Временное размещение и проживание

ЕНВД при оказании услуг по временному размещению и проживанию

О. В. Давыдова

Журнал «Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение» № 1/2016

Как утверждает автор, применение ЕНВД может быть выгодным для небольших гостиниц и отелей. Однако, прежде чем переходить на данный спецрежим, нужно точно рассчитать площадь помещений, которые используются при оказании услуг по временному размещению гостей. Как это сделать и на что обратить внимание, читайте в статье.

Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанной с оказанием услуг по временному размещению и проживанию, имеют право перей­ти на систему налогообложения в виде ЕНВД при условии, что в каждом объекте предоставления указанных услуг общая площадь помещений для временного размещения и проживания не больше 500 кв. м. (Напомним, добровольность перехода на указанный специальный налоговый режим действует с 01.01.2013.) Применение специального налогового режима предполагает получение налогоплательщиком налоговой выгоды на законных основаниях. Однако переход на систему налогообложения в виде ЕНВД может обернуться неприятностями, если окажется, что использование спецрежима неправомерно либо сумма ЕНВД рассчитана неправильно (занижена).

Объект предоставления услуг

Под объектами предоставления услуг по временному размещению и проживанию следует понимать здания, строения, со­оружения или их части, имеющие помещения для временного размещения и проживания (ст. 346.27 НК РФ). Здесь же уточнено, что таковыми являются жилые дома, коттеджи, частные дома, постройки на приусадебных участках, здания и строения (комплексы конструктивно обособленных (объединенных) зданий и строений, расположенных на одном земельном участке), используемые под гостиницы, кемпинги, общежития и другие объекты. В этот список не попадают дома-бани, если в соответствии с техническим паспортом здание данного дома в целом характеризируется как нежилое (Постановление ФАС СЗО от 30.11.2011 по делу № А05-3078/2011). А вот многоквартирный дом, используемый как объект гостиничного типа, признается объектом предоставления услуг по временному размещению и проживанию (Письмо Минфина РФ от 25.07.2012 № 03-11-06/3/54). Приведенное определение появилось в Налоговом кодексе благодаря Федеральному закону от 17.05.2007 № 85-ФЗ, вступившему в силу 01.01.2008.

Следует особое внимание обратить на то, что в качестве объекта предоставления услуг может выступать не только дом, постройка, здание или строение (как единица), но и комплекс зданий, строений, причем конструктивно как обособленных, так и объединенных. Это важно, поскольку лимит общей площади помещений для временного размещения и проживания (не более 500 кв. м) должен соблюдаться отдельно в каждом объекте предоставления услуг. Тот факт, что до 01.01.2008 комментируемое определение в Налоговом кодексе отсутствовало, породил разные точки зрения касательно того, что следует понимать под объектом предоставления услуг в ситуации, когда услуги оказываются в нескольких строениях (см. Постановление ФАС СКО от 04.09.2009 № Ф08-5174/2009 по делу № А32-25698/2008-3/401).

Еще один нюанс: согласно норме Налогового кодекса в один комплекс должны входить здания и строения, расположенные на одном земельном участке. Возникает вопрос: что понимать под одним земельным участком? Земельный участок с соответствующим кадастровым номером? Судьи ФАС УО (Постановление от 08.04.2014 № Ф09-192/14 по делу № А76-7155/2013) посчитали, что ст. 346.27 НК РФ не исключает возможность признания единым объектом оказания услуг по временному размещению и проживанию комплекса конструктивно обособленных зданий и строений, расположенных на разных земельных участках, которым присвоены самостоятельные кадастровые номера. Но обязательно условие: эти участки должны быть смежными и образовывать единую обособленную территорию, на которой и располагается объект оказания услуг по временному размещению и проживанию.

В указанном деле арбитры установили, что в проверяемом периоде предприниматель осуществлял деятельность по оказанию услуг по временному размещению и проживанию в гостиничном комплексе, состоящем из нескольких зданий – трехэтажного индивидуального жилого дома, сруба-коттеджа и бунгало, которым присвоены разные почтовые адреса. При этом жилой дом находится на земельном участке, принадлежащем предпринимателю на праве собственности, а другие строения – на арендованном земельном участке.

Оказалось, что земельные участки, на которых расположен гостиничный комплекс, один из которых принадлежит предпринимателю на праве собственности, а другой – на праве долгосрочной аренды, имеют смежные границы. Территория гостиничного комплекса огорожена единым забором с одним центральным входом и единой стойкой администратора, обслуживается одним и тем же персоналом, имеет общую инфраструктуру (помещение для приема пищи (завтраки), детские и спортивные площадки). Согласно прайсам и информации, размещенной в Интернете, гостиничный комплекс предлагает три варианта размещения: номера в основном корпусе различной категории, размещение в бревенчатом срубе в стиле «русской избы», а также в бунгало.

Общая площадь помещений для проживания и размещения во всех трех зданиях гостиничного комплекса составляет более 500 кв. м, поэтому у налогоплательщика отсутствовали основания для применения в проверяемом периоде к осуществляемой деятельности системы налогообложения в виде ЕНВД.

К сведению

На признание в качестве объекта предоставления услуг комплекса зданий и строений не может повлиять отражение данных зданий и строений в бухгалтерском учете как отдельных инвентарных единиц (а не как единого инвентарного объекта) (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 № 02-АП7207/2010 по делу № А17-1572/2010, оставленное без изменений Постановлением ФАС ВВО от 18.03.2011 № Ф01-737/2011).

Помещение для временного размещения и проживания

В той же ст. 346.27 НК РФ указано, что помещением для временного размещения и проживания признается помещение, используемое для временного размещения и проживания физических лиц. В качестве примеров названы квартира, комната в квартире, частный дом, коттедж (их части), гостиничный номер, комната в общежитии.

Здесь нужно обратить внимание на два ключевых момента.

Во-первых, из сказанного следует, что помещение должно фактически использоваться для временного размещения и проживания. В то же время установленный Налоговым кодексом порядок определения общей площади помещений под временное размещение и проживание ориентирован на данные инвентаризационных и правоустанавливающих документов, из чего можно сделать вывод о необходимости признания в целях применения гл. 26.3 НК РФ в качестве помещений для временного размещения и проживания всех помещений, предназначенных для этих целей. Такое положение вещей (наличие противоречий) породило возникновение различных подходов к определению площади помещения (общей площади помещений) для временного размещения и проживания у судей, о чем мы расскажем далее на конкретных примерах из арбитражной практики.

Во-вторых, услуги физическим лицам должны оказываться непосредственно налогоплательщиком (Постановление ФАС ПО от 27.09.2011 № Ф06-7667/2011 по делу № А06-7317/2010), а вот кто их оплачивает (Письмо Минфина РФ от 15.10.2007 № 03-11-04/3/407) и с кем заключен соответствующий договор, неважно (Постановление ФАС УО от 24.09.2012 № Ф09-8659/12 по делу № А34-7379/11). Если организация (ИП) получает доходы в результате осуществления деятельности по передаче недвижимого имущества юридическим лицам (в связи с заключением договора аренды (субаренды)), систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении такой деятельности применять нельзя (письма Минфина РФ от 20.01.2011 № 03-11-06/3/2, от 08.07.2009 № 03-11-09/240). А вот отношения, возникающие в рамках исполнения заключенного с юридическим лицом договора по предоставлению помещения для временного размещения и проживания сотрудников этого лица, квалифицировать как арендные правоотношения не получится, если исполнитель предоставляет заказчику на весь период действия договора (в порядке постоянного пользования) следующие услуги:

  • обеспечение проживания соответствующих физических лиц в гостинице;
  • оказание стандартного набора гостиничных услуг (дежурного администратора, ежедневной уборки помещений, смены белья один раз в неделю, тревожной кнопки экстренного вызова милиции и т. д.).

Тем более что стоимость услуг определена договором и оплачивается за проживание в сутки за одного проживающего (по количеству предоставленных койко-мест), а не за пользование переданным имуществом; результат оказанных услуг оформлен не актом передачи имущества, а актами выполненных работ (Постановление АС ЗСО от 14.08.2014 № Ф04-7738/2014 по делу № А81-4899/2013).

Как посчитать площадь помещений?

Это важно, поскольку при оказании услуг по временному размещению и проживанию в качестве физического показателя, от величины которого зависит налоговая база по ЕНВД, выступает общая площадь помещения для временного размещения и проживания (в кв. м). В свою очередь, суммарная площадь таких помещений в каждом объекте предоставления услуг не должна превышать 500 кв. м.

Общая площадь помещений для временного размещения и проживания определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов на объекты предоставления услуг по временному размещению и проживанию (договоров купли-продажи, аренды (субаренды), технических паспортов, планов, схем, экспликаций и др.). К правоустанавливающим и инвентаризационным документам относятся любые имеющиеся у налогоплательщика документы на объект, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений объекта, а также информацию, подтверждающую право на пользование данным объектом.

При определении общей площади помещений для временного размещения и проживания объектов гостиничного типа (допустим, гостиниц, кемпингов, общежитий) стоит учитывать следующую особенность. В общую площадь не нужно включать площадь помещений общего пользования проживающих (холлов, коридоров, вестибюлей на этажах, межэтажных лестниц, общих санузлов, саун и душевых комнат, помещений ресторанов, баров, столовых и др.) и площадь административно-хозяйственных помещений. Аналогичным образом нужно поступать и при оказании услуг по временному размещению и проживанию в частных жилых домах, используемых под гостиницу, кемпинг или общежитие (Письмо Минфина РФ от 24.01.2014 № 03-11-10/2510). Указанные исключения опять же производятся на основе данных соответствующих документов.

Обратите внимание

А вот площади шкафов, санузлов, кухонь, прихожих, коридоров, расположенных непосредственно в помещении для временного размещения и проживания, например, в гостиничном номере, в расчете участвуют. Это касается и ситуации, когда согласно техническому паспорту здания гостиницы указанные площади обособлены в отдельные части помещений (вспомогательная площадь) и не включены в общую площадь гостиничного номера (Постановление ФАС ДВО от 25.01.2012 № Ф03-6801/2011 по делу № А04-1945/2011, Письмо Минфина РФ от 23.10.2008 № 03-11-04/3/472).

Из постановлений ФАС ВВО от 06.08.2012 № Ф01-999/2012 по делу № А82-4134/2011, от 23.01.2012 № Ф01-5705/2011 по делу № А82-4135/2011 можно понять, что при подсчете общей площади помещений для временного размещения и проживания нужно четко следовать данным соответствующих документов. Значит, если в техническом паспорте спального корпуса не указаны фактически имеющиеся лоджии в спальных номерах, площадь этих лоджий при расчете общей площади помещений, предназначенных для оказания услуг по временному размещению и проживанию, в целях применения ЕНВД учитывать не нужно.

Еще одна ситуация, связанная с расчетом общей площади помещений для временного размещения и проживания, рассмотрена в деле № А80-389/2011. Индивидуальный предприниматель для осуществления предпринимательской деятельности заключал договоры безвозмездного пользования жилыми помещениями с собственниками и нанимателями квартир. По условиям этих договоров, а также в соответствии с передаточными актами предпринимателю предоставлялись в пользование комнаты (спальные помещения) в квартирах с указанием размера передаваемой площади на установленный договором срок. При определении размера физического показателя ИП учитывал только размер площади жилых комнат (спальных мест) без площади коридоров, санузлов, кухонных и ванных комнат. Налоговый орган посчитал, что общая площадь помещений для временного проживания и размещения должна рассчитываться исходя из общей площади арендуемых квартир. Причем обоснован такой подход следующим образом: поскольку помещения, используемые предпринимателем для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не относятся к объектам гостиничного типа, применение налогоплательщиком абз. 39 ст. 346.27 НК РФ неправомерно. Арбитры поддержали ИП (Постановление ФАС ДВО от 11.10.2012 № Ф03-4608/2012). Основными правоустанавливающими документами на пользование комнатами в квартирах являются договоры, заключенные предпринимателем с собственниками квартир, ведь в их отсутствие использование комнат для временного размещения и проживания граждан было бы невозможным. А прямой нормы, обязывающей налогоплательщика, предоставляющего для временного размещения и проживания комнату в квартире, учитывать площадь других помещений в квартире, право распоряжения на которые у него отсутствует, налоговое законодательство не содержит. Более того, налоговый орган не доказал, каким образом влияет на получение дохода то обстоятельство, что предоставляемые предпринимателем комнаты – части квартир.

А вот в деле № А51-7749/2011 судьи разрешали такую ситуацию: как быть, если жилые помещения используются как подсобные (хозяйственные), но в технический паспорт корректировки в связи с изменением функционального назначения комнат не внесены. Если быть точнее: одну из комнат в общежитии коридорного типа общество переоборудовало и использует в качестве склада товарно-материальных ценностей, другую – как помещение для стирки белья, однако по документам данные комнаты остались жилыми. При подобных обстоятельствах, по мнению судей, площадь указанных помещений должна учитываться при определении общей площади помещений для временного размещения и проживания (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2012 № 05АП-8840/2011, оставленное без изменений Постановлением ФАС ДВО от 05.05.2012 № Ф03-1702/2012). В этих же постановлениях арбитры находят правомерным исключить из общей площади помещений для временного размещения и проживания площадь квартир, используемых для проживания работников общества.

Подход, при котором учтено фактическое использование помещений по назначению, применен судьями ФАС ПО. Если часть помещений не используется налогоплательщиком по назначению (например, отдельные помещения, предназначенные для использования под гостиничные номера, переданы в безвозмездное пользование или ремонтируются), их площадь не нужно учитывать при расчете ЕНВД (Постановление от 22.10.2012 № Ф06-6831/2012 по делу № А55-796/2011).

Индивидуальным предпринимателям, проживающим вместе с членами семьи в том же объекте предоставления услуг (например, жилом доме), помещения которого используются для временного размещения и проживания физических лиц, следует обратить внимание на выводы, представленные в Постановлении ФАС СКО от 15.11.2013 № Ф08-6759/2013 по делу № А32-33169/2012. Сущность специального налогового режима в виде ЕНВД предполагает при определении величины физического показателя учет только того имущества, которое способно приносить налогоплательщику доход и непосредственно участвовать в облагаемой ЕНВД предпринимательской деятельности. Значит, площадь помещений, используемых для проживания самого ИП и членов его семьи, не учитывается в общей площади помещений для временного размещения и проживания.

Вывод о том, что при расчете ЕНВД не нужно учитывать площади дома, где проживала семья предпринимателя, а также площади, которые не использовались им по причине строительства, сделаны судьями и при рассмотрении дела № А48-166/2014 (Постановление АС ЦО от 03.12.2015 № Ф10-90/2015).

Расчет суммы ЕНВД

Налоговая база для исчисления суммы ЕНВД – величина вмененного дохода, которая определяется как произведение базовой доходности по конкретному виду предпринимательской деятельности, скорректированной (умноженной) на коэффициенты К1 и К2, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (п. 2, 4 ст. 346.29 НК РФ).

При оказании услуг по временному размещению и проживанию базовая доходность в месяц составляет 1 000 руб., а физическим показателем является общая площадь помещения для временного размещения и проживания (в кв. м).

К1 – это устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор. Его значение на 2016 год равно 1,798 (Федеральный закон от 29.12.2015 № 386-ФЗ, Приказ Минэкономразвития РФ от 20.10.2015 № 772). С 2015 года оно не изменилось (см. Приказ Минэкономразвития РФ от 29.10.2014 № 685).

К2 – корректирующий коэффициент, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности (например, ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности), его значение определяют органы власти на местах. Так, на 2016 год Решением Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 21.10.2015 № 03/11 для деятельности по оказанию услуг по временному размещению и проживанию установлен К2, равный 1. А вот Совет депутатов муниципального образования Подпорожский муниципальный район Ленинградской области постановил, что значение К2 для указанной деятельности зависит от площади помещений для временного размещения и проживания: если площадь не превышает 150 кв. м, значение К2 равно 0,300, при площади от 151 до 250 кв. м – 0,220, при площади от 251 до 500 кв. м – 0,180 (Решение от 26.10.2015 № 88).

Пример 1.

Рассчитаем сумму ЕНВД за I квартал 2016 года исходя из следующих данных: площадь помещений, используемых организацией для временного размещения и проживания физических лиц, составляет 250 кв. м, значение К2 – 0,220, ставка налога – 15%.

Налоговая база по ЕНВД за I квартал 2016 года составит 296 670 руб. (1 000 руб. х 1,798 х 0,220 х 250 кв. м х 3 мес.). Соответственно, сумма налога равна 44 501 руб. (296 670 руб. х 15%).

Если организация (ИП) встает на учет в качестве плательщика ЕНВД в течение квартала, размер вмененного дохода (то есть налоговой базы) нужно определять с учетом положений п. 10 ст. 346.29 НК РФ. В описанной ситуации размер вмененного дохода рассчитывается начиная с даты постановки на учет в обозначенном качестве. Причем если постановка на учет осуществляется не с первого дня календарного месяца, искомая величина за этот месяц устанавливается исходя из фактического количества дней осуществления организацией или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности по оказанию услуг по временному размещению и проживанию физических лиц.

Пример 2.

Дополним условия примера 1. Организация поставлена на учет в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД с 01.02.2016.

Налоговая база по ЕНВД за I квартал 2016 года составит 197 780 руб. (1 000 руб. х 1,798 х 0,220 х 250 кв. м х 2 мес.). Следовательно, сумма налога равна 29 667 руб. (197 780 руб. х 15%).

Пример 3.

Изменим условия примера 2. Организация поставлена на учет в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД с 09.02.2016.

Налоговая база по ЕНВД рассчитывается с учетом того, что в феврале 2016 года организация фактически занималась «вмененной» деятельностью в течение 21 календарного дня при общем количестве календарных дней в данном месяце – 29. В связи с этим налоговая база по ЕНВД за I квартал 2016 года составит 170 500 руб. (1 000 руб. х 1,798 х 0,220 х 250 кв. м / 29 кал. дн. х 21 кал. дн. + 1 000 руб. х 1,798 х 0,220 х 250 кв. м), а сумма налога – 25 575 руб. (170 500 руб. х 15%).

Помимо изложенного также следует иметь в виду, что в случае изменения в течение налогового периода (квартала) физического показателя (площади помещения для временного размещения и проживания) данное изменение нужно учитывать при исчислении суммы ЕНВД с начала того месяца, в котором это произошло (п. 9 ст. 346.29 НК РФ).

Пример 4.

Изменим условия примера 1. Площадь помещений, используемых организацией для временного размещения и проживания физических лиц, с 22.02.2016 увеличилась до 325 кв. м.

Налоговая база по ЕНВД за I квартал 2016 года с учетом изменения физического показателя составит 356 004 руб. (1 000 руб. х 1,798 х 0,220 х 250 кв. м + 1 000 руб. х 1,798 х 0,220 х 325 кв. м х 2 мес.). Соответственно, сумма налога будет равна 53 401 руб. (356 004 руб. х 15%).

* * *

Для организации (ИП), занимающейся оказанием услуг по временному размещению и проживанию, может стать выгодным (с точки зрения налогового бремени) применение системы налогообложения в виде ЕНВД. Но прежде чем принимать окончательное решение, нужно убедиться, имеется ли у нее (него) данное право с учетом общей площади помещений для временного размещения и проживания. Ведь она в каждом объекте предоставления услуг (которым может быть комплекс зданий и строений, конструктивно как обособленных, так и объединенных, не обязательно расположенных на одном земельном участке) не должна превышать 500 кв. м. При подсчете общей площади по временному размещению и проживанию не нужно учитывать площади общего пользования, доступные для всех проживающих. А вот кухни, коридоры, санузлы, расположенные непосредственно в указанном помещении, из расчета убирать не нужно. При этом для определения площадей обязательно использовать инвентаризационные и правоустанавливающие документы и не включать в расчет площади тех помещений, которые имеются фактически (например, лоджии в гостиничном номере), но не указаны в техническом паспорте здания. Также можно не принимать во внимание (с учетом вероятной поддержки судей) площади помещений, не используемых по назначению (допустим, в связи с передачей гостиничных номеров в безвозмездное пользование, проведением в них ремонта). Индивидуальные предприниматели, проживающие в том же здании, что используется в предпринимательской деятельности, этот факт тоже могут учесть при расчете общей площади помещений по временному размещению и проживанию. Представленные нюансы важны не только для установления права на применение системы налогообложения в виде ЕНВД, но и для исчисления суммы самого налога.

До 01.01.2008 – общая площадь спальных помещений.

Подпункт 12 п. 1 ст. 346.26 НК РФ. Другие обстоятельства, наличие которых не позволяет применять систему налогообложения в виде ЕНВД, перечислены в п. 2.2, 2.3 указанной статьи.

Например, в деле № А51-34580/2013 объектом предоставления услуг по временному размещению и проживанию признаны 30 стандартных домиков из сэндвич-панелей, которые предназначены для размещения и проживания физических лиц, прибывших на базу отдыха (Постановление АС ДВО от 17.09.2014 № Ф03-3656/2014).

В передаче этого дела в Президиум ВАС отказано Определением ВАС РФ от 09.06.2012 № ВАС-3967/12.

В передаче этого дела в Президиум ВАС отказано Определением ВАС РФ от 24.03.2014 № ВАС-2630/14.

Предоставление временного проживания

при предоставлении помещений для временного проживания необходимо соблюдать установленные для таких мест (гостиница, жилое помещение, общежитие и пр.) санитарные нормы. Так, например, если для временного проживания предоставляется жилое помещение в жилом доме, необходимо руководствоваться СанПиН 2.1.2.2645−10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, утв. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64. Примерный перечень нормативных актов, устанавливающих санитарные требования к помещениям, предназначенным для временного проживания, указан в обосновании.

О начале указанной в вопросе деятельности юридическое лицо в зависимости от того, обслуживается или нет территория, на которой планируется оказание услуг, Федеральным медико-биологическим агентством, должно представлять уведомление в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (если не обслуживается) или в Федеральное медико-биологическое агентство (если обслуживается).

В зависимости от конкретных нарушений юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст.ст.6.3-6.7 КоАП РФ; к уголовной ответственности по ст.236 УК РФ; гражданско-правовой ответственности по ст.15, 1064 ГК РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Постановление Правительства Р. Ф. от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»

«3. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.»

2.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645−10» (вместе с «СанПиН 2.1.2.2645−10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.)

«1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.

1.3. Требования настоящих санитарных правил не распространяются на условия проживания в зданиях и помещениях гостиниц, общежитий, специализированных домов для инвалидов, детских приютов, вахтовых поселков.»

3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.03.2011 № 23 «Об утверждении СП 2.1.2.2844−11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений» (вместе с «СП 2.1.2.2844−11. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…»)

4.Приказ Минжилкомхоза РСФСР от 04.08.1981 № 420 «Об утверждении и введении в действие «Правил технической эксплуатации гостиниц и их оборудования»

5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630−10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (вместе с «СанПиН 2.1.3.2630−10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…»)

6.Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

«Статья 8. Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора) (далее в настоящей статье — уполномоченный орган государственного контроля (надзора).

2. Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг в составе следующих видов деятельности:

1) предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания;»*

7.Постановление Правительства Р. Ф. от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» (вместе с «Правилами представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений»)

«3. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пунктах 1 — 18, 22 — 53, 56 — 64, 69, 75 — 77, 79 — 81 перечня работ и услуг, за исключением осуществления деятельности на территории, подлежащей обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством, представляет уведомление в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган).*

Приложение № 1 к Правилам представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений

I. Предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания
1. Деятельность гостиниц 55.1 <*>
2. Деятельность прочих мест для временного проживания 55.21, 55.22, 55.23.1, 55.23.2 <*>»

8.Решение Московского городского суда от 30.01.2014 № 7−309/2014

«Кроме того в ходе проверки установлено, что ООО «Бизнес Стафф Групп» в указанном выше нежилом помещении, на первом и втором этажах здания, фактически обустроило нежилое помещение под общежитие, что является нарушением ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., п. 1.4 СП 2.1.2.2844−11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений», ответственность за которые предусмотрена ст. 6.4 КоАП РФ.»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатно

Справка

Вопрос: Министерство финансов просит разъяснить порядок применения отдельных положений глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 346.25.1 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, не привлекающие в своей предпринимательской деятельности наемных работников, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента. Законом Калининградской области от 15 ноября 2006 года N 80 (в редакции Закона от 02.11.2007 года N 184) «Об упрощенной системе налогообложения на основе патента» с 1 января 2007 года установлена возможность применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента по нескольким видам предпринимательской деятельности, в том числе по такому виду, как сдача в аренду (внаем) собственного недвижимого имущества, в том числе квартир и гаражей.

Статьей 346.26 главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен такой вид предпринимательской деятельности, как оказание услуг по временному размещению и проживанию. По указанному виду предпринимательской деятельности нормативными правовыми актами муниципальных районов и городских округов Калининградской области введен единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Федеральным законом от 17.05.2007 года N 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» с 01.01. 2008 года в статью 346.27, вводятся понятия «помещение для временного размещения и проживания» и «объекты предоставления услуг по временному размещению и проживанию».

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности» деятельность «Сдача внаем собственного жилого недвижимого имущества» классифицируется по коду 70.20.1 и не включает эксплуатацию гостиниц, меблированных комнат, кемпингов, стоянок для жилых прицепов и прочих мест для приезжих или предназначенных для кратковременного проживания. Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания классифицируется по коду 55 «Деятельность гостиниц и ресторанов», по коду 55.23.5 «Деятельность прочих мест для временного проживания, не включенных в другие группировки» и не включает сдачу внаем жилых помещений для долгосрочного проживания.

Кроме того, в соответствии со статьей 674 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации при сдаче в аренду заключается договор найма жилого помещения в письменной форме.

В то же время пользование объектами гостиничного типа, как правило, осуществляется без заключения договора в письменной форме на основе публичного договора (статья 426 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации) в отношении каждого, кто обратится за соответствующей услугой.

В данной ситуации понятия «сдача в аренду (внаем) собственного жилого недвижимого имущества, в том числе квартир и гаражей» и «оказание услуг по временному размещению и проживанию» необходимо расценивать как разные виды предпринимательской деятельности.

На основании изложенного, просим разъяснить, каковы признаки (критерии), позволяющие отнести ту или иную деятельность к видам деятельности «оказание услуг по временному размещению и проживанию» либо «сдача в аренду (внаем) собственного недвижимого имущества».

Решение данного вопроса влияет на выбор системы налогообложения.

Ответ: Министерство финансов Российской Федерации на Ваше письмо от 27.11.2007 N 04-03/4165 о порядке применения индивидуальными предпринимателями системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по временному размещению и проживанию и упрощенной системы налогообложения на основе патента в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по сдаче в аренду (внаем) собственного недвижимого имущества, в том числе квартир и гаражей, сообщает следующее.

В соответствии с подп. 12 п. 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по временному размещению и проживанию и использующие в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров.

Согласно статье 346.27 Кодекса (в редакции Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации») к объектам предоставления услуг по временному размещению и проживанию относятся здания, строения, сооружения (их части), имеющие помещения для временного размещения и проживания (жилые дома, коттеджи, частные дома, постройки на приусадебных участках, здания и строения (комплексы конструктивно обособленных (объединенных) зданий и строений, расположенных на одном земельном участке), используемые под гостиницы, кемпинги, общежития и другие объекты).

Пунктом 3 статьи 346.26 Кодекса установлено, что нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются:

виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного пунктом 2 названной статьи Кодекса. При этом, при введении единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг может быть определен перечень их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога;

значения коэффициента К2, указанного в статье 346.27 Кодекса, или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности.

Других полномочий по введению единого налога на вмененный доход представительным органам муниципальных районов, городских округов, а также законодательным органам городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, не предоставлено.

В связи с этим, на уплату единого налога на вмененный доход переводятся налогоплательщики, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по временному размещению и проживанию во всех объектах предоставления услуг, указанных в статье 346.27 Кодекса и имеющих общую площадь помещений для временного размещения и проживания в каждом объекте не более 500 квадратных метров.

Перевод на уплату названного налога налогоплательщиков, оказывающих услуги по временному размещению и проживанию только в отдельных объектах оказания таких услуг из перечисленных в статье 346.27 Кодекса (например, в объектах гостиничного типа), производиться не может.

В соответствии с п. 2 статьи 346.28 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, введенного в этих муниципальных районах, городских округах, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

В связи с этим, в случае принятия нормативных правовых актов представительными органами муниципальных районов и городских округов, законов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, по которым законами субъектов Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей установлена упрощенная система налогообложения на основе патента в соответствии со статьей 346.25.1 Кодекса, по этим видам деятельности индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать единый налог на вмененный доход.

На основании п. 1 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации передача жилого помещения для проживания осуществляется по договору найма.

Поэтому индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по предоставлению в аренду (внаем) собственного недвижимого имущества, в том числе квартир, предусмотренную подп. 56 п. 2 статьи 346.25.1 Кодекса, на территории муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, представительные (законодательные) органы которых приняли нормативные акты о применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по временному размещению и проживанию, обязаны уплачивать единый налог на вмененный доход в соответствии с подп. 12 п. 2 статьи 346.26 Кодекса.

С.Д. Шаталов

Письмо Минфина РФ от 21 декабря 2007 г. N 03-11-03/15

Текст письма официально опубликован не был

Общие требования к ЕНВД в гостиничном бизнесе

ЕНВД — один из специальных налоговых режимов, применяемых в РФ. Ранее законодатели хотели его отменить. Но Федеральный закон от 02.06.2016 № 178-ФЗ продлил срок «жизни» этого спецрежима еще на 5 лет (до 1 января 2021 года).

И сейчас в сфере гостиничного бизнеса он остается, пожалуй, одним из самых популярных, в случае, если речь идет о малом предпринимательстве. Стоит обратить внимание на то, что «вмененка» применяется далеко не в каждом субъекте РФ. Решение о применении данного налогового спецрежима для предпринимателей принимается на местах органами местного самоуправления. Они же издают соответствующий нормативный правовой документ. О том, применяется или нет на территории вашей деятельности ЕНВД, можно узнать в территориальном отделении ФНС РФ. И если ваше предприятие (в нашем случае, мини-гостиница) прописано в перечне видов деятельности, указанных в принятом местными самоуправлением правовом акте, то вы вправе выбрать «вмененку» в качестве системы налогообложения своего бизнеса.

Здесь, конечно, существуют свои ограничения. Так, в пункте 2 статьи 346.26 Налогового Кодекса РФ обозначены виды деятельности, на которые распространяется возможность применения ЕНВД. Среди прочих, в подпункте 12 обозначенной статьи НК РФ присутствует и гостиничный бизнес.

Важно отметить, что «вмененка» возможна только в том случае, если общая площадь для временного размещения и проживания постояльцев не превышает 500 квадратных метров.

В эту площадь согласно абзацу 39 статьи 346.27 НК РФ не входят помещения общего пользования (коридоры, бары, рестораны, сауны, душевые и другие), а также административно-хозяйственные помещения.

Помимо общей площади для временного размещения гостей, рассчитывая ЕНВД, важно обратить внимание и на такие показатели, как:

  • Базовая доходность. Она согласно положениям пункта 3 статьи 346.29 НК РФ должна составлять не более 1000 рублей в месяц на 1 квадратный метр общей площади помещений для временного размещения и проживания.
  • Коэффициент-дефлятор К1, согласно положениям пункта 4 статьи 346.29 НК РФ.
  • Корректирующий коэффициент К2, согласно положениям того же пункта НК РФ.

Кстати, если вы также предполагаете разместить в своей мини-гостинице точку общепита (будь то столовая, кафе или целый ресторан), то она также будет подпадать под требования пункта 2 статьи 346.26 Налогового Кодекса РФ. Согласно подпункту 8 этой статьи НК РФ объект общепита будет являться отдельным видом деятельности, на который распространяется возможность применения ЕНВД. В данном случае тоже есть ограничение — применять «вмененку» можно, если площадь зала для обслуживания гостей составляет не более 150 квадратных метров.

Кстати, обратите внимание на существенную деталь: если вы решите реализовывать через объект общепита при гостинице продукцию собственного производства и являетесь на основании этого плательщиком единого сельхозналога, права на применение ЕНВД вы лишаетесь. Такие ограничения прописаны в пункте 2.1 статьи 346.26 НК РФ.

ЕНВД в гостиничном бизнесе: плюсы и минусы

Преимущества:

  • Среди преимуществ ЕНВД для гостиниц малой категории стоит в первую очередь сказать, конечно, о простоте представления отчетной документации, а значит, можно значительно сократить затраты на фонд оплаты труда, высвобождая ненужные ставки.
  • Также отпадает потребность в уплате налога на прибыль, налога на имущество и налога на добавочную стоимость.
  • Вы всегда вправе начать применять «вмененку» и также в любое время можете отказаться от нее, если по ряду причин она вам не подходит.
  • ЕНВД совместим с иными формами системы налогообложения.
  • Данная система — идеальное решение для ИП, поскольку значительно экономятся денежные средства, требуемые в иных вариантах на налоговое бремя, вызванное вычитанием страховых взносов.
  • Среди плюсов ЕНВД следует отменить и фиксированную сумму налога, так, вы всегда имеете возможность скоординировать свои текущие и планируемые расходы.

Правда, последний плюс в равной степени станет минусом в «мертвый сезон», в периоды спада туристической активности «вмененку» даже при отсутствии выручки придется платить в том же размере.

Раз уж начали говорить о минусах ЕНВД, продолжим их рассматривать.

Недостатки:

  • Применяя «вмененку», налогоплательщик не освобождается от иных видов платежей и налогов. Так, в стандартном формате придется вносить платежи в ФСС, уплачивать налоги на доходы физических лиц, земельный налог и многие другие, предопределенные гостиничным видом деятельности.
  • Кроме того, важно будет следить за сохранением определенных законодательством рамок: не превышать требуемых площадей, а также сохранять определенное количество работников в штате (до 100 человек). В противном случае Налоговая в обязательном порядке заставит вас перейти на общий налоговый режим.
  • Нельзя не отметить и еще один не очевидный, но неприятный момент: коэффициенты-дефляторы, применяемые при расчете ЕНВД, устанавливаются на государственном уровне, где, как известно, «любят» повышать бремя предпринимательской деятельности. На 2017 коэффициент-дефлятор установлен в размере 1,798.