Сопроводительное письмо в налоговую

Что собой представляет налоговая система Российской Федерации?

Единого понятия системы, реализующей налогообложение в России, в нормативно-правовых актах не закреплено. Однако дать его можно, если проанализировать всю группу субъектов и объектов, задействованных в процессе установления налога и зачисления его в определенную казну.

Документы, которые предоставляются в налоговую, должны сопровождаться пояснительной запиской

В соответствии с федеральным законодательством налоги могут взиматься на следующих уровнях:

  1. Федеральный — на территории всего государства, независимо от специфики региона или деятельности плательщика;
  2. На уровне регионов — устанавливаются нормативными актами субъектов РФ и обязательны к уплате налогоплательщиками, проживающими на территории этих регионов;
  3. Местные — принимаются органами местного самоуправления, подлежат к оплате жителями городов, поселков, сел и т.п., направлены на пополнение местных бюджетов.

В соответствии с выше представленными уровнями, налоги устанавливаются законами и подзаконными актами, которые издаются федеральным законодательным органом, управленческими структурами субъектов РФ, а также местными районными, городскими советами.

Помимо распорядительных документов, принимаемых государственными органами на всех федеральных уровнях, структуру налоговой системы составляют и отдельные документы, которые издаются структурами исполнительной власти — Министерством Финансов, органами налоговой инспекции и пр.

В рамках налоговых обязательств могут выплачиваться:

  • Налоги (имеют характер индивидуального платежа, который производится без возврата);
  • Сборы (как правило, направлены на получение плательщиком определенных разрешений или прав);
  • Взносы в счет страховки (имеют обязательный характер и направлены на обеспечение плательщиков в различных ситуациях — при беременности, в случае утраты трудоспособности (как временной, так и постоянной) и т.п.).

Налоговый кодекс является структурным элементом налоговой системы РФ

Все представленные объекты являются структурными элементами налоговой системы РФ. На их основании можно дать определение этому институту:

Налоговая система России представляет собой комплекс субъектов и объектов, которые включают уровни налогообложения, все виды налоговых взносов, нормативную базу, на основании которой взыскание налогов является законным, государственные структуры, принимающие соответствующие НПА, налогоплательщиков (физических лиц, предпринимателей, юридических лиц и пр.). Также сюда отнесены принципы установления сборов, разъяснительная документация и все виды систем налогообложения.

Важно! Не смотря на неустановленное законом понятие, налоговая система РФ является важнейшим элементом в структуре государства, обеспечивающим реализацию большинства видов деятельности и являющимся одним из основных источников наполнения бюджета страны.

Что собой представляет сопроводительное письмо?

Сопроводительное письмо — это так называемая записка, которая является неотъемлемой частью обменом деловой документацией между физическими лицами и государственными органами (их представителями) или между представителями государственных структур всех уровней.

Обратите внимание! Единой формы такого документа не установлено и составлять его можно в произвольной форме. Единственные требования — это письменный (печатный) вид и необходимость придерживаться при написании официально-делового стиля письма (исключение просторечий и ошибок). При этом, если письмо составляется организацией, имеющей фирменный бланк, размещение текста на нем вполне допустимо.

Требования выдвигаются лишь к некоторым элементам содержания сопроводительного письма:

  • Оно должно иметь полную информацию об отправителе (реквизиты с указанием лица, составившего документ, название органа, который передает с этим бланком пакет документов, данные обратной связи, номер в исходящей корреспонденции, данные об адресате);
  • Пояснение причины, по которой передаются официальные бумаги (это может быть ответ на запрос, выполнение требования, исходящий от отправителя запрос и пр.);
  • Перечень всей документации, к которой прилагается сопроводительное письмо;
  • Дата составления;
  • Подпись лица, составившего бумагу.

Важно! Если сопроводительное письмо составляется специалистами органов или структур, под основным текстом уменьшенным шрифтом указывается фамилия и инициалы составителя и средства связи с ним.

Сопроводительное письмо в налоговую о предоставлении документов: структура и назначение

При подаче документов в ИФНС необходимо предоставить пояснительную записку для облегчения систематизации входящей корреспонденции налоговым инспектором.

Налоговая декларация, которая подается отдельно, не нуждается в приложении сопроводительной записки

Вернуть документы по причине неправильно составленного сопроводительного письма канцелярия налоговых органов не может, поскольку единой формы не установлено. Однако отказ от принятия документов без сопроводительного письма можно получить за исключением случая предоставления НДФЛ (первичной налоговой декларации), поскольку официальные бланки содержат поля для заполнения всей необходимой информации.

Также нет необходимости в составлении дополнительного пояснения, если в налоговый орган подается жалоба на сотрудников налоговой инспекции, которая также составляется в произвольной форме.

Сопроводительная записка состоит из:

  • Шапки (в которой указываются реквизиты получателя — налоговый орган, в который адресуется документация, фамилия имя и отчество должностного лица, которому предназначена корреспонденция, его должность);
  • Основной части (суть пояснения — для чего или почему подаются документы, их перечень с указанием названий, количества экземпляров и количества листов в каждом экземпляре);
  • Заключение (данные о подающем документы — фамилия и инициалы, должность, контакты, подпись).

Также с противоположной стороны от реквизитов получателя прописываются данные о номере исходящей корреспонденции, дата составления (отправления) документа.

Текст пояснительной записки должен быть сухим, не иметь никаких отступлений и содержать только необходимую информацию. Обращение к адресату по имени в большинстве случаев опускается, поскольку его данные указываются в шапке документа. Исключение составляют случаи, когда запрос на предоставление документации поступил от конкретного должностного лица. Однако даже в таком случае, если обращение было опущено, сопроводительная записка будет считаться как составленная верно.

Основная часть, как правило, начинается со слов «На Ваш запрос (требование, обращение)» или просто «Предоставляю (направляю и т.п.)».

Обратите внимание! При перечне документов нужно указывать их официальное название, которое содержится на оригинальных бланках. Названия, которые используются в простой речи недопустимы.

Перечень должен быть пронумерован. Желательно, чтоб в самом пакете документов они были разложены в том же порядке, в котором перечислены в тексте пояснения.

Также отправитель обязан указать полный юридический адрес, чтоб у налоговой инспекции были все возможные контакты для обратной связи.

Образец или шаблон сопроводительного письма в налоговую о предоставлении документов по требованию можно взять в интернете или попросить в канцелярии налогового органа, в который подаются документы.

Пояснение, которое указывается в сопровождении направлено на облегчение систематизации корреспонденции канцелярией получателя

Как написать заявление в налоговую

Подача заявления в свою налоговую инспекцию должна осуществляться на специальном бланке, который будет соответствовать решаемому вопросу.

1 Заполняя заявление, правильно и достоверно указывайте все данные. В верхний правый угол вписывайте требующиеся данные о своем налоговом органе и себе. После заголовка документа излагайте свою просьбу, опираясь на статьи налогового кодекса. Далее указывайте перечень прилагаемых документов (при наличии). Можете включить желаемый способ получения запрашиваемых документов. Поставьте дату составления и подпись.

2 В налоговом законодательстве прописаны категории граждан, имеющие право претендовать на получение налогового вычета. Различают стандартный (ст. 218 НК РФ), социальный (ст.219 НК РФ), имущественный (ст.220 НК РФ), профессиональный (ст. 221 НК РФ) налоговые вычеты. Хотя в нормативных актах и оговорено, что подобное заявление может оформляться заявителем в произвольной форме, лучше обратиться за бланком в свою налоговую службу. Это позволит соблюсти ряд формальных требований и сократить время рассмотрения ваших документов.

3 При купле квартиры мужем и женой без выдела долей (в общую совместную собственность) супруги имеют право распределить имущественный налоговый вычет между собой в любом отношении. Например, вы решили распределить вычет в соотношении 100:0. Получатель причитающегося вычета должен подать заявление с информацией о принятом решении. При этом ваша вторая половина не утратит право получить вычет в будущем.

4 Если вы решите получить через налогового агента (работодателя) имущественный вычет по НДФЛ, то вам придется обратиться в инспекцию с просьбой подтвердить свое право на имущественный вычет.

5 Иногда встречаются ситуации, когда плательщик переплачивает начисленную сумму налога в бюджет. Тогда законодательство дает возможность воспользоваться правом на зачет или возврат оставшихся средств. Для этого нужно отправить заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных средств.

6 Федеральное законодательство частично освобождает определенную категорию граждан от внесения полного налогового сбора. Получив письмо-уведомление о необходимости уплаты определенной суммы без учета причитающихся вам льгот, подайте в инспекцию соответствующее заявление с документами, которые подтвердят наличие льгот.

7 Если вы решите узнать о наличии задолженности перед бюджетом, то необходимо будет оформить заявление о задолженности по налогам. На заявление с просьбой выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам инспекция пришлет данные с перечнем конкретных цифр. При обращении о выдаче справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов и прочего – текст с констатацией факта отсутствия либо наличия задолженности. Не забудьте указать период, за который вы желаете получить информацию. Установленной формы документа не существует. Однако заполнив готовый бланк, вы увеличите скорость обработки заявления и получите в срок необходимые сведения.

8 В случае утраты части или всех налоговых документов обратитесь в налоговую службу с просьбой об их восстановлении.

На нашем сайте вы можете скачать бланки и образцы заполненных заявлений в налоговую:

В каждой налоговой инспекции висят стенды с образцами документов. Выбрать правильную форму заявления вам поможет налоговый инспектор.