Учет товарного знака

Что такое товарный знак?

Товарный знак — это зарегистрированные в установленном порядке обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридическими лицами, либо индивидуальными предпринимателями. Он может быть обозначен различным способом (словесно, изображением, звуками, голограммой, запахом, цветом и т.д.).

При этом законом признается исключительное право на товарный знак, удостоверяемое свидетельством на товарный знак, действующее 10 лет со времени подачи заявки. В итоге правообладатель товарного знака имеет право использовать его любым образом, в то время как другим лицам вообще запрещено его как-либо использовать.

За незаконное использование чужого товарного знака может следовать как административная, так и уголовная ответственность. Поэтому к выбору своего товарного знака стоит относиться внимательно. Для этого действует реестр товарных знаков Роспатента.

После регистрации у правообладателя возникает возможность реализации своего права: можно провести уступку (продажу) товарного знака или предоставить лицензию на его использование (франчайзинг). В этом случае, договоры о передаче права регистрируются в Роспатенте.

Первоначальная оценка стоимость знака

Все компании стремятся отнести товарный знак к нематериальным активам. Но тогда он должен соответствовать нескольким условиям:

  • он должен приносить экономическую выгоду;
  • должен использоваться более 1 года, в течение которого не предусмотрена продажа права;
  • он не имеет материально-вещественной формы.

Товарный знак вносится в бухгалтерскую отчетность по первоначальной стоимости, которая может различаться в зависимости от способа приобретения знака. Существуют несколько способов:

  1. Товарный знак может быть разработан собственными силами предприятия. Тогда на субсчете 08-5 о приобретение нематериальных активов будут учитываться все расходы, которые понесла фирма на создание знака. К ним может относиться зарплата работников, дизайнеров, их премия, материалы, аренда, оплата государственной пошлины и т.п. Можно проиллюстрировать на примере, что некоторая фирма «Х» затратила на разработку в апреле 100 000 руб., после чего подала заявку на регистрацию, пошлина обошлась в 25 000. Заявку одобрили через полгода. Все расходы за этот период относят к счету 04 «Нематериальные активы». В итоге в бухгалтерском отчете будут созданы проводки:
    Дебет Кредит Сумма, руб.
    Разработка товарного знака 08-5 70,69,60,68 100 000
    Государственная пошлина 08-5 60 25 000
    Знак принят к учету 04 08-5 125 000
  2. Покупка исключительного права на товарный знак у другого правообладателя. В этом случае необходимо учитывать расходы на приобретение. К ним могут относиться сумма по договору покупки, оплата государственной пошлины на переоформление свидетельства, посреднические услуги. Например, фирма «Х» купила у фирмы «Y» товарный знак за 50 000 руб., при этом воспользовавшись услугами компании «Z» на сумму 10 000 руб., при этом НДС учитывается обычным способом. Отчет будет иметь следующий вид:

    Дебет Кредит Сумма, руб.
    Покупка товарного знака «Y» 08-5 60 50 000
    Оплата услуг посредника «Z» 08-5 60 10 000
    Сумма госпошлины 08-5 76 15 000
    Знак принят к учету 04 08-5 75 000
  3. Знак приобретается во временное пользование по лицензионному договору. В таком случае, товарный знак учитывается в отчетах, как лицензиата (приобретателя), так и правообладателя.

    При этом амортизацию платит только правообладатель. Лицензиат учитывает расходы в зависимости от условий оплаты (паушальный взнос или роялти). Если по договору идет оплата разовым образом, то эти расходы относятся к будущим периодам, и списывается равномерно сроку договора. Если оплата происходит ежемесячно, расходы учитываются в каждом отчетном периоде. Бывает комбинированная схема (договор франчайзинга), где нужно учитывать, как ежемесячные платежи, так и разовый паушальный взнос.

  4. Если знак получен безвозмездно. В этом случае необходимо поставить на баланс сумму, за которую его можно было бы продать.

    Сумму можно определить самостоятельно или воспользоваться услугами оценщика. Эта стоимость относится к прочим доходам. Впоследствии, эта сумма будет амортизироваться и переходить к прочим расходам в отчетном периоде. Например, фирма «Х» получила в безвозмездное пользование товарный знак стоимостью 50 000 руб. (стоимость определена оценщиком). Затем оплачивается госпошлина, и знак принимается в 10-летнее пользование. В бухгалтерском отчете проводки будут иметь следующий вид:

    Дебет

    Кредит

    Сумма, руб.

    Покупка товарного знака по оценке

    50 000

    Оплата услуг оценщика

    10 000

    Сумма госпошлины

    25 000

    Знак принят к учету

    75 000

    Часть суммы доходов будущих периодов

    75000/10 лет/12 мес. = 625

    Стоит учесть, что в случае безвозмездного приобретения знака, возникает разница в налоговом и бухгалтерском учете. В бухгалтерском отчете учтена полная стоимость, вместе с оценкой. В налоговом отчете – только реальные расходы на услуги оценщика и госпошлину. Таким образом, стоимость в бухгалтерском учете будет выше чем в налоговом. Поэтому ежемесячно при начислении амортизации, будет возникать разница.

  5. Товарный знак может оказаться на балансе организации, если будет внесен учредителем в уставный капитал.

    В налоговом учете знак будет представлен той суммой, которая была указана в отчетных документах учредителя. В бухгалтерском – по оценке всех учредителей. В итоге проводки будут иметь следующий вид:

    Дебет

    Кредит

    Сумма, руб.

    Долг по взносу в уставный капитал

    15 000

    Взнос в виде товарного знака

    15 000

    Знак принят к учету

    15 000

    Стоит отметить, что в случае отказа в регистрации Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, расходы, которые к тому времени были совершены (дизайн, госпошлина), относят на финансовый итоговый результат, т.к. нематериальный актив не возник.

    Также, если организация решит выйти на международный рынок и зарегистрировать свой знак в других странах, это не влияет на стоимость товарного знака в России, т.к. по закону (п. 16 ПБУ 14/2007), его первоначальная стоимость не может измениться.

Амортизация товарного знака

Если товарный знак используется для получения выгоды при производстве товаров (этикетки, упаковки, демонстрация) или услуг (размещаются на рекламе), его начальная стоимость будет погашаться за счет амортизации. Способ амортизации может быть линейным и нелинейным. Он выбирается однажды и не меняется на протяжении всего времени владения товарным знаком. Лучше выбрать линейный, тогда не будет различий в учете сумм амортизации, как для целей бухгалтерского учета, так и для налогообложения. При этом амортизация начисляется только на время полезного использования знака, то есть не учитывается время, прошедшее со времени подачи документов на регистрации до времени получения свидетельства. Например, документы подали в апреле, а свидетельство пришло только к декабрю, то есть срок полезного использования составляет 9 лет 6 мес. или 114 мес. Тогда вот как это будет выглядеть в бухгалтерском отчете:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Амортизация

20,25,26,44

125 000/114 = 1096,49

В условной оценке учтен товарный знак

Последняя проводка составляется после полного списания товарного знака, если и дальше будет продлеваться.

В дальнейшем, при продлении действия свидетельства необходимо уплатить государственную пошлину 15 000 руб. В бухгалтерском отчете она учитывается, как расходы будущих периодов, которые будут следующие 10 лет – срок действия нового свидетельства. Налоговый учет можно вести по тому же принципу, что и бухгалтерский – указывать расход, рассчитанный на 10 лет. В итоге бухгалтерские проводки будут иметь вид:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Оплата пошлины (в будущих расходах)

15 000

Амортизация

20,25,44

1096,50

Списана соответствующая часть расходов будущих периодов

20,25,26,44

15 000/10 лет/12 мес. = 125

Стоит отметить, что, если товарный знак приобретен с целью дальнейшей перепродажи, то амортизация на него не рассчитывается. Он учитывается как товар с прибылью. Она может быть уменьшена на его изначальную стоимость.

Порядок признания НМА

Для того, чтобы объект был принят к учету в качестве НМА, необходимо, чтобы выполнялись следующие условия:

  • Принимаемый к учету объект должен в будущем приносить экономическую выгоду организации. Объект признается экономически выгодным в том случае, если он предназначается либо для производства продукции, либо для управленческих нужд компании. Товарный знак отвечает такому требованию, то есть способен приносить организации выгоду в будущем;
  • Компания вправе получать экономические выгоды, к таким выгодам имеют доступ ограниченное количество лиц. Данное условие можно применить только по отношению к торговому знаку, по отношению к торговой марке применяется оно не всегда. Если исключительные права на торговый знак не зарегистрированы, то другая любая компания вправе применять схожий знак индивидуализации. А зарегистрировав такой знак в Роспатенте, такая организация вправе подать исковое заявление о защите своих прав. То есть контролировать актив будет сторонняя организация. Наличие юрправа на НМА – это не обязательный критерий для признания актива в учете, но их наличие может ограничивать доступ других лиц к экономической выгоде от использования данного НМА;
  • Объект может быть идентифицирован. Актив отвечает этому условию, если он является отделимым, то есть его можно продать, обменять и прочее, а также если возникает он в результате юридических прав вне зависимости от того, передаваемые эти права или обособленные от организации;
  • Объект предназначается для длительного использования (более 1 года);
  • Продажа объекта в ближайший год не предполагается;
  • Стоимость объекта можно достоверно определить;
  • У объекта отсутствует материально-вещественная форма.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Оценка НМА

Актив к учету принимают по первоначальной стоимости, определяется которая на дату принятия НМА к учету (Читайте также статью ⇒ Бухгалтерский счет 04: проводки. Нематериальные активы). При этом в качестве расходов на приобретение актива рассматривают следующие:

  • Сумма, оплаченная по договору отчуждения продавцу;
  • Таможенная пошлина и/или сбор;
  • Невозмещаемые налоги и сборы, уплачиваемые при приобретении актива;
  • Вознаграждения посредническим организациям;
  • Оплата консультационных и информационных услуг;
  • Оплата сторонним организациям по договору подряда или авторского права;
  • Оплата работникам, занятым при создании НМА, включая страховые взносы с оплаты;
  • Расходы по содержанию ОС, амортизацию ОС и НМА, которые были использованы при создании актива;
  • Другие затраты, связанные с созданием или приобретением НМА.

Все затраты по разаботке товарного знака отражают на 08 счете, к которому открывают субсчет 08.5 «Приобретение нематериальных активов».

Принять к учету НМА можно с момента регистрации на него исключительного права. Однако срок регистрации длится иногда до 18 месяцев. Если компания подала документы на регистрацию товарного знака, то она уже вправе принять актив к учету, не дожидаясь окончания регистрации.

Важно при этом учитывать, что подавая на регистрацию товарного знака, нужно быть уверенным, что он является уникальным.

До регистрации товарного знака нужно проверить его на тождество и сходство.

Проверяют сходство товарного знака онлайн, по базе, зарегистрированной в Роспатенте, по реестру уже поданных заявок, либо по международной базе.

Стоимость, по которой актив принят к учету в последствии не меняется, за исключением случая переоценки или его обесценения. Но проводить ее можно не чаще раза в год. Приняв такое решение, компания обязана будет делать это регулярно, при этом переоценивается остаточную стоимость актива.

Остаточная стоимость – это разница между первоначальной стоимости актива и начисленной амортизации на него.

Амортизация НМА

Для погашения стоимости НМА начисляется амортизация в течение срока его полезного использования (Читайте также статью ⇒ Амортизация земли в бухгалтерском и налоговом учете в 2018 году). Принимая НМА к учету определяется это срок, исходя из следующих критериев:

  • Срока прав компании на результат интеллектуальной деятельности, либо средство индивидуализации, а также периода контроля на ним;
  • Срок ожидаемого использования, за который компания хочет получить экономическую выгоду.

То есть срок полезного использования актива можно определить в зависимости от того, какой срок действует исключительное право на товарный знак. Такой срок указывается в свидетельстве о регистрации знака, действует он 10 лет, причем срок един для любых стран. После того, как срок действия товарного знака истечет, его можно продлить.

Амортизацию проводят одним из приведенных способов:

  • Линейным;
  • Уменьшаемого остатка;
  • Списания стоимости пропорционально объемам продукции или работ.

Какой способ амортизации выбрать зависит от ожидаемых экономических выгод при использовании актива, в том числе выгода от его продажи. Если при расчете ожидаемых поступлений будущих выгод не надежен, амортизацию проводят линейным способом. Способ при этом может быть изменен, если изменились результаты ожидаемой экономической выгоды.