Внутренний контроль в бюджетных учреждениях

Содержание

Образец акта внутреннего финансового контроля в бюджетном учреждении

Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Осуществлять внутренний контроль бухгалтерского учета – обязанность каждого учреждения. Для главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) порядок такого контроля установлен нормативными правовыми актами, а получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения должны установить порядок внутреннего контроля в рамках формирования учетной политики.

Внутренний контроль и учетная политика

Обязанность осуществлять внутренний контроль установлена целым рядом нормативных актов. Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
Порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля устанавливается учреждениями в рамках формирования учетной политики (п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее – Инструкция № 157н). При этом для его осуществления и (или) в целях упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни, принимаемых к отражению на счетах бухгалтерского учета, учреждение вправе на основе первичных учетных документов, составленных в подтверждение указанных операций, составлять также сводные учетные документы (п. 7 Инструкции № 157н).
Таким образом, учреждение обязано утвердить порядок осуществления финансового контроля, который может быть предварительным и последующим. Проверять можно не только первичные учетные, но и сводные документы, составленные на их основе.
Порядок осуществления внутреннего контроля должен включать в себя:

цели его осуществления (например, повышение качества бухгалтерского учета, минимизация количества ошибок);
ответственные за его организацию лица (например, заместитель руководителя учреждения или главный бухгалтер);
виды внутреннего контроля (например, предварительный, текущий, последующий контроль, самоконтроль и контроль по подчиненности);
описание методики внутреннего контроля;
оформление результатов внутреннего контроля (акты, журнал и т.д.);
мероприятия по результатам его проведения (дисциплинарные взыскания и поощрения и т.д.).

Кроме порядка осуществления внутреннего контроля в соответствующем разделе учетной политики (или положении о внутреннем контроле как приложении к учетной политике) необходимо установить, кто его осуществляет. Указать можно должность, отдел или комиссию. Конкретный состав комиссии может быть установлен отдельным приказом руководителя учреждения.

Обязанность ГРБС

Согласно статье 160.2-1Бюджетного кодекса РФ ГРБС обязан осуществлять внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим ГРБС и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств.
Правила осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита ГРБС утверждены постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 (далее – Правила № 193).

Образцы документов > Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ

>>> Акт внутреннего финансового контроля бюджетного учреждения образец

г.Лиски

Комиссия, назначенная приказом командира войсковой части 00000 от «___» ______________200__ г., в составе председателя майора юстиции Фоменкова И.А. и членов: служащих РА Семеновой А.Л., Пороговой Л.И. в период с 5 по 15 февраля произвела внутреннюю проверку состояния справочной работы за 200__ г.
Проверкой установлено:
1. Ответственным за ведение справочной работы назначен _________________.
2. Приказы и директивы Министра обороны Российской Федерации, поступившие в предыдущем 200__ г., подшиты в соответствующие по номенклатуре дела или учтены по инвентарному учету. В журнале учета входящих документов сделана разноска об их место нахождения в делах или постановке на инвентарный учет.
3. Все приказы и директивы в секретном и несекретном делопроизводстве подшиты в дела, сверены с указателем действующих приказов и директив (исх. от «___»____________ 200__ г.
· ____), на них сделаны соответствующие отметки.
4. Приказы и директивы, учтенные по инвентарной книге, также сверены с указателем; утратившие силу — изъяты, а действующие — хранятся разложенными по номерам, годам и изданиям.
Недостатки:
— вместе с приказами Министра обороны Российской Федерации в дело подшиты другие приказы (дело
· 1, листы 7, 8, 10);
— внесение изменений и дополнений в приказы проводится нерегулярно. Так, на день проверки не внесены изменения по приказам Министра обороны Российской Федерации, поступившим в 200__ году,
· ____;
— приказы и директивы, находящиеся на инвентарном учете, выданы на руки исполнителям без росписи в карточке выдачи. В контрольные экземпляры приказов карточки выдачи не вложены;
— отметки об изменениях и дополнениях наносятся неверно, не соблюдаются требования директивы Генерального штаба Вооруженных Сил 1977 года
· ДГШ-31;
— часть приказов, уже утративших силу, находилась в пользовании исполнителей;
— не на всех приказах имеется надпись «Контрольный экземпляр»,
— часть приказов и директив исполнители без надобности хранят у себя 2 — 3 года и в делопроизводство не сдают;
— не определены лица, ответственные за внесение изменений.
Вывод:
Справочная работа ведется с нарушениями требований директивы Генерального штаба Вооруженных Сил 1977 года
·ДГШ-31.
Одновременно, комиссия произвела отбор приказов, директив Министра обороны Российской Федерации и других документов для уничтожения, как не представляющих научной, исторической и практической ценности, и представляет на утверждение акт.

Приложение акт на уничтожение на ___ листах.

Председатель комиссии _________________________
(воинское звание, подпись,

12

Группа: Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Категория: Образцы документов



Внутренний финансовый контроль. Как оформить проверку?

В каждом автономном учреждении в рамках учетной политики разрабатывается положение о внутреннем финансовом контроле. Однако у бухгалтеров по-прежнему часто возникает вопрос, как правильно оформить и провести проверку. В этой статье даны рекомендации по организации и оформлению контрольных мероприятий, проверке отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни и исправлению выявленных ошибок.

Необходимость осуществлять внутренний финансовый контроль в автономном учреждении предусмотрена Законом о бухгалтерском учете <1> и Инструкцией N 157н <2>.

<1> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

В соответствии с п. 6 Инструкции N 157н порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего финансового контроля утверждается в составе учетной политики. Как правило, внутренний контроль производится посредством предварительного, текущего и последующего контроля. Предварительный и текущий финансовый контроль осуществляется соответственно перед или в момент совершения хозяйственной операции лицами, на которых возложены такие обязанности. Последующий контроль производится специально созданной для этих целей комиссией по итогам совершения операций путем проверки и анализа бухгалтерских документов и отчетности. Далее рассмотрим некоторые вопросы, касающиеся организации и проведения последующего контроля.

Примечание. Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ст. 19 Закона о бухгалтерском учете).

Организация проверки

Последующий контроль осуществляется в виде плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с определенной периодичностью в соответствии с предварительно утвержденным планом, а также перед составлением бухгалтерской отчетности согласно п. 9 Инструкции N 33н <3>. Внеплановые проверки организуются по мере необходимости, например если есть информация о каких-либо нарушениях финансово-хозяйственной деятельности.

<3> Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.

При принятии решения о проведении проверки оформляется распорядительный документ (приказ, распоряжение) руководителя, в котором указываются:

  • тема проверки;
  • вид и форма проверки;
  • проверяемый период;
  • срок проведения проверки;
  • состав комиссии по проведению внутреннего контроля;
  • прочие необходимые сведения.

Одновременно с таким документом может быть подготовлена программа проведения проверки. Далее приведем ее образец.

Утверждаю

директор ГАУ «ФОК «Заря»

_____________ А.П. Петров

Программа проверки финансово-хозяйственной деятельности ГАУ «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Заря»

Основания для проведения проверки:

План контрольной деятельности ГАУ «ФОК «Заря» на 2013 г., приказ ГАУ «ФОК «Заря» от 21.06.2013 N 16.

Проверяемый период: с 01.01.2013 по 30.06.2013.

Сроки проведения проверки: с 01.07.2013 по 05.07.2013.

Цель контрольного мероприятия:

  • установление соответствия деятельности требованиям законодательства РФ, нормативным правовым актам Нижегородской области, внутренним нормативным актам ГАУ «ФОК «Заря»;
  • контроль за обоснованным и эффективным использованием субсидий, выделенных на выполнение государственного задания;
  • контроль за целевым использованием субсидий, выделенных на иные цели;
  • контроль за правомерностью получения и использования средств, полученных от приносящей доход деятельности;
  • проверка правильности совершения фактов хозяйственной жизни перед составлением бухгалтерской отчетности за I полугодие 2013 г.

Предметы контроля:

  • правоустанавливающие документы учреждения;
  • внутренние нормативные акты учреждения;
  • гражданско-правовые договоры, заключенные учреждением с поставщиками, подрядчиками и исполнителями, кадровые документы, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета;
  • план финансово-хозяйственной деятельности и иные документы, необходимые для достижения цели проверки.

Вопросы проверки:

  1. Наличие документов, регламентирующих организацию бухгалтерского учета (учетная политика учреждения, положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции).
  2. Движение финансовых потоков в проверяемом периоде по источникам финансового обеспечения. Правомерность образования и расходования средств в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности ГАУ «ФОК «Заря» на 2013 г.

    Формы отчетов внутреннего контроля на предприятии

    (план ФХД).

  3. Соблюдение порядка утверждения и внесения изменений в план ФХД.
  4. Наличие лицензии и полнота использования бухгалтерского программного обеспечения.
  5. Правильность ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами, полнота отражения фактов хозяйственной жизни в регистрах бухгалтерского учета по всем участкам учета.

5.1. Соблюдение порядка ведения учетных операций с безналичными денежными средствами:

  • документальная обоснованность операций в журнале операций с безналичными денежными средствами;
  • наличие подтверждающих документов к выписке из лицевого счета.

5.2. Соблюдение порядка ведения кассовых операций:

  • полнота и своевременность оприходования наличных денежных средств и денежных документов в кассу, правильность их выдачи (списания);
  • соблюдение требований по оформлению кассовых ордеров и прилагаемых к ним документов;
  • правильность учета операций по движению наличных денежных средств и денежных документов в кассовой книге, журналах операций по счету «Касса» и по счету «Денежные документы»;
  • соблюдение установленного лимита остатка денежных средств в кассе;
  • выполнение мероприятий, направленных на сохранность наличных средств и денежных документов в кассе;
  • проведение ревизии наличных средств и кассовых документов, а также бланков строгой отчетности в период проверки.

5.3. Соблюдение порядка учета расчетов с подотчетными лицами по выданным им авансам:

  • соблюдение порядка и установленных норм выдачи денежных средств и денежных документов под отчет;
  • своевременность и полнота представления подотчетными лицами авансовых отчетов об израсходованных авансовых суммах, полнота документов, подтверждающих произведенные расходы;
  • документальная обоснованность ведения учетных операций в журнале операций расчетов с подотчетными лицами.

5.4. Проверка расчетов по обязательствам:

  • правильность и документальная обоснованность ведения учета расчетов с поставщиками за поставленные материальные ценности и оказанные услуги, с подрядчиками за выполненные работы, а также расчетов по перечисленным авансам в журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
  • правильность ведения учета по перечисленным платежам в бюджеты в журнале по прочим операциям и карточке учета средств и расчетов;
  • сверка данных главной книги о начисленных и уплаченных страховых взносах во внебюджетные фонды с представленными в соответствующие фонды отчетами;
  • реальность дебиторской и кредиторской задолженности на конец отчетного периода, наличие просроченной задолженности, меры, применяемые к взысканию дебиторской и погашению кредиторской задолженности, обоснованность списания задолженности;
  • своевременность перечисления арендаторами арендных платежей и потребленных коммунальных и эксплуатационных услуг;
  • организация учета средств, поступающих от арендаторов и субарендаторов на возмещение эксплуатационных, коммунальных и административно-хозяйственных услуг;
  • соблюдение пропорциональности отнесения коммунальных расходов по источникам финансирования.

5.5. Проверка расчетов с работниками по оплате труда:

  • соответствие фактической численности работников утвержденному штатному расписанию и нормативной численности;
  • правильность начисления заработной платы сотрудникам в соответствии с законодательством РФ, распоряжениями и локальными документами учреждения;
  • правильность начисления оплаты труда лицам по договорам гражданско-правового характера;
  • правильность ведения учета расчетов по оплате труда и расчетов с бюджетом по удержанным налогам из оплаты труда в журнале операций расчетов по оплате труда и в карточках учета средств и расчетов.

5.6. Проверка операций с нефинансовыми активами:

  • полнота и своевременность оформления документов по оприходованию объектов основных средств, нематериальных активов и материальных запасов на соответствующих счетах бухгалтерского учета;
  • правильность ведения аналитического учета нефинансовых активов в регистрах бухгалтерского учета;
  • правильность ведения учетных операций по расходу (выбытию) объектов нефинансовых активов, перемещению внутри учреждения, а также начисленной суммы амортизационных отчислений на объекты основных средств, нематериальных активов в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
  • сверка показателей счетов главной книги с показателями счетов оборотных ведомостей в разрезе аналитических счетов;
  • наличие фактов необоснованного списания имущества, а также недостач материальных ценностей путем проведения выборочной инвентаризации нефинансовых активов, правильность их отражения в бухгалтерском учете и принятие мер по взысканию убытка с виновных лиц;
  • правильность оформления инвентарных карточек учета основных средств;
  • анализ изменения стоимости основных средств, наличие неиспользуемого оборудования.

5.7. Ведение учета на забалансовых счетах, отражение операций в регистрах бухгалтерского учета.

  1. Другие вопросы, возникающие при проведении проверки.

Ответственный за подготовку проверки ревизор Шишкин П.В. (подпись).

Как правило, проверка проводится путем изучения документов, информации, содержащейся в бухгалтерской программе, осмотра имущества, его пересчета, контрольных замеров, собеседований с работниками, имеющими отношение к тому или иному вопросу проверки. Также комиссия вправе потребовать от руководителя и работников документы, необходимые для достижения цели проверки (справки, письменные объяснения и т.п.).

Контрольные мероприятия могут проводиться сплошным или выборочным способом. Решение об использовании того или иного способа проведения контрольных действий по каждому вопросу принимает ревизионная комиссия.

Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют объяснения по вопросам, относящимся к результатам проверки.

Акт проверки финансово-хозяйственной деятельности ГАУ «ФОК «Заря»

«05» июля 2013 г. г. Нижний Новгород

Во исполнение плана контрольной деятельности ГАУ «ФОК «Заря» на 2013 г., приказа ГАУ «ФОК «Заря» от 21.06.2013 N 16, в соответствии с Программой проверки членами комиссии по внутреннему контролю (указываются фамилии, инициалы, должности всех участников контрольной группы) проведена плановая проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Цель контрольного мероприятия: (в соответствии с Программой проверки).

Проверяемый период: с…

Срок проведения проверки: с…

Метод проверки: сплошной.

Предметы контроля: (документы, подвергшиеся проверке).

Полное и сокращенное наименование учреждения.

Юридический и фактический адрес.

ИНН.

ОГРН.

Сведения о лицензиях на осуществление соответствующих видов деятельности.

Перечень и реквизиты всех счетов (включая счета, закрытые на момент проверки, но действовавшие в проверяемом периоде) в кредитных организациях, включая депозитные, а также лицевых счетов в органах Федерального казначейства.

Руководитель учреждения: ___________ (Ф.И.О. полностью) назначен ________ (дата и номер документа).

Главный бухгалтер: _____________ (Ф.И.О. полностью, дата и номер приказа о назначении).

Фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право первой и второй подписи финансовых и расчетных документов.

Кем и когда проводились проверки в проверяемом периоде, кем проводилась предыдущая проверка финансово-хозяйственной деятельности, а также сведения об устранении нарушений, выявленных проверками.

Иные данные, необходимые, по мнению руководителя контрольной группы, для полной характеристики объекта финансового контроля.

В результате проведения проверки установлено:

Описательная часть акта проверки (справки) должна содержать описание проделанной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу программы.

Указывается объем проверенной документации: документы проверены за I полугодие 2013 г.

и т.п. В актах проверки (справках) при описании каждого нарушения, выявленного в ходе проверки, должны быть указаны положения законодательных, нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения.

Приложением к акту оформляется перечень законодательных, нормативных правовых актов, в соответствии с которыми осуществлялась деятельность учреждения в проверяемом периоде. В перечне указывается полное и краткое название законодательных и нормативных актов, в тексте акта — краткое название законодательного, нормативного акта.

Заключительная часть акта проверки должна содержать обобщающую информацию о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, сгруппированных по видам, с указанием по каждому виду финансовых нарушений общей суммы, на которую они выявлены. Рекомендации по устранению и предупреждению нарушений.

Руководитель контрольной группы Руководитель учреждения
______________ (Ф.И.О.) _______________ (Ф.И.О.)
Члены контрольной группы:
______________ (Ф.И.О.)
______________ (Ф.И.О.)

«05» июля 2013 г.

(дата окончания проверки)

Исправление ошибок по результатам проверки

Ошибки, обнаруженные в регистрах бухгалтерского учета, исправляются в соответствии с п. 18 Инструкции N 157н в следующем порядке:

Период обнаружения ошибки Порядок действий
Ошибка, обнаруженная
за отчетный период
до момента представления
бухгалтерской отчетности
и не требующая изменения
данных в регистрах
бухгалтерского учета
(журналах операций)
Исправляется путем зачеркивания тонкой
чертой неправильных сумм и текста так, чтобы
можно было прочитать зачеркнутое,
и написания над зачеркнутым исправленного
текста и суммы. Одновременно в регистре
бухгалтерского учета, в котором производится
исправление ошибки, на полях против
соответствующей строки за подписью главного
бухгалтера делается надпись «Исправлено»
Ошибка, обнаруженная
до момента представления
бухгалтерской отчетности и
требующая внесения изменений
в регистр бухгалтерского
учета (журнал операций)
Отражается последним днем отчетного периода
дополнительной бухгалтерской записью либо
бухгалтерской записью, оформленной способом
«красное сторно», и дополнительной
бухгалтерской записью (в зависимости
от характера ошибки)
Ошибка, обнаруженная
в регистрах бухгалтерского
учета за отчетный период,
за который бухгалтерская
отчетность в установленном
порядке уже представлена
Отражается датой обнаружения ошибки
дополнительной бухгалтерской записью либо
бухгалтерской записью, оформленной способом
«красное сторно», и дополнительной
бухгалтерской записью (в зависимости
от характера ошибки)

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «красное сторно» должны оформляться справкой по ф. 0504833, содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен.

При обнаружении ошибок в первичных документах допускается внесение исправлений в отдельные из них, если они вносятся по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что подтверждается подписями тех же лиц, с указанием надписи «Исправленному верить» («Исправлено») и даты внесения исправлений. При этом не допускается внесение исправлений в документы, которыми оформляются операции с наличными или безналичными денежными средствами (п. 10 Инструкции N 157н).

О.Сизонова

Главный редактор журнала

«Автономные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Системы и методы внутреннего финансового контроля

Внутренний финансовый контроль представляет собой организуемый на предприятии процесс проверки исполнения и обеспечения реализации всех управленческих решений в области финансовой деятельности с целью реализации финансовой стратегии и предупреждения кризисных ситуаций, приводящих к банкротству.

В последние годы в практике стран с развитой рыночной экономикой широкое распространение получила новая прогрессивная комплексная система внутреннего контроля – «контроллинг».

В общей системе контроллинга, организуемого на предприятии, выделяется один из центральных блоков – финансовый контроллинг.

Финансовый контроллинг обеспечивает взаимосвязь между формированием информационной базы, финансовым анализом, финансовым планированием и внутренним финансовым контролем на предприятии.

Финансовый контроллинг представляет собой контролирующую систему, обеспечивающую концентрацию контрольных действий на наиболее приоритетных направлениях финансовой деятельности предприятия, своевременное выявление отклонений фактических её результатов от предусмотренных и принятие оперативных управленческих решений, обеспечивающих её нормализацию.

Финансовый контроллинг на предприятии строится по следующим основным этапам:

1) Определение объекта контроллинга. Объектом финансового контроллинга является ход реализации управленческих решений по основным аспектам финансовой деятельности.

2) Определение видов и сферы контроллинга. Выделяют следующие основные виды — стратегический контроллинг, текущий, оперативный – каждому должна соответствовать определённая его сфера (стратегия, текущие планы, бюджеты) и периодичность (год, месяц, декада)).

3) Формирование системы приоритетов контролируемых показателей предполагает ранжирование всей системы показателей по значимости. В процессе такого ранжирования вначале в систему приоритетов первого уровня отбираются наиболее важные из контролируемых показателей данного вида контроллинга; затем формируется система приоритетов второго уровня, показатели которого находятся в факторной связи с показателями приоритетов первого уровня; аналогичным образом формируется система приоритетов третьего и последующих уровней.

Пример формирования системы приоритетов контролируемого показателя суммы чистой прибыли по операционной деятельности препдриятия.

Приоритеты первого порядка Приоритеты второго порядка Приоритеты третьего порядка и т.д.
Сумма чистой прибыли Сумма доходов Уровень цен на продукцию Объем реализации продукции Структура реализации продукции
Сумма затрат Уровень цен и тарифов на услуги Объем производства продукции Структура производства продукции
Сумма налоговых платежей Изменение системы налогов Изменение ставок налогообложения Изменение системы налоговых льгот

4) Разработка системы количественных стандартов контроля Они могут устанавливаться как в абсолютных, так и в относительных показателях. Стандартами выступают целевые стратегические нормативы, показатели текущих планов и бюджетов, система государственных или разработанных предприятием норм и нормативов.

5) Построение системы мониторинга показателей, включаемых в финансовый контроллинг. Система финансового мониторинга («следящая система») представляетсобой разработанный на предприятии механизм постоянного наблюдения за контролируемыми показателями финансовой деятельности, определения размера отклонений и выявления их причин (включает выбор информативных показателей по каждому виду финансового контроллинга, разработка обобщающих показателей, определение форм отчётов исполнителей, определение контрольных периодов, установление размеров отклонений, выявление причин отклонений).

При построении системы мониторинга важно установить уровень допустимых и критических отклонений фактических результатов от установленных стандартов, нормативов. Так, по мнению отечественных ученых степень риска в условиях рыночной неопределенности, , можно оценить как нормальную при отклонении фактических данных от запланированных показателей до 10%, высокую – 20%, недопустимую – свыше 50%.

Как составить акт по результатам внутреннего финансового контроля

6) Формирование системы алгоритмов действий по устранению отклонений заключается в трехалгоритмах: «ничего не предпринимать» – когда размер отрицательных отклонений значительно ниже предусмотренного «критического» критерия; «устранить отклонение»– поиск и мобилизация резервов, введение усиленного режима экономии; «изменить систему плановых или нормативных показателей» – когда возможности нормализации отдельных аспектов финансовой деятельности ограничены или вообще отсутствуют. В этом случае по результатам финансового мониторинга вносятся предложения по корректировке системы целевых стратегических нормативов, показателей текущих финансовых планов или отдельных бюджетов. В отдельных критических случаях может быть обосновано предложение о прекращении отдельных производственных, инвестиционных и финансовых операций.

Таким образом, внедрение на предприятии системы финансового контроллинга позволяет существенно повысить эффективность всего процесса управления его финансовой деятельностью.

Положение о внутреннем финансовом контроле

А. Гусев

Журнал «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 1/2017

Порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. В статье на примере рассмотрены структура и основные разделы положения о внутреннем контроле в организации.

В силу ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 6 Инструкции № 157н учреждения силовых ведомств обязаны организовать у себя внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Внутренний финансовый контроль направлен на создание системы соблюдения законодательства РФ в сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и исполнения бюджета, повышение качества составления и достоверности бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также на повышение результативности использования средств федерального бюджета. Порядок осуществления такого контроля должен быть утвержден при формировании учреждением своей учетной политики. О том, что должно содержать такое положение, поговорим в статье.

Еще раз отметим, что порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. При этом учреждение может сформировать свою учетную политику путем издания отдельных нормативных актов.

Порядок организации и проведения финансового контроля может быть оформлен отдельным приказом.

Внутренний финансовый контроль может осуществляться следующими путями:

  • в учреждении создается структурное подразделение (отдел внутреннего финансового контроля с подчинением руководителю учреждения) либо вводится должность ревизора (также с непосредственной подчиненностью руководителю учреждения);
  • в учреждении создается постоянно действующая комиссия, на которую будет возложено осуществление данного контроля;
  • осуществление внутреннего финансового контроля возлагается на работников структурных подразделений учреждения (например, на работников финансовых и кадровых служб). В такой ситуации внутренний контроль будет вестись в рамках предварительных и текущих контрольных мероприятий.

Выбор варианта построения контроля зависит от предполагаемого объема работ, финансовых и организационных возможностей учреждения (не всегда есть возможность вводить дополнительные ставки), структурных особенностей учреждения, компетентности специалистов и т. д.

При этом внутренний финансовый контроль должен включать в себя следующие его виды.

Вид контроля

Описание

Предварительный контроль

Такой контроль должен осуществляться перед совершением хозяйственных операций. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Так, контрольными мероприятиями, относящимися к предварительному контролю, являются анализ соответствия заключаемых договоров утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности, проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до ее утверждения или подписания и т. д.

Текущий контроль

Данный вид контроля заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, оценке эффективности и результативности расходования денежных средств для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями учреждения (филиалами и представительствами)

Последующий контроль

Этот контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, осуществления инвентаризаций и иных необходимых процедур

Таким образом, предварительный и текущий контроль будут вестись непосредственно работниками учреждения в рамках осуществления ими своих должностных обязанностей, а последующий контроль может проводиться как отделом контроля (ревизором), так и комиссией по внутреннему контролю.

В идеале необходимо сделать так, чтобы в учреждении осуществлялись все типы контроля:

  • установить процедуры согласования определенной документации как с юридическими службами и другими заинтересованными подразделениями, так и с соответствующими заместителями руководителя учреждения;
  • возложить на работников финансовых и других служб обязанность осуществления текущего контроля за составляемой ими финансовой документацией;
  • создать в учреждении отдел финансового контроля (ввести должность ревизора) или комиссию по осуществлению финансового контроля.

Структурные подразделения учреждения организуют внутренний финансовый контроль на следующих уровнях:

  • уровень сотрудника – контрольные функции исполняются в рамках должностных обязанностей в соответствии с принципами системности, непрерывности, оперативности и массовости;
  • уровень структурного подразделения – регулярные операции и процедуры внутреннего финансового контроля проводятся сотрудниками отдела, сотрудниками, старшими по должности, и начальниками отделов.

Выбранный способ осуществления контроля необходимо закрепить в положении о порядке осуществления внутреннего финансового контроля, при этом деятельность отдела внутреннего контроля (ревизора) будет регламентироваться также положением об отделе внутреннего контроля.

К сведению

Данный документ утверждается приказом руководителя учреждения и является важным правовым актом, определяющим порядок образования, правовое положение, обязанности, организацию работы отдела внутреннего контроля (ревизора).

Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

При разработке названных документов необходимо установить права и обязанности проверяющих и сотрудников отделов, которых будут затрагивать проверки.

Далее приведем пример положения о внутреннем контроле в учреждении, в котором отсутствует отдел внутреннего контроля.

Утверждаю

Руководитель учреждения

________________ / И. И. Иванов /

«31» декабря 2016 года

Положение о внутреннем финансовом контроле

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством РФ (Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению») и уставом учреждения. Положение о внутреннем финансовом контроле устанавливает единые цели, правила и принципы организации и проведения мероприятий внутреннего финансового контроля в учреждении.

1.2. Целями внутреннего финансового контроля являются подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности учреждения, соблюдение действующего законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Система внутреннего контроля призвана обеспечить:

  • точность и полноту документации бухгалтерского учета;
  • своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • предотвращение ошибок и искажений;
  • исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;
  • выполнение планов финансово-хозяйственной деятельности (бюджетной сметы) учреждения;
  • сохранность имущества учреждения.

1.3. Задачами внутреннего контроля являются:

  • установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бюджетном учете и отчетности требованиям нормативных правовых актов;
  • установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;
  • соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении функциональной деятельности;
  • анализ системы внутреннего контроля учреждения, позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие на ее эффективность.

1.4. Внутренний контроль в учреждении должен основываться на следующих принципах:

  • принцип законности – неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных нормативным законодательством РФ;
  • принцип независимости – субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;
  • принцип объективности – внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством РФ, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;
  • принцип ответственности – каждый субъект внутреннего контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с законодательством РФ;
  • принцип системности – проведение контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре управления.

1.5. При осуществлении мероприятий внутреннего контроля лица, его проводящие, могут использовать:

  • общенаучные методические приемы контроля (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, редукцию, аналогию, моделирование, абстрагирование, эксперимент и др.);
  • эмпирические методические приемы контроля (инвентаризацию, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальную и арифметическую проверки, встречную проверку, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, сканирование, логическую проверку, письменный и устный опросы и др.);
  • специфические приемы смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики).

1.6. Внутренний контроль в учреждении могут осуществлять:

  • комиссия по внутреннему контролю;
  • сторонние организации или внешние аудиторы, привлекаемые для целей проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

2. Организация внутреннего финансового контроля

2.1. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляется в формах предварительного, текущего и последующего контроля.

2.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его заместители, главный бухгалтер и сотрудники юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся следующие действия:

  • контроль за составлением финансово-плановых документов (расчетов потребности в финансовых средствах, плана финансово-хозяйственной деятельности и др.). Данные действия осуществляются руководителем, главным бухгалтером;
  • их визирование, согласование и урегулирование разногласий;
  • проверка и визирование проектов договоров (контрактов) специалистами юридической службы и главным бухгалтером;
  • предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием финансовых и материальных средств, осуществляемая консультантом по финансам и экономике, главным бухгалтером, руководителями подразделений, комиссией по внутреннему контролю.

2.1.2. Текущий контроль заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, осуществлении мониторингов целевого расходования средств областного (федерального или муниципального) бюджета подведомственными учреждениями, оценке эффективности и результативности расходования средств бюджета для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями управления, подведомственными учреждениями.

В ходе текущего контроля осуществляются следующие мероприятия:

  • проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетно-платежных ведомостей, платежных поручений, счетов и т. п.). Фактом контроля является разрешение документов к оплате;
  • проверка наличия денежных средств в кассе;
  • проверка полноты оприходования полученных в банке наличных денежных средств;
  • проверка наличия у подотчетных лиц полученных под отчет денежных средств и (или) оправдательных документов;
  • контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
  • сверка аналитического учета с синтетическим учетом (оборотная ведомость);
  • проверка фактического наличия материальных средств.

Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами отделов бухгалтерского учета и отчетности учреждения, экономического отдела, заместителем руководителя учреждения, ответственным за финансово-экономический блок, комиссией по внутреннему контролю.

2.1.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур. Для проведения последующего контроля в учреждении создается комиссия по внутреннему контролю, состав которой определяется в приложении к данному Положению. Состав комиссии может меняться.

Методами последующего контроля являются:

  • инвентаризация;
  • внезапная ревизия кассы;
  • проверка поступления, наличия и использования денежных средств в учреждении;
  • документальные проверки (ревизии) завершенных операций финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Система контроля состояния бюджетного (бухгалтерского) учета включает в себя проверку:

  • соблюдения требований законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • точности и полноты составления документов и регистров бухгалтерского учета;
  • предотвращения возможных ошибок и искажений в учете и отчетности;
  • исполнения приказов и распоряжений руководства;
  • сохранности финансовых и нефинансовых активов учреждения.

2.2. Последующий контроль осуществляется путем проведения как плановых, так и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной планом проверок, утвержденным руководителем учреждения.

Основными объектами плановой проверки являются:

  • соблюдение законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета, и норм учетной политики;
  • правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бюджетном учете;
  • полнота и правильность документального оформления операций;
  • своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
  • достоверность отчетности.

В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.

2.3. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде служебных записок на имя руководителя учреждения, которые могут содержать перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

2.4. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта, который подписывается всеми членами комиссии и направляется с сопроводительной служебной запиской руководителю учреждения. Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:

  • программу проверки (утверждается руководителем учреждения);
  • характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности;
  • виды, методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных мероприятий;
  • анализ соблюдения законодательства РФ, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • выводы о результатах проведения контроля;
  • описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок.

Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

2.5. По результатам проведения проверки главный бухгалтер учреждения (или лицо, уполномоченное руководителем учреждения) разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.

По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин неисполнения.

3. Субъекты внутреннего контроля

3.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:

  • руководитель учреждения и его заместители;
  • комиссия по внутреннему контролю;
  • руководители и работники учреждения на всех уровнях;
  • сторонние организации или внешние аудиторы, привлекаемые для целей проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

3.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

4. Права и обязанности субъектов контроля

4.1. В ходе осуществления внутреннего финансового контроля субъекты контроля имеют право:

  • на доступ к документам, базам данных и регистрам, непосредственно связанным с вопросами проведения контрольного мероприятия;
  • на получение информации по вопросам, включенным в программу контрольного мероприятия;
  • на получение от должностных лиц учреждения письменных объяснений по вопросам, входящим в программу контрольного мероприятия;
  • на беспрепятственный допуск (с соблюдением установленного порядка) во все служебные помещения субъекта внутреннего контроля;
  • на расширение круга направлений (вопросов) проверки в случае необходимости такого расширения при выполнении основного задания.

4.2. Субъекты контроля обязаны:

  • обладать необходимыми профессиональными знаниями и навыками;
  • исполнять обязанности, предусмотренные должностными инструкциями и положением о структурном подразделении;
  • соблюдать при осуществлении своей деятельности требования законодательства РФ;
  • обеспечивать сохранность и возврат полученных в объекте внутреннего контроля оригиналов документов;
  • соблюдать конфиденциальность полученной информации в связи с исполнением должностных обязанностей;
  • оформлять материалы проверки в соответствии с установленными требованиями.

5. Ответственность

5.1. Субъекты внутреннего контроля в рамках своей компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.

5.2. Ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего контроля возлагается на заместителя руководителя учреждения, ответственного за финансово-экономический блок.

5.3. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.

6. Оценка состояния системы финансового контроля

6.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения.

6.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляются комиссией по внутреннему контролю.

В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля и (в случае необходимости) разработанные совместно с главным бухгалтером предложения по их совершенствованию.

7. Заключительные положения

7.1. Все изменения и дополнения к настоящему Положению утверждаются руководителем учреждения.

7.2. Если в результате изменения действующего законодательства РФ отдельные статьи настоящего Положения вступят с ним в противоречие, эти статьи утрачивают силу и преимущественную силу имеют положения действующего законодательства РФ.

Приложение 1

к Положению о внутреннем финансовом контроле

Комиссия по внутреннему контролю

Председатель комиссии:

Руководитель отдела бухгалтерского учета – главный бухгалтер

Е. В. Семенова

Члены комиссии:

Заместитель главного бухгалтера

Л. Ю. Сидорова

Ведущий бухгалтер

Н. А. Фролова

Юрист

Т. В. Попова

Приложение 2

к Положению о внутреннем финансовом контроле

План проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности

№ п/п

Наименование проверяемого вопроса (объекта проверки)

Проверяемый период

Срок проведения

Ответственное лицо

Проверка сохранности денежных средств и бланков строгой отчетности

Месяц

Ежемесячно в последний рабочий день месяца

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Проверка правильности расчетов с бюджетом, налоговыми органами, внебюджетными фондами и контрагентами

Месяц

Ежемесячно в последний рабочий день месяца

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Соблюдение установленного порядка выдачи авансов под отчет

Квартал

Ежеквартально в последний рабочий день месяца

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Проверка наличия актов сверки с поставщиками и подрядчиками

Полугодие

Раз в полугодие по состоянию на 1 января и 1 июля

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Инвентаризация активов

Год

Ежегодно перед составлением годовых отчетных форм

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Что такое внутренний финансовый контроль?

В действующем законодательстве нет прямого ответа на этот вопрос. Конечно, есть такие термины, как «внутренний контроль» и «государственный финансовый контроль». Однако ни одно из данных понятий не подходит к внутреннему финансовому (хозяйственному) контролю в казенном учреждении. Дело в том, что первый упомянутый термин подразумевает деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю согласно Закону о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем <1>. К нему казенные учреждения прямого отношения не имеют, Закон больше касается коммерческих организаций (банков, страховщиков и т.д.). Другой термин, «государственный финансовый контроль», — это, по сути, внешний, а не внутренний контроль учреждения. Государственный финансовый контроль охватывает проверку соблюдения органами власти, юридическими и физическими лицами национального финансового законодательства, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов (см. Модельный закон о государственном финансовом контроле <2>, гл. 26 БК РФ). Данные документы не совсем соответствуют рассматриваемой теме, так как касаются внешнего контроля казенных учреждений со стороны органов власти, но, несмотря на это, они могут помочь им в организации внутреннего контроля.

<1> Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ.
<2> Принят в г. Санкт-Петербурге 04.12.2004 Постановлением N 24-11.

В широком понимании (если не сосредотачиваться на том или ином типе учреждений и сфере их деятельности) внутренний контроль можно охарактеризовать как процесс наблюдения за деятельностью учреждения с целью эффективного и результативного использования бюджетных ресурсов, сохранности его финансовых и нефинансовых активов, соблюдения законодательных требований к ведению учета и представления отчетности. Система может включать иные мероприятия и вопросы, подлежащие внутреннему контролю казенного учреждения. Главное, чтобы финансовый контроль касался вопросов, за которые отвечает именно бухгалтер учреждения. Согласитесь, таких вопросов более чем достаточно.

Почему казенному учреждению нужен контроль?

Во-первых, создание порядка организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля предусмотрено п. 6 Инструкции N 157н <3>.

<3> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Во-вторых, сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля используются для заполнения бухгалтерской отчетности учреждения (п. 157 Инструкции N 191н <4>).

<4> Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н.

В-третьих, новый Закон о бухгалтерском учете <5> обязывает организацию организовать и осуществлять внутренний контроль фактов хозяйственной жизни. Требования данного Закона станут обязательными со следующего года для всех, в том числе для казенных учреждений. Здесь нужно отметить, что бухгалтерский учет сам по себе служит не только для систематизации и накопления информации, но и для контроля совершаемых хозяйственных операций (фактов хозяйственной жизни). Поэтому учреждения, ведущие бухгалтерский учет правильно, уже этим самым контролируют свою деятельность. Другой вопрос, насколько результативен такой контроль. По мнению автора, если организовать его в рамках отдельной системы, дополняющей бухгалтерский учет, то эффективность будет намного выше.

<5> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

Как видим, у казенных учреждений более чем достаточно оснований для организации внутреннего финансового контроля на самом высоком уровне. К сожалению, нет четких инструкций по организации системы такого контроля (за отдельным исключением). В частности, у учреждений министерства обороны есть Приказ Минобороны СССР от 19.08.1982 N 200, утвердивший Положение о финансовом контроле. Хотя документ действующий, разработан он более 20 лет назад, поэтому применять его нужно с учетом норм действующего законодательства в сфере бюджетного учета и финансовой дисциплины учреждений Министерства обороны. Что касается других видов казенных учреждений, им следует применять свои ведомственные документы по организации системы внутреннего финансового контроля (при наличии соответствующих инструкций). Чтобы никому не отдавать приоритета, автор предлагает вниманию читателя общий (универсальный) подход к организации системы внутреннего финансового контроля в казенном учреждении.

Как разработать положение о внутреннем контроле?

Разработку положения о внутреннем финансовом контроле лучше начать с общей структуры данного документа. Для наглядности отразим основные разделы в виде схемы.

————————¬
¦ Разделы положения ¦
———-T——+ о внутреннем контроле+——T————¬
¦ ¦ L—T——T——-T—- ¦ ¦
——-+——¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ———-+——¬
¦ Права ¦ ¦ ———+——¬¦——-+——-¬ ¦ ¦ Права ¦
¦и обязанности¦ ¦ ¦Цели и задач覦¦Методы и формы¦ ¦ ¦ и обязанности ¦
¦ внутренних ¦ ¦ ¦ контроля ¦¦¦ контроля ¦ ¦ ¦ проверяемых лиц¦
¦ ревизоров ¦ ¦ L—————¦L————— ¦ L——————
L————— ¦ ¦ ¦
———+—-¬ ————+———¬ ——-+——¬
¦Рассмотрение¦ ¦ Контроль отдельных ¦ ¦Отчетность по¦
¦ обращений, ¦ ¦совершаемых операций¦ ¦ соблюдению ¦
¦ заявлений ¦ L——————— ¦ положения ¦
¦ и жалоб ¦ ¦ о контроле ¦
L————- L—————

Из перечисленных основных разделов отдельного внимания заслуживают цели и задачи контроля или, проще говоря, то, что подпадает под внутренний финансовый контроль. В казенных учреждениях к объектам финансового надзора относятся:

  • соблюдение действующего законодательства и положений учетной политики;
  • целевое использование полученных казенным учреждением бюджетных средств;
  • отражение в учете доходов от приносящей доход деятельности;
  • правильность отражения всех хозяйственных операций в бухгалтерском учете;
  • полнота и правильность документального оформления хозяйственных операций;
  • сохранность финансовых и нефинансовых активов учреждения;
  • достоверность отчетности казенного учреждения.

В программе внутренних проверок перечисленные вопросы могут быть разбиты на подвопросы по контролю конкретных подразделений, участков и хозяйственных операций. При этом автор допускает, что некоторые разделы положения внутреннего контроля могут дублироваться в других документах. Например, обязанности внутренних ревизоров и проверяемых лиц (исполнителей) могут быть зафиксированы в нескольких локальных актах казенного учреждения (должностные инструкции, графики документооборота, регламенты взаимодействия структурных подразделений и т.д.). Важно, чтобы не было противоречий.

Положение о внутреннем контроле разрабатывается и утверждается как отдельный документ, при этом отдельные его положения являются приложениями к учетной политике. В их числе, например, порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, технология обработки учетной информации, график документооборота. Несомненно, положение о внутреннем контроле — более емкий документ по сравнению с графиком документооборота, но бухгалтер чаще работает с документооборотом. На схеме ниже выделим основные процедуры документального контроля в казенном учреждении.

———————————————¬
¦Основные процедуры документального контроля¦
L—T——————T—————-T—-
——————-+—¬ ————+———-¬ —+——————¬
¦Согласование документа¦ ¦ Утверждение документа¦ ¦ Проверка исполнения ¦
¦ в подразделении ¦ ¦ руководством ¦ ¦ документа ¦
L———————— L———————— L———————-

Процедуры представляют собой кирпичики в фундаменте всей системы контроля, посредством которых выстраивают и применяют выбранную методику внутреннего контроля. Согласование документа — процедура, в ходе которой проверяется и подтверждается достоверность, полнота и непротиворечивость информации, содержащейся в документе. В эту процедуру включается проверка правильности его оформления и соответствие нормативным документам, а также наличие необходимых приложений и сопроводительной документации. Для проверки целостности и непротиворечивости информации, полученной из разных источников, может проводиться сверка данных. Она позволяет на ранних стадиях подготовки (до составления первичных документов и отчетности) выявить возможные ошибки. После согласования, как правило, производится утверждение документа и введение его в действие (передача в обработку). Проверка исполнения документа осуществляется преимущественно на этапе, когда на основании его данных составляется та или иная отчетность казенного учреждения. Мониторинг показателей отчетности является одной из процедур, проводимых на завершающих этапах внутреннего контроля. Данная процедура проводится в форме сравнения фактических бюджетных показателей с плановыми. Значительные отклонения являются основанием для дополнительной проверки на возможные ошибки работников учреждения.

Если перечисленные процедуры документального контроля соблюдаются и хорошо отработаны, они могут принести неплохие результаты и показать высокую эффективность в системе внутреннего финансового контроля казенного учреждения в целом.

Каковы формы внутреннего контроля?

В Бюджетном кодексе выделяется три формы государственного финансового контроля (ст. 265): предварительный, текущий и последующий. По мнению автора, такое разделение внешнего финансового контроля по этапам осуществления операций казенному учреждению можно взять на заметку при организации внутреннего контроля. Но содержание этапов внутреннего контроля будет отличаться от того, что написано в Бюджетном кодексе.

Итак, начнем с этапа предварительного контроля в казенном учреждении. Он осуществляется до начала совершения хозяйственной операции и позволяет определить, насколько она целесообразна и правомерна с точки зрения действующего законодательства. Примером предварительного контроля может служить контроль за соответствием заключаемых казенным учреждением хозяйственных договоров доведенным объемам лимитов бюджетных обязательств либо перечислением аванса в установленных случаях.

Следующий этап — текущий контроль, который осуществляется на стадии формирования, распределения и использования финансовых ресурсов казенного учреждения. В частности, проверяется соблюдение финансовой дисциплины и принимаются меры по предотвращению нарушений. Регулярный анализ соответствия кассовых расходов производимым фактическим расходам является одним из примеров текущих контрольных мероприятий. В ходе текущего контроля могут проверяться действия отдельных подразделений, добросовестное выполнение работниками своих обязанностей.

Последующий контроль проводится по итогам совершения казенным учреждением хозяйственных операций путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности. На этом этапе выявляются нарушения и принимаются меры по их устранению. Примером может послужить проверка полученных казенным учреждением товаров (работ, услуг). Контроль начисленной зарплаты, отчислений во внебюджетные фонды и на социальные нужды также осуществляется на этом этапе. Читатель может заметить, что последующий контроль чаще проводится со стороны внешних ревизоров, поэтому внутренние контролеры учреждения иногда уделяют больше внимания текущему контролю.

Обратим внимание также на то, что все перечисленные формы контроля лучше разделить между различными лицами, являющимися участниками системы внутреннего контроля. Согласитесь, если санкционирование совершаемых хозяйственных операций и контроль за ними будут поручены одному и тому же лицу, это может привести к ошибкам и возможным злоупотреблениям со стороны должностных лиц, которые полностью контролируют операцию. Если же разные этапы контроля осуществляют разные работники, это позволяет повысить независимость форм контроля и его эффективность.

Что важно для силовиков?

Казенные учреждения, работающие со сведениями, составляющими государственную тайну, уделяют особое внимание защите информации. В связи с этим в таких учреждениях вводиться целая система подтверждения полномочий, позволяющая не допустить распространения важной информации среди лиц, не имеющих к ней допуска.

Учреждение может утвердить порядок принятия решения по конкретным направлениям деятельности. В данном порядке будет определен круг лиц, ответственных за принятие таких решений, и обозначены границы их полномочий. Немаловажную роль играет определение круга лиц, имеющих право подписи первичных документов (исходя из типа или видов операций, по которым должностные лица имеют право принятия решений). Другой важный аспект в защите информации — составление графиков прохождения документов при осуществлении процедур согласования (визирования), санкционирования, наложения резолюций и утверждения документов руководством. Сегодня активно вводится система паролей, которые позволяют получать доступ к активам, документам и информации.

По сути, все перечисленное — мероприятия внутреннего контроля, направленные на защиту важной и конфиденциальной информации. Они не имеют прямого отношения к финансовому контролю, но бухгалтер казенного учреждения может взять их на заметку, так как и в его работе могут быть сведения, составляющие охраняемую законом тайну. Порядок работы с такой информацией следует прописать в правилах внутреннего финансового контроля, учитывая специфику деятельности казенного учреждения.

Кого назначить ответственными лицами?

Очевидно, что за систему внутреннего финансового контроля придется отвечать руководителю и главному бухгалтеру казенного учреждения. Соответственно, последний распределяет обязанности (зоны ответственности) между сотрудниками своего подразделения. Однако здесь нужно помнить: чтобы контроль был качественным, он должен быть независимым. Это достигается путем передачи части функций внутреннего контроля иным подразделениям (например, юридическому отделу) или же создания отдельной комиссии по внутреннему контролю казенного учреждения. В состав такой комиссии могут входить руководители (их заместители), сотрудники различных служб. Таким образом, создание комиссии более четко определит круг ответственных лиц из числа сотрудников, которые в той или иной степени принимают участие в работе системы внутреннего финансового контроля казенного учреждения. Подразделение по контролю отчитывается непосредственно перед руководителем казенного учреждения. В данном случае объективность выводов внутренних ревизоров будет не ниже оценки, которая дается «внешними» ревизорами — государственными органами.

Из всех перечисленных лиц наиболее «ответственными» можно назвать работников бухгалтерии казенного учреждения. Их можно считать и исполнителями, и контролерами в одном лице. Они участвуют во многих контрольно-ревизионных мероприятиях. Именно сотрудникам бухгалтерии приходится разрабатывать положение о внутреннем финансовом контроле, а затем его соблюдать. Кто как не бухгалтеры заинтересованы в том, чтобы отчитаться перед бюджетом обо всех выделенных и истраченных учреждением средствах? Поэтому основная работа по внутреннему финансовому контролю возлагается на учетных работников, которых и проверяет руководство и иные подразделения, включая комиссию по внутреннему контролю. Создание такой комиссии необязательно, но желательно, так как именно члены комиссии будут являться теми ревизорами, которые проводят плановые и внеплановые проверки финансовой дисциплины в учреждении. Контроль посредством проведения проверок чаще всего практикуется внешними ревизорами учреждения, что не мешает прибегать к таким методам в ходе внутреннего контроля.

Несколько слов о внутренних проверках

Такие проверки — одна из форм внутреннего контроля в казенном учреждении. Как правило, есть два основных вида проверок финансовой дисциплины — плановые и внеплановые ревизии. Первые проводятся с определенной периодичностью, сроки проведения указываются в графике проверок. В нем также обозначаются объект плановой ревизии, период, срок проведения и ответственные исполнители. При внеплановых внутренних проверках исследуются вопросы, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях и злоупотреблениях, поэтому в положении о внутреннем контроле могут быть не указаны объекты внеплановой проверки. В то же время нужно перечислить, по крайней мере, основания проведения такой проверки (неустранение нарушений планового контроля, нарушение законодательства). Любая проверка (независимо от того, является она внутренней или внешней) заканчивается оформлением результатов. По результатам контроля руководителем принимаются решения о привлечении к ответственности, поощрении работников или иные решения в пределах компетенции. На основании выводов, сделанных в результате ревизии, составляется отчет, в который включаются все объекты проверки, а также описание выявленных недостатков и нарушений. На основании отчета разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, назначаются сроки и ответственные за исполнение лица. Напоминаем, что ответственность за обоснованность выводов по результатам проверки, составленный отчет и предложения руководству несут ревизоры — члены комиссии по внутреннему финансовому контролю в казенном учреждении.

В заключение отметим, что в процессе деятельности многие сотрудники независимо от вида их деятельности выполняют те или иные контрольные процедуры. Ведь внутренний контроль — это часть ежедневной работы казенного учреждения. Главное, чтобы работа была организована так, как этого требует законодательство, а грамотно написанное и соблюдаемое сотрудниками положение о внутреннем контроле в этом поможет.

С.Булаев

Эксперт журнала

«Казенные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Особенности учета бюджетных обязательств
Пилотный проект: пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством