Приостановление выездной налоговой проверки

Что говорит закон

Основные понятия и нормы касательно такого вида проверки налоговой описаны в письме ФНС России № АС-4-2/13622. Период проведения такого вида проверки исчисляется непосредственно со дня составления решения налоговым представителем и длится до момента фиксирования финальной справки о проведенной проверке организации, о чем свидетельствует ст. 89 НК РФ. В законодательстве приведена рекомендуемая форма «Пример решения об увеличении периода продолжительности выездной налоговой проверки» в Приложении № 2.

По общим законодательным нормам проверка налоговой инспекции с выездом на участок не может продолжаться более 2 месяцев. Однако в индивидуальном порядке при определенных условиях, по решению руководителя налоговой службы либо его заместителя по конкретной организации, общий период налоговой проверки может составлять от 4 до 6 месяцев. Максимальный срок выездной проверки составляет 12 месяцев.

Подробнее об условиях, а также периода и сроках выездной налоговой проверки написано в ст. 89.1 НК РФ. В соответствии с вышеуказанной статьей, максимальный срок проверки следует определять в самом начале данного процесса. Увеличивать этот период нельзя. Подробнее это описано в пункте 6 статьи 89 НК РФ.

Максимальный срок налоговой проверки должен быть определен в самом начале процесса.

Срок проверки может быть увеличен при следующих основаниях:

  • Объем документации не позволяет проверить все за более короткое время.
  • Организация работает долго без соответствующей проверки – большой период, который надо проанализировать.
  • Большой объем налогов, которые необходимо проверить.
  • Неполный пакет документов и несвоевременная подача сведений для полноценной налоговой проверки.
  • У предприятия имеется много обособленных подразделений.

Данный вид налоговой проверки организации может приостановить решение руководителя ИФНС либо его заместителя по таким причинам:

  • Для получения необходимых данных от проверяемого налогоплательщика, его партнеров либо контрагентов.
  • Для проведения длительной экспертизы сведений.
  • При условии наличия международных договоров получение необходимых сведений от иностранных госорганов.
  • При переводе договоров с иностранного языка на русский язык.

В том случае, если по приказу руководителя либо его заместителя в конкретной организации приостановлена налоговая проверка, представители налоговой инспекции не имеют права продолжать изучение документов и находиться на территории данной организации. Также запрещено требовать от налогоплательщика либо сотрудников этого предприятия предоставление документов либо вести какие-либо действия на ее территории – это нарушение со стороны налоговых органов.

Таким образом предельный срок выездной проверки на адрес налогоплательщика может составлять не более 12 месяцев совместно с периодом приостановления процесса.

Выездная налоговая проверка — наиболее серьезная форма налогового контроля. Возможно, поэтому процедура ее проведения в наибольшей степени регламентирована.Как установлено в п. 6 ст. 89 части первой НК РФ, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки установлены в Приказе ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@.

В качестве оснований для продления сроков проведения проверки названы следующие обстоятельства:

1) проведение проверок крупнейших налогоплательщиков;

2) получение в ходе выездной (повторной выездной) налоговой проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка.
С 1 января 2007 г. выездная проверка может проводиться как по месту нахождения налогоплательщика (в его помещении), так и по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ). Поэтому основанием для продления могут являться пожар или наводнение, случившиеся не только на территории проверяемой организации, но и на территории налогового органа, проводящего проверку;

4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений.
Проверка организации, которая имеет четыре обособленных подразделения и более, может быть продлена на срок до четырех месяцев.
При наличии у организации менее четырех обособленных подразделений срок ее проверки также может быть продлен до четырех месяцев, но только в том случае, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50% общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50% общей стоимости имущества организации.
А вот в случае, когда организация открыла десять и более обособленных подразделений, проверка может быть продлена на срок до шести месяцев.
При этом следует понимать, что рассматриваемое основание для продления сроков применимо только в том случае, если речь идет о проверке, назначенной в отношении организации-налогоплательщика в целом, а обособленные подразделения проверяются в комплексе.
Однако налоговый орган может назначить и самостоятельную проверку обособленного подразделения, являющегося филиалом или представительством, независимо от проведения проверки самого налогоплательщика (п. 7 ст. 89 НК РФ). Срок такой проверки не может превышать один месяц и исходя из буквального толкования нормы п. 7 ст. 89 НК РФ не может быть продлен;

5) непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом в установленный в соответствии с п. 3. ст. 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки.
В соответствии с п.3 ст. 93 НК РФ срок для представления истребуемых при проверке документов составляет десять дней и исчисляется со дня вручения налогоплательщику соответствующего требования.
Если проверяемая организация не может представить документы в указанный срок необходимо в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, направить налоговому органу уведомление о невозможности представить документы в этот срок.
Получив такое уведомление, руководитель налогового органа, проводящего проверку, имеет право продлить срок представления документов или отказать в продлении сроков. Об этом им выносится отдельное решение;

6) иные обстоятельства для продления срока проверки.
При этом в описываемом случае необходимость продления определяется исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемых лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемой организации, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

В отличие от решения о проведении выездной проверки, решение о продлении срока ее проведения проверяющий налоговый орган самостоятельно выносить не вправе. Его компетенция ограничивается направлением мотивированного запроса в вышестоящий налоговый орган, который и решает дальнейшую судьбу проверки. То есть решение о продлении сроков выездной налоговой проверки должно приниматься руководителем (заместителем руководителя) управления ФНС России по субъекту РФ.

Однако есть три случая, когда продлить срок проведения проверки может только руководитель (заместитель руководителя) ФНС России:
— при проведении повторной выездной налоговой проверки, осуществляемой управлением ФНС России по субъекту РФ в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
— при проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки, осуществляемой Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам;
— при проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки, осуществляемой ФНС России. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения проверки руководителю ФНС России представляется руководителем проверяющей группы (бригады).

Налоговый кодекс РФ допускает и приостановление проведения выездной налоговой проверки. Согласно п. 9 ст. 89 НК РФ общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев.

В случае, если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

Срок приостановления выездной проверки определяется в каждом конкретном случае руководителем налогового органа исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления проверки.

Основания для приостановления выездной проверки указаны в п. 9 ст. 89 НК РФ:
— истребование документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ, т.е. у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);
— получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
— проведение экспертиз;
— перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Таким образом, перечень оснований для приостановления выездной проверки является закрытым.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки в связи с истребованием документов у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Закон устанавливает последствия приостановления выездной проверки.

Согласно п. 9 ст. 89 НК РФ на период приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются:

1) действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки;
2) действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Закон обозначает два вида действий, которые не могут осуществляться в рамках приостановленной выездной налоговой проверки. Это позволяет сделать вывод, что иные действия могут проводиться налоговой службой в обычном порядке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки оформляется соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку (п. 9 ст. 89 НК РФ). Выездная налоговая проверка приостанавливается с даты, указанной в таком решении.

В решении о приостановлении выездной налоговой проверки налоговый орган должен указать фамилию, имя, отчество руководителя проверяемой организации (или уполномоченного представителя), который должен быть ознакомлен с этим решением. Решение о возобновлении выездной налоговой проверки также должно быть доведено до проверяемой организации с указанием даты, с которой возобновляется проводимая выездная налоговая проверка.

Жесткое определение сроков проведения проверки представляет собой важную процессуальную гарантию защиты прав и интересов налогоплательщиков, поскольку неограниченное по времени вмешательство налоговых органов в экономическую деятельность проверяемого налогоплательщика создает недопустимую неопределенность его правового положения, может представлять угрозу стабильности и планированию хозяйственных операций, его кредитоспособности, отношениям с контрагентами.

Контрольный отдел

Основания приостановки

Основания приостановления прописаны в пункте 9 статьи 89 НК РФ. Рассмотрим их:

  • Необходимость в запросе информации у иностранных структур. У налоговиков может возникнуть необходимость запросить данные у государственных структур других стран. Требуется это, к примеру, для предупреждения появления двойного налогообложения. Отправка запроса и получение ответа на него – это длительный процесс, базирующийся на международных соглашениях. Потому мероприятие приостанавливается.
  • Потребность в организации экспертизы. Иногда налоговикам могут потребоваться дополнительные сведения. В этом случае назначается экспертиза, после которой выносится профессиональное заключение. Регулируется она статьей 95 НК РФ.
  • Потребность в обращении к переводчикам. Проверяемые документы могут быть составлены на иностранном языке. В этом случае требуется прибегнуть к услугам переводчика. Перевод исполняется на основании статьи 97 НК РФ.
  • Потребность в дополнительных документах. Иногда налоговики запрашивают бумаги (соглашения, платежки) у контрагентов проверяемой организации. Этот этап исполняется на основании статьи 93.1 НК РФ.

То есть проверка приостанавливается тогда, когда она не может быть продолжена в силу отсутствия дополнительных материалов. Для предупреждения простоя мероприятие ставится «на паузу». Во время приостановки налоговики проделывают все необходимые дополнительные действия.

ВАЖНО! Приостановка может выполняться любое количество раз, если на это есть основания. Однако если она проводится на основании необходимости запроса документов у контрагентов, то остановить работу налоговиков по тому же основанию повторно нельзя. Однако поставить процесс на паузу можно тогда, когда специалисты обращаются к другому контрагенту. Приостановка назначается столько раз, сколько нужно представителям налоговой. Однако общая ее продолжительность не может превышать 6 месяцев.

Особенности приостановления мероприятия

Порядок приостановления указан в статье 89 НК РФ. Решение о паузе принимается руководителем ФНС или его заместителем. Форма этого решения содержится в Приложении №5 к Приказу ФНС №ММВ-7-2/189@ от 8 мая 2015 года. Однако эта форма не является обязательной. Если документ будет составлен в произвольном виде, это не будет правонарушением.

В пункте 9 статьи 89 НК РФ указано, что приостановка предполагает постановку на паузу этих процессов:

  • Истребование документов. В процессе приостановки компании возвращаются все подлинники бумаг, которые были отправлены на проверку ранее. Исключение – бумаги, полученные в ходе выемки.
  • Операции, проводимые на территории проверяемой компании. Все действия на площади фирмы останавливаются.

В законе указаны только эти действия. То есть все остальные операции в процессе приостановки проводить можно. Осуществляются они в стандартном порядке.

Формирование решения

В решении о приостановке указывается ФИО руководителя объекта проверки. Его требуется ознакомить с документом. Также в решении нужно указать дату начала остановки и дату возобновления работы. Сроки паузы требуется обязательно определить точно. Это требование нужно для защиты прав проверяемой фирмы.

Последствия приостановки

Постановка проверочных процедур на паузу влечет эти последствия:

  • Стандартный срок проверки, равный двум месяцам, останавливается. К примеру, проверка проводилась в течение 1 месяца и 3 недель. После этого принимается решение о паузе, равной 2 неделям. Соответственно, по окончании приостановки у налоговиков остается еще неделя на завершение мероприятия.
  • Налоговики покидают площадь фирмы, которая проверяется. То есть по месту нахождения компании налоговики больше не могут проводить операции.
  • Инспектор больше не может требовать документы у компании.
  • Те бумаги, которые были истребованы ранее, возвращаются обратно.
  • Не осуществляется выемка бумаг и предметов.
  • Не выполняется осмотр площади и документов.
  • Представители ФНС также не имеют прав на инвентаризацию.

На протяжении паузы налоговики могут запрашивать документы у контрагентов фирмы. Они также могут вызывать руководителей компании для предоставления объяснений. Возможен запрос свидетелей.

Приостановка невыгодна проверяемой фирме. Именно поэтому в решении указываются точные сроки паузы. В обратном случае права налогоплательщика будут нарушены. Рассмотрим негативные последствия приостановки для компании:

  • Неопределенность статуса.
  • Угроза стабильности финансового положения фирмы.
  • Затруднения при планировании операций.
  • Нарушение кредитоспособности.
  • Проблемы в отношениях с контрагентами.

То есть налогоплательщику выгодна быстрая выездная проверка.