Учет в обособленных подразделениях

Нормы об обособленных подразделениях

Отечественные законодательные акты всех субъектов отечественных предпринимательских отношений, являющихся организациями, наделяют некоторыми правами, в том числе правом на открытие обособленных подразделений (ст. 55 ГК РФ). Такие создаваемые структурные подразделения не являются юридическими лицами и лишены правоспособности, присущей юридическим лицам.

Помимо указанного отличия от организаций для структурных подразделений предписаниями ГК РФ установлены некоторые ограничения. Так, структурные подразделения не могут находиться по одному и тому же адресу с основной организацией и с иными структурными подразделениями такой организации. Такие структурные подразделения должны иметь стационарные рабочие места, созданные на срок больше месяца (ст. 11 НК РФ). Подразделениями компании могут быть филиалы, представительства или иные обособленные подразделения (ст. 55 ГК РФ и ст. 11 НК РФ ).

Сведения о каждом конкретном подразделении, за исключением стационарных рабочих мест, обязательно содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц. Компания, их организующая, должна подать налоговикам заполненные заявления по формам, утвержденным Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

Положениями ГК РФ определяется право обособленного структурного подразделения осуществлять все или только часть функций организации, его создавшей, а также участвовать в деятельности, приносящей доход.

Обособленное подразделение вправе принимать на работу работников с указанием в трудовом договоре места работы и обособленного подразделения компании (ст. 57 ТК РФ).

Статья 15 Трудового кодекса определяет, что работник принимается на работу в соответствии со штатным расписанием компании. Важно подчеркнуть, что положения трудового законодательства не предусматривают каких-либо исключений, освобождающих обособленное подразделение от необходимости иметь штатное расписание.

Образец штатного расписания с обособленным подразделением можно скачать по ссылке.

Налог на прибыль для компаний, имеющих обособленные подразделения

Налоговое законодательство детально прописывает порядок расчета и уплаты налога на прибыль компаниями, в состав которых входят структурные обособленные подразделения.

В статье 288 Налогового кодекса России содержится ответ на вопрос, куда организация, имеющая обособленные подразделения, платит налоги.

Из содержания пунктов 1 и 2 вышеназванной статьи следует, что организация, имеющая действующие структурные подразделения, уплачивает налог на прибыль в бюджет Федерации, а также в региональные бюджеты по адресам своих подразделений.

Пунктом 3 статьи 288 Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность головной организации самостоятельно производить расчет по обособленному подразделению сумм налога на прибыль. Такой расчет выполняется по каждому своему структурному подразделению.

Надо отметить, что при уплате указанного налога в федеральный бюджет сумма налога на прибыль не распределяется между подразделениями компании. Если же уплата происходит в региональные бюджеты, то его надо распределять по обособленным подразделениям, для чего необходимо рассчитывать долю прибыли структурного подразделения.

Следует помнить, что основная организация должна уплачивать налоги без отдельных балансов обособленных подразделений.

Указанный вывод следует из отсутствия обязанности головной организации выделять свои структурные подразделения на отдельные балансы. Наделение структурных подразделений обязательством вести отдельные балансы является лишь правом компании, но вовсе не обязанностью.

НДС обособленных подразделений

Надо особо отметить, что из содержания статьи 143 Налогового кодекса РФ следует отсутствие обязанности обособленных подразделений уплачивать НДС со своих операций.

Но положения отечественного фискального законодательства не содержат норм, позволяющих обособленным подразделениям отказаться от исполнения некоторых обязанностей плательщика НДС.

В силу ст. 169 Налогового кодекса РФ счет-фактура является основанием для принятия к вычету сумм НДС, уплаченных продавцу. Нормы указанной статьи не содержат указания на возможность или невозможность выставления счета-фактуры структурным подразделением.

Минфин России в Письме от 03.04.2012 № 03-07-09/32 особо подчеркнул, что если обособленное подразделение осуществляет продажу, то самостоятельное оформление счетов-фактур обособленными подразделениями не производится. В таком случае счета-фактуры выставляются от имени основной организации с указанием наименования и ИНН основной организации. Однако указывается КПП обособленного структурного подразделения.

Важным дополнением является необходимость проставления в номере счета-фактуры, выставляемого обособленным подразделением от имени основной организации, цифрового индекса обособленного подразделения (через косую черточку). Данное обстоятельство предусмотрено Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137.

Необходимо особо подчеркнуть, что при покупке товаров обособленными структурными подразделениями продавец товара должен учесть некоторые особенности при выставлении счета-фактуры.

Так, согласно «Правилам заполнения счета-фактуры», счет-фактура обособленному подразделению должен содержать КПП обособленного подразделения. Указанное значение прописывается в поле «ИНН/КПП покупателя». Правильность данного вывода подтверждается в письме Министерства финансов РФ от 05.09.2014 № 03-07-09/44671.

Налог на доходы физических лиц у обособленных подразделений

Пунктом 1 статьи 207 НК РФ в качестве плательщика НДФЛ названы только физические лица, получающие доходы от различных источников.

Из буквального толкования п. 1 ст. 226 этого же Кодекса следует, что работодатели исполняют обязанность своих работников по уплате НДФЛ, самостоятельно исчисляют, удерживают и перечисляют в бюджет суммы налогов.

Важное уточнение содержится в п. 7 вышеприведенной статьи. Указанный пункт прямо указывает, куда платить НДФЛ по обособленному подразделению. В качестве такого места называются бюджеты субъектов по адресу основной организации и по адресам каждого обособленного подразделения.

Согласно предписанию ст. 19 Налогового кодекса России налогоплательщиками являются организации или физические лица. Как было указано ранее, структурные подразделения компании организациями не являются, а потому не являются и налогоплательщиками.

Подводя итог сказанному в области налогообложения обособленных структурных подразделений, можно сделать вывод о том, что налоги структурное подразделение уплачивает не самостоятельно, а через основную организацию.

Отчетность обособленных подразделений

Исходя из сведений, указанных выше, следует вывод, что налоговый и бухгалтерский учет в обособленных подразделениях организует основная компания.

Данный вывод следует из факта отсутствия в отечественном законодательстве каких-либо норм или правил, регламентирующих порядок ведения бухгалтерской отчетности обособленным подразделением.

Также надо особо подчеркнуть, что в случае, если структурное подразделение основной организации ведет бухгалтерскую отчетность, такая отчетность не передается налоговикам. Она, по своей сути, является внутренним отчетным документом организации. Этот вывод следует из факта отсутствия в положениях Налогового кодекса обязанности обособленного подразделения не только вести бухгалтерскую отчетность, но и сдавать ее в налоговые органы.

Далее попробуем разобраться, какие отчеты сдает обособленное подразделение.

Как было отмечено ранее, на структурное подразделение не возложена обязанность сдавать налоговикам бухгалтерскую отчетность.

Пунктом 3 статьи 288 Налогового кодекса РФ предусмотрено правило, согласно которому организация самостоятельно рассчитывает суммы налога на прибыль по каждому своему структурному подразделению.

Указанная сумма должна быть указана в налоговой декларации. При этом обязанность составления декларации каждым обособленным подразделением положения статьи 288 Налогового кодекса РФ не предусматривают.

Статьей 230 Налогового кодекса России определена обязанность организаций, имеющих обособленные подразделения, ежегодно предоставлять налоговикам сведения о начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет суммах НДФЛ. Такие сведения передают налоговикам по месту учета основной компании и по месту учета каждого структурного подразделения.

Как видно из приведенных примеров, нормы отечественного фискального законодательства прямо не отвечают на вопрос, как отчитывается обособленное подразделение перед государственными органами и структурами.

Указанный вывод следует из отсутствия статуса налогоплательщика у структурных подразделений.

Одновременно следует подчеркнуть, что основная компания может выделить свой филиал или представительство на отдельный баланс.

Для выделения обособленного подразделения на отдельный баланс достаточно решения основной организации, так как отечественное законодательство не предусматривает обязательности выделения структурных подразделений компании на отдельный баланс.

Следует подчеркнуть, что в п. 8 ПБУ 4/99 имеется прямое указание на возможность выделения структурных подразделений на отдельный баланс.

Предусматривая возможность выделения обособленной структуры на отдельный баланс, законодательство РФ не дает прямого ответа на вопрос, как выделить обособленное подразделение на отдельный баланс, так же как и не раскрывает, что именно имеется в виду под отдельным балансом.

Как указал Минфин РФ в письме от 29.03.2004 № 04-05-06/27, под отдельным балансом следует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс.

Из названного понятия следует, что для того, чтобы выделить структурное подразделение на отдельный баланс, основная компания должна разработать показатели, по которым соответствующая структура должна вести отдельный баланс.

Кроме того, выделение обособленного подразделения на отдельный баланс осуществляется путем утверждения соответствующего положения, а также закрепления данного выделения в учетной политике основной компании, где будет предусмотрена совокупность способов ведения бухучета.

В заключение следует отметить, что отечественное законодательство не запрещает открытие обособленных подразделений с отдельными расчетными счетами.

Но Банк России в своей Инструкции от 30.05.2014 № 153-И не предусмотрел возможность открытия расчетного счета обособленному подразделению. Основная компания имеет право открыть счет на себя, но для совершения по нему операций ее структурным подразделением.

>Открытие обособленного подразделения: как правильно организовать бухгалтерский и налоговый учет?

Любовь Печерская, эксперт, к.э.н. RosCo — Consulting & audit

Как правильно организовать бухгалтерский и налоговый учет

Организации согласно ГК РФ вправе создавать обособленные подразделения (далее – ОП) в форме представительств и филиалов. Такие структуры различаются названием, юридическим статусом, правами и обязанностями. Согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ (в ред. от 3.07.16 г.) представительства и филиалы должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц.

В соответствии со ст. 11 НК РФ (в ред. от 3.07.16 г.) ОП организации – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Для целей налогообложения признание ОП организации происходит независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, а также от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Согласно ст. 209 ТК РФ (в ред. от 3.07.16 г.) рабочее место – это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

ОП не являются самостоятельными юридическими лицами. Цель, задачи и функции таких структур определяются создавшей их организацией. Она же организует в них бухгалтерский и налоговый учет.

Бухгалтерский учет в ОП

Порядок ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности в ОП зависит от того, выделено или нет соответствующее структурное подразделение на отдельный баланс.

В случае, если структурное подразделение имеет незначительное количество операций и сотрудников, выделять его на отдельный баланс нецелесообразно. В данной ситуации все первичные документы собираются в ОП и передаются в бухгалтерию головной организации, где и ведется бухгалтерский учет. Следует установить периодичность передачи первичных документов. Головная организация должна обеспечить раздельный учет своих операций и структурного подразделения. Для этого все операции подразделения надо учитывать на отдельных субсчетах рабочего плана счетов, утвержденного учетной политикой организации. Аналитический учет операций следует вести в разрезе этих субсчетов. Вводить отдельный счет, например 79 «Внутрихозяйственные расчеты», для учета операций таких ОП нецелесообразно.

В случае, если ОП имеет значительное количество операций, большой штат сотрудников, отдельный расчетный счет и ведет полноценную хозяйственную деятельность, такое структурное подразделение следует наделять собственной бухгалтерией и выделять на отдельный баланс. В таком структурном подразделении ведется собственный бухгалтерский и налоговый учет, в котором отражаются все хозяйственные операции. На основании данных учета ОП формируют свою бухгалтерскую отчетность, а также необходимую налоговую отчетность. Сформированные данные передаются в головную организацию для составления консолидированного (сводного) баланса. Для ведения внутрихозяйственных расчетов между головной организацией и ее структурным подразделением в данном случае может применяться счет 79.

Налогообложение

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации. ОП российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по своему месту нахождения. Факт наличия у организации ОП оказывает существенное влияние на порядок исчисления, уплаты налогов и представление налоговой отчетности. Рассмотрим этот порядок подробнее.

Налог на прибыль организаций

Согласно п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, производится налогоплательщиками – российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее ОП исходя из доли прибыли, приходящейся на эти ОП. Доля прибыли определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п.1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику. При этом налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться.

Организация, имеющая несколько ОП на территории одного субъекта РФ, вправе перейти на исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет этого субъекта РФ, исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта, и уплату налога производить через одно из этих ОП. О выборе ответственного ОП налоговые органы следует уведомить до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду.

В соответствии с п. 5 ст. 289 НК РФ организация подает по месту своего нахождения налоговую декларацию с распределением сумм налога по ОП.

В налоговый орган по месту нахождения ОП представляется сокращенная декларация. Состав ее показателей приведен в п. 1.4 приложения № 2 к приказу ФНС России от 26.11.14 г. № ММВ-7-3/600@.

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с п. 2 ст. 174 НК РФ НДС уплачивается централизованно в целом по организации по месту ее регистрации в налоговом органе. Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ налоговая декларация также представляется в налоговый орган только по месту нахождения организации.

Налог на доходы физических лиц

В соответствии с абзацем 2 п. 7 ст. 226 НК РФ налоговые агенты – российские организации, имеющие ОП, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего ОП.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения ОП организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого ОП, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами ОП) от имени такой организации.

Отчитаться за работников ОП нужно по месту его учета. Согласно абзацу 4 п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты – российские организации, имеющие ОП, представляют в налоговый орган по месту учета таких ОП, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета ОП, заключивших такие договоры:

  • документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ, по форме, форматам и в порядке, утвержденным приказом ФНС России от 30.10.15 г. №ММВ-7-11/485@;

  • расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении работников этих ОП, по форме, форматам и в порядке, утвержденным приказом ФНС России от 14.10.15 г. № ММВ-7-11/450@.

Страховые взносы в ПФР и ФСС РФ

ОП организации, выплачивающее вознаграждения физическим лицам при наличии отдельного баланса и расчетного счета, должно самостоятельно уплачивать страховые взносы и представлять отчетность в фонды (п. 11 ст. 15 Федерального закона от 24.07.09 г. № 212-ФЗ (в ред. от 3.07.16 г.) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»). Для этого ОП подлежит постановке на учет в ФСС РФ и ПФР в заявительном порядке как страхователь по месту своего нахождения.

ОП необходимо представлять следующую отчетность:

  • расчет РСВ-1 ПФР и сведения персонифицированной отчетности, входящие в его состав, по форме, утвержденной постановлением Правления ПФР от 16.01.14 г. № 2п (в ред. от 4.06.15 г.);

  • расчет 4-ФСС по форме, утвержденной приказом ФСС РФ от 26.02.15 г. № 59 (в ред. от 4.07.16 г.).

Налог на имущество

В соответствии со ст. 384 НК РФ организация, в состав которой входят ОП, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из ОП в отношении имущества, находящегося на отдельном балансе каждого из них. Сумма налога определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены данные ОП, и налоговой базы (1/4 средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в отношении каждого ОП.

Согласно п. 1 ст. 386 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по местонахождению каждого своего ОП, имеющего отдельный баланс, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию.

Транспортный и земельный налог

Уплата налогов и авансовых платежей по налогам производится в бюджет по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363 НК РФ), земельных участков (п. 3 ст. 397 НК РФ).

Организации по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363.1 НК РФ), земельных участков (п. 1 ст. 398 НК РФ).

Таким образом, уплата и представление отчетности по данным налогам может быть и в регионе, где находится головная организация, и по месту ее ОП в другом регионе.

Статья актуальна на 24.11.2016