения.

Ответственность и штрафы в 2017 году

Размер штрафных санкций за нецелевое использование земельных участков не менялся с весны 2015 года. Именно тогда были существенно увеличены штрафы за эти правонарушения, а ряд санкций был привязан к кадастровой стоимости земель ( речь идет об отсутствии сельскохозяйственных работ на участках соответствующего назначения, строительных работ для земель под ИЖС).

Административный кодекс предусмотрел ответственность за невыполнение собственником обязанности по рекультивации участков, улучшению их свойств, приведение земель в непригодное состояние, непроведение мероприятий по защите земель (например, уничтожению сорняков и сенокошению).

Штрафы также варьируются в зависимости от категории собственника: это физлицо или организация.

Размер штрафов за нецелевое использование земель или неиспользование в 2017 году:

Вид нарушения Физлица Организации
Нецелевое использование 0.5-1% от кадастровой стоимости ( но не менее 10 тыс.р.) 2% от кадастровой стоимости (от 100 тыс.р.)
Неиспользование земли под огородничество и строительство 1-1.5% (от 20 тыс.р.) З-5% (от 400 тыс.р.)
Неиспользование земли под с/х 0.3-0.5% (мин. 3000 р.) 2-10% (мин. 200 тыс.р.)
При отсутствии кадастровой стоимости и использовании не по назначению 10-20 тыс.р. 100-200 тыс.р.
При отсутствии кадастровой стоимости и использовании не по назначению участков под огородничество и ИЖС 20-50 тыс.р. 400-700 тыс.р.
Несвоевременно выполненные/невыполненные действия по отношению к участку, повлекшие его непригодность 20-50 тыс.р. 200-400 тыс.р.

При заключении договора дарения дачного участка между родственниками последние освобождены от уплаты налога.
Зачем некоторые собственники квартир приходят пониманию необходимости расприватизации своей недвижимости? Узнайте об этом интересном моменте .
Рейтинг самой дорогой недвижимости в мире представлен в нашей статье.

Судебная практика

Судебная практика в делах о нецелевом использовании участков весьма противоречивая.

Дело в том, что истцам обычно очень сложно доказать факт допущенных нарушений: например, то что участок под ИЖС используется в предпринимательских целях.

Одно из судебных решений приравнивает зарастание сорной травой участка к невыполнению требований по целевому использованию участка. Так, общество обратилось в суд с целью оспорить решение администрации о привлечении его к административной ответственности в виде штрафа 40 тыс.р. Штраф был выписан из-за произрастания на участке под с/х сорной растительности. Мотивировало свое несогласие общество тем, что участок был куплен в октябре и в это время невозможно было производство с/х работ. При этом не истек двухлетний срок освоения сельхозземель по ФЗ №101.

Проанализировав материалы дела суд отказал обществу в удовлетворении искового заявления. Он посчитал, что бездействие заявителя выразилось в неисполнении требований по улучшению и охране почв и обязательных мероприятий по сохранению качественного состояния земель. При этом, приобретая участок под сельхозцели обществу было известно о необходимости несения бремени по его должному содержанию. А времени для проведения полевых работ было достаточно (с октября по май).

По поводу понятия «нецелевого использования» также не сложилось общей практики. Так, одни суды исходят из понимания целевого использования как соответствующего целям его предоставления.

Другие же суды указывают на то, что если изменения направления деятельности не выходят за рамки целевого использования, то основания для привлечения к административной ответственности отсутствуют.

Так, компании удалось оспорить привлечение к ответственности за то, что участок ей был выделен под строительство мотеля, но вместо этого там располагалась вышка связи с офисным зданием. Суд посчитал, что такое незначительное изменение не противоречит целям использования земель поселений (более широкой категории).

Но когда речь идет о явных изменениях целей использования, суд становится на сторону Росреестра. Так, предпринимателю были выделены участки под многоэтажную застройку, вместо этого там появился объект коммерческой недвижимости. Предприниматель хотел обжаловать штрафные санкции, ссылаясь на то, что магазины являлись вспомогательными строениями для комплексной жилой застройки. Суд не счел эти доводы убедительными и оставил административные меры без изменения.

Таким образом, нецелевое использование земель в России карается штрафными санкциями, как и неиспользование сельхозземель, непринятие мер по улучшению свойств почвы.

Максимальное наказание, которое грозит нерадивому владельцу земли, это ее изъятие в пользу государства. Надзором за использованием земель собственниками занимается региональное отделение Рореестра.

Ведомство может проводить внеплановые проверки по своей инициативе или по жалобам, поступившим от других собственников или уполномоченных органов.

Размер штрафа за нецелевое использование земель или неиспользование участков привязан к кадастровой стоимости и зависит от категории участка и владельца (является ли он физическим или юридическим лицом). При отсутствии кадастровой оценки штрафы устанавливаются в фиксированном размере. После существенного роста штрафов в 2015 году их размер не претерпевал изменений.

Судебная практика по вопросам нецелевого использования земель достаточно противоречивая, судьи принимают диаметрально противоположные решения по идентичным вопросам. Своевременное изменение категории участка позволяет избежать административной ответственности.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Изъятие при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства РФ

Изъятие земель сельхозназначения, за исключением тех земельных участков, которые находятся в ипотеке, или к собственникам которых возбуждено судом дело о банкротстве, происходит по причине:

  • использования земли с нарушением законодательства РФ, которое повлекло существенное снижение уровня ее плодородия или причинило вред окружающей среде;
  • неиспользования земли для осуществления сельскохозяйственной деятельности в течение 3-х и более лет с момента, как государственным земельным надзором был установлен факт неиспользования земли по назначению или использования с нарушениями законов РФ. Если земли сельхозназначения не использовались по причинам, исключающим такую возможность (стихийное бедствие), то отсчет времени в такой период не осуществляется.

Земли изымаются по причинам, которые указаны в обоих пунктах выше, в случае неустранения нарушений собственником и только после назначения административного взыскания (ч.2-5 ст.6 N 101-ФЗ).

Административный штраф

Неиспользование земли сельскохозяйственного назначения для предусмотренной деятельности в установленный срок влечет штраф:

  • для граждан — 0.3-0.5% от кадастровой стоимости (далее КС), но не меньше 3 000 рублей;
  • для должностных лиц — 0.5-1.5% от КС, но не меньше 50 000 рублей;
  • для юридических лиц — 2-10% от КС, но не меньше 200 000 рублей.

Для нового собственника, который приобрел изъятую землю на публичных торгах, не использование по назначению или использование с нарушениями законодательства в установленные сроки, применяется штраф:

  • для граждан и ИП — 0.1-0.3% от КС, но не меньше 2 000 рублей;
  • для ЮЛ — 1-6% от КС, но не меньше 100 000 рублей.

Порядок изъятия и публичные торги

Одновременно с назначением административного штрафа уполномоченные органы исполнительной власти по государственному земельному надзору выписывают предписание, в котором содержатся сроки устранения правонарушений. Если собственник не устранил нарушения, то упомянутые органы:

  1. Направляют в орган исполнительной власти субъекта РФ материалы, подтверждающие этот факт. Данный орган в течение 2-х месяцев с момента получения этой информации, обязан обратиться в суд с заявлением об изъятии такого участка из земель сельскохозяйственного назначения и выставлении ее на продажу через публичные торги.
  2. Подает в орган исполнительной власти, который ответственен за регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним, заявление о том, что по отношению к изымаемому участку сельхозназначения до завершения рассмотрения дела судом невозможно осуществлять какие-либо операции по государственной регистрации (ч.6,7 ст.6 N 101-ФЗ).

После принятия соответствующего решения судом, орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 6 месяцев обязан провести публичные торги по продаже земли, а также, при необходимости — предварительно провести кадастровые работы (ч.8 ст.6 N 101-ФЗ).

В публичных торгах по продаже такого участка сельскохозяйственного назначения не могут участвовать:

  • юридические лица, в которых собственник земли является учредителем либо участником;
  • члены семьи собственника;
  • организации, оценивающие продаваемый участок, а также их сотрудники;
  • должностные лица органов власти, члены их семей, участие которых может оказать влияние на результаты торгов;

Если данные правила будут нарушены, то сделка признается недействительной (ч.9 ст.6 N 101-ФЗ). Начальной ценой с/х участка признается его рыночная либо кадастровая стоимость, действительная на момент проведения торгов. Ее величина может быть уменьшена, если будет установлено, что земля не пригодная для сельскохозяйственной деятельности и ее качество необходимо восстанавливать. Тогда цена может уменьшается на величину расходов, необходимых для проведения восстановительных работ, однако не больше, чем на 20% от установленной стоимости земли (ч.10,11ст.6 N 101-ФЗ).

Порядок проведения повторных торгов:

  1. Если торги были признаны несостоявшимися, то не позже 2-х месяцев с их проведения, торги повторяются. Цена земли снижается на 20% от начальной.
  2. При признании повторных торгов несостоявшимися земля продается с помощью публичного предложения. Начальная стоимость продажи равна начальной стоимости повторных торгов, но фактически не может быть продана меньше чем за 50% от ее величины.
  3. Если торги с помощью публичного предложения тоже были признаны несостоявшимися, то в течение 1 месяца землю можно приобрести в муниципальную собственность по ее территориальному расположению посредством торгов публичного предложения. В таком случае цена принимается минимальной.
  4. Если в установленный срок участок не был приобретен в муниципальную собственность, то орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 1 месяца обязан приобрести эту землю в государственную собственность. Это осуществляется в форме публичного предложения по минимальной цене (ч.13,14 ст.6 N 101-ФЗ).

Из средств, вырученных с продажи земли, вычитаются затраты на проведение ее обследования, оценки, а также на подготовку и осуществление торгов. Остаток денег передается бывшему владельцу с/х участка. Новый собственник, признанный по итогам публичных торгов обязан в течение года начать использовать землю по назначение. За исполнением этого требования осуществляет контроль орган государственного земельного надзора (ч.15,16 ст.6 N 101-ФЗ).

Прекращение права на участок сельхозназначения и последующее его изъятие по упомянутым причинам осуществляется на основании:

  • соответствующего судебного акта;
  • соответствующего решения компетентных органов государственной власти или местного самоуправления.

По какому варианту будут развиваться события зависит от того, кто владел данным участком. Если земля была в пользовании у государственного или муниципального учреждения, казенного предприятия (за исключением госучреждений и академий наук, которые входят в состав Российской академии наук) — достаточно будет решения компетентных органов государственной власти или местного самоуправления.

В остальных случаях изъятие осуществляется в судебном порядке по инициативе упомянутых органов. В обоих случаях проведение данной процедуры возможно при условии, что после назначения административного наказания собственник так и не устранил само правонарушение. О том, что виновник не предпринял никаких мер для исправления сложившейся ситуации органы исполнительной власти информирует орган государственного земельного надзора.

На основании полученной информации, а также учитывая то, у кого был участок в пользовании, используется один из вариантов:

  1. Принимается решение об изъятии.
  2. Направляется требование об изъятии в суд.

Если в ЕГРН есть записи о праве на участок, то компетентные органы обязаны обратиться в данную инстанцию с просьбой о том, чтобы было зарегистрировано прекращение такого права. Вся процедура должна быть осуществлена в 10-дневный срок с момента принятия решения или вступления в силу судебного акта. К обращению прилагаются копии соответствующих документов.

При условии, что в ЕГРН право на пользование землей не зарегистрировано, то компетентные органы должны проинформировать орган регистрации прав и налоговую о том, что данное право было прекращено. Сделать они это обязаны в 7-дневный срок с того момента, как было принято решение или вступил в силу соответствующий судебный акт. Решение органов государственной власти или местного самоуправления об изъятии участка сельхозназначения может быть оспорено в суде (ст.54 ЗК РФ).

Изъятие участков сельскохозяйственного назначения для муниципальных и государственных нужд

Такое изъятие возможно в случае, если это связано с выполнением государством международных договоров. Также причиной может послужить строительство или реконструкция объектов местного или государственного значения, если других вариантов осуществить его не существует. Не исключаются и другие причины для проведения данной процедуры, если они предусмотрены федеральным законодательством(ст.49 ЗК РФ).

Кем осуществляется изъятие

Процедура осуществляется согласно решениям уполномоченных:

  • федеральных органов исполнительной власти — для государственных нужд РФ и размещения федеральных объектов;
  • исполнительных органов государственной власти субъекта РФ — для региональных нужд и размещения региональных объектов;
  • органов местного самоуправления — для муниципальных нужд и для того, чтобы разместить объекты местного значения (ст.56.2 ЗК РФ).

Соответствующее решение может быть принято как по собственной инициативе вышеупомянутых органов, так и по ходатайству организаций. Изъятие по ходатайству возможно при условии, что данные организации полностью или частично покроют затраты на строительство и реконструкцию объектов (ч. 4, 7 ст. 56.3 ЗК РФ).

Условия, при которых изъятие возможно (ст.56.3 ЗК РФ):

  1. Запланированные строительство или реконструкция объекта, по причине которых изымается земля сельскохозяйственного назначения, должны быть предусмотрены в утвержденной документации территориального планирования и в проекте планировки территории (ч.1).
  2. Решение должно быть принято не позже, чем пройдет 3 года с того момента, как был утвержден соответствующий проект планировки территории (ч.3).
  3. Если земля изымается не по причине, указанной в п.1, то это решение должно быть обосновано: создается особо охраняемая природная территория, выполняется международный договор РФ, планируется проведение работ по пользованию недрами (ч.2).
  4. Изъятие с/х земель допустимо для размещения региональных объектов одного субъекта РФ на территории другого субъекта РФ. Обязательно, чтобы возможность размещения таких объектов подтверждали документы территориального планирования последнего (ч.6).

Прекращение права пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования не является помехой для проведения изъятия. Это утверждение действительно и для участков сельхозназначения, находящихся в муниципальной или государственной собственности, и для которых прекращается договор аренды или право безвозмездного пользования. В обоих случаях изъятие может проводиться независимо от формы собственности на землю (ч. 5 ст.56.3 ЗК РФ).

Решение об изъятии

Данное решения может быть принято и быть действительным в отношении как одного, так и нескольких земельных участков, а также объектов недвижимости, которые на них расположены. По отношению к сооружениям, которые расположены на территории таких участков сельскохозяйственного назначения, и которые не противоречат будущим целям использования, решение по изъятию не принимается.

В данном документе указываются такие данные:

  • изымаемые земельные участки;
  • объекты, которые расположены на данных участках;
  • цель изъятия и реквизиты соответствующих документов;
  • при ходатайстве для проведения изъятия — его заявитель;
  • сооружения, которые не изымаются;
  • сервитуты, которые после изъятия будут сохранены.

Если изымаемые земельные участки еще не образованы и для них нет утвержденного проекта межевания территории, то в решение должно уведомлять о том, что схема расположения таких участков утверждена. Такая схема должна быть приложена к решению об изъятии.

Решение не может быть принято, если:

  • земельные участки — выморочное имущество, на котором отсутствуют частные объекты недвижимости или те, которые находятся в пользовании третьих лиц. Аналогичное утверждение справедливо и для земли, находящейся в муниципальной или государственной собственности;
  • с/х участки являются государственной или муниципальной собственностью, на них расположены объекты недвижимости, которые являются бесхозяйным или выморочным имуществом, не обременены правами третьих лиц.

Не может быть препятствием в принятии решения об изъятии:

  • отсутствие в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на участки и объекты недвижимости на них, о координатных точках границ участков;
  • пересечение границ двух участков, один из которых является изымаемым;
  • наличие споров о правах на участки и/или на недвижимость, которая расположена на этих участках.

Переход прав на изымаемые участки сельхозназначения и/или на недвижимость на них, а также при образовании из них новых земельных участков или объектов недвижимости не приводит к принятию нового решения или внесению изменений в существующее. После принятого решения об изъятии, компетентный орган обязан в 10-дневный срок опубликовать его на официальном сайте и обнародовать. Одна копия решения направляется правообладателям недвижимости, которая изымается, а вторая — в орган регистрации прав.

Организациям, которые подали ходатайство об изъятии, также направляется копия соответствующего решения. Попутно прилагаются сведения о правообладателях изымаемых с/х участков и недвижимости, копии документов, подтверждающие эти права, а также контактные данные этих лиц. Решение об изъятии действует в течение 3-х лет с момента его принятия, и может быть оспорено в судебном порядке (ст.56.6 ЗК РФ).

Соглашение об изъятии

Подготовка соглашения предусматривает выполнение следующих действий, за проведение которых отвечают либо уполномоченные органы, решившие изъять землю по собственной инициативе, либо организация, направившая соответствующее ходатайство:

  1. Заказ на проведение необходимых кадастровых работ с изымаемыми участками, а также аналогичных работ, которые связаны с образованием новых земельных участков, предназначенных на замену изымаемым.
  2. Обращение с заявлением от имени правообладателя недвижимости, которая изымается (доверенность для этого не нужна) о проведении необходимого кадастрового учета для изымаемых участков. Также это действительно в случае, если нужно уточнить их границы, а также для участков, предназначенных на замену тем, которые изымаются.
  3. Заказ работ для оценки изымаемых с/х участков и недвижимости, которая на них расположена и/или предназначена на предоставление взамен. Также происходит оценка убытков, прекращаемых прав, которые влечет изъятие земли.
  4. Проведение переговоров с правообладателями изымаемой недвижимости.
  5. При изъятии вследствие ходатайства происходит совместная подготовка соглашения между уполномоченными органами и организацией.
  6. Направление проекта соглашения сторонам-участникам для его подписания.

Если имеют место споры о границах или образовании изымаемых участков, а также об отсутствии права собственности на них, участки сельхозназначения для муниципальных и государственных нужд могут быть изъяты принудительно на основании принятия соответствующих судебных актов.

При определении размера возмещения за изымаемый участок сельскохозяйственного назначения учитываются следующие факторы:

  • рыночная стоимость земли;
  • право частной собственности, подлежащее прекращению;
  • рыночная стоимость иных прав, которые подлежат прекращению;
  • убытки, которые причиняет изъятие;
  • упущенная выгода (ч. 2 ст.56.8 ЗК РФ).

Конфискация земельного участка

О конфискации земли говорится в ст.50 ЗК, ст.243 ГК и ст.104.1 УК РФ. Суть процесса одинакова — принудительное и безвозмездное изъятие имущества (в данном случае земли) в пользу государства у собственника. Причиной такой строгой меры к владельцу является совершенное им правонарушение или преступление.

Последствия от конфискации могут отличаться, и зависит это от того, в каком порядке она была произведена. Если изъятие произошло из-за административного правонарушения, то оно может быть оспорено в суде. При уголовной ответственности кроме земли изымаются также и результаты труда, нажитые вследствие деятельности, нарушающей закон.

Реквизиция земли

О данном процессе упоминается в ст.51 ЗК и ст.242 ГК РФ. Изъятие с/х участка, которое производится у правовладельца в целях защиты интересов общества, граждан и государства в условиях чрезвычайных обстоятельств, называется реквизицией. К причинам, повлекшим реквизицию относят:

  1. Стихийные бедствия.
  2. Аварии.
  3. Эпидемии.
  4. Эпизоотии — повальное заразное заболевание скота.
  5. Другие обстоятельства, создающие угрозу обществу и государству.

Права владельца участка

Собственнику выдается соответствующий подтверждающий документ, а также возмещаются все причиненные убытки. Важно отметить, что когда земля изымается в пользу государственных или муниципальных нужд, то это не является реквизицией. Этот факт объясняется различием причин, по которым земля сельскохозяйственного назначения переходит в собственность государства.

После прекращения чрезвычайных обстоятельств бывший владелец имеет право через суд потребовать возвращения реквизированного участка ему в собственность. Если окажется, что такое требование удовлетворить невозможно, то заявитель может получить следующие варианты компенсации:

  • оплату земли по рыночной стоимости (сумма может быть оспорена в суде);
  • аналогичный равноценный участок.

Целевое назначение земельного участка

Все земли в России подразделяются по своему целевому назначению на определённые категории. Их выделяют семь:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-8059.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-9401.
  • сельхозназначения;
  • населённые пункты;
  • специального назначения;
  • особо охраняемые;
  • лесные;
  • водные;
  • запаса.

Эти категории перечислены в 7-й статье Земельного Кодекса. Там же сказано, что земли должны использоваться в соответствии со своим назначением

Другими словами, целевое назначение земельного участка – это то, для чего он предназначен. Другое его использование недопустимо.

Внутри категорий существует разделение по видам использования. У одного участка может быть несколько таких видов. Из разрешённых для данной земли их выбирает собственник (арендатор).

Земли должны использоваться по своему назначению и в соответствии с видом использования. Это отмечается в 42-й статье Земельного Кодекса. Если участком пользуются с другими целями, это является административным правонарушением. Наказанием за это служит штраф, а в особо тяжёлых случаях земля изымается государством. Все постройки тоже должны соответствовать этим критериям.

Нецелевое использование участка

Такое использование может быть связано с желанием сэкономить. Ведь разные по назначению участки имеют различную стоимость и размер налогов. Но даже если такое случится по незнанию, от ответственности это не освобождает.

Что это такое

Это использование участка не по тому, назначению, которое предусмотрено для данной категории. Законом устанавливаются сроки, в течение которых должно быть начато такое применение.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-8059.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-9401.

Чаще всего встречаются такие случаи:

  1. Занятие деятельностью, приносящей доход (то есть предпринимательской) на участках, не предназначенных для этого.
  2. Возведение зданий на землях, целевое предназначение которых этого не предусматривает.

Признаки неиспользования земельного участка по целевому назначению

Для некоторых категорий и разрешённых видов определяется время, в течение которого должно начаться пользование участком. Как правило, оно составляет 3 года, хотя возможно изменение этого периода. Он указывается при предоставлении участка. Также в этот срок не входит время:

  • требующееся на освоение;
  • когда участок по каким-либо объективным причинам невозможно было использовать.

Такие правила касаются сельскохозяйственных земель и предназначенных для строительства (как ИЖС, так и более крупного). Если становится известно о неиспользовании, собирается специальная комиссия. Она исследует участок и выносит заключение.

В качестве признаков неиспользования указываются:

  1. Отсутствие возведённых зданий и строений, а также признаков строительных работ.
  2. Заброшенность земли (например, зарастание сорняками).
  3. Отсутствие признаков её возделывания (пашен, плодовых деревьев и т. п.).
  4. Невыполнение мероприятий по улучшению почв, если их необходимость указывалась при предоставлении.

Ненадлежащее использование

Это понятие близко к неиспользованию. Но здесь основное внимание обращается не на отсутствие нужного использования, а на признаки применения, не предусмотренного для такого участка.

Самовольное использование

У любой земли существует собственник. Им может быть:

  • частное лицо;
  • предприятие;
  • муниципальное образование;
  • государство.

Считается, что участок используется самовольно, если это происходит:

  • без каких-либо оснований;
  • не по воле его собственника.

В это понятие, в том числе, включается незаконное расширение (перенос) границ участка, а также строительство или хранение за его пределами. Именно поэтому так важно точно знать, где проходят границы между участками. Важно и оформить необходимые разрешения, например, на строительство своего дома.

Если земельный участок не используется по назначению

При неиспользовании возможны различные последствия:

  • штрафы;
  • изъятие участка;
  • и другие.

Штрафы

Размер штрафов определяется статьёй 8.8 КОАП и зависит от:

  1. Кадастровой стоимости (если она определена).
  2. Того, кто использует – частное, должностное или юридическое лицо.
  3. Назначения земли.

Для граждан установлены такие штрафы:

  1. 0,5-1% стоимости и при этом не ниже 10 000 рублей.
  2. Если она не определена – 10 000 – 20 000 рублей.
  3. Для земель сельхозназначения– 0,3-0,5% стоимости и от 3 000 рублей.
  4. Для строительства, огородничества или садоводства – 1-1,5% стоимости, но не ниже 20 000 рублей.
  5. Если стоимость не определялась – 20 000 – 50 000 рублей.

Для должностных лиц размеры выше:

  1. 1-1,5% стоимости и при этом не ниже 20 000 рублей.
  2. Если она не определена – 20 000 – 50 000 рублей.
  3. Для земель сельхозназначения –0,5-1,5% стоимости и от 50 000 рублей.
  4. Для строительства, огородничества или садоводства –1,5-2% стоимости, но не ниже 50 000 рублей.
  5. Если стоимость не определялась – 50 000 – 100 000 рублей.

И самая высокая – для организаций:

  1. 1,5-2% стоимости и при этом не ниже 100 000 рублей.
  2. Если она не определена – 100 000 – 200 000 рублей.
  3. Для сельхозземель 2-10% стоимости и от 200 000 рублей.
  4. Для строительства, огородничества или садоводства – 3-5% стоимости, но не ниже 400 000 рублей.
  5. Если стоимость не определялась – 400 000 – 700 000 рублей.

Изъятие ЗУ

При выписывании штрафа также даётся предписание по устранению нарушений. Если оно не выполняется, участок могут изъять. Это может случиться также, если сельскохозяйственные земли используются таким образом, что их ценность снижается. Или не проводится комплекс мер по приведению их в нужное для целевого использования состояние. Порядок такого изъятия описан в законе № 123-ФЗ, который был издан 7 июня 2013 года.

Иная ответственность

В некоторых случаях нецелевое использование или неиспользование снижает ценность земель. В основном это относится к сельскохозяйственным.

В таком случае комиссией может быть выдано предписание об устранении последствий. Если деятельность на участке нарушила права соседей или повредило их землям, последствия также должен устранить виновник. Эти требования не исключают других мер.

Даже будучи собственником земли, её недопустимо использовать исключительно по своему усмотрению. Необходимо знать, для чего участок предназначен, и вести соответствующую деятельность. Об этом необходимо помнить ещё до его покупки.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499 )350-8059.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-9401.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!