Запрос в минфин

Все знают, что если в какой-либо спорной ситуации с расчетом налога налогоплательщик следует разъяснениям Минфина, то в случае претензий налоговиков ему не страшны пени и штраф .

Вы спросите, неужели это так просто — обратиться в Минфин и получить оттуда «личный» ответ. Мы раскроем вам секрет — просто, если знать некоторые правила. Мы расскажем, как сделать свой запрос таким, чтобы он был принят госорганом к рассмотрению и на него был дан ответ по существу. Причем с большой вероятностью — ответ именно в вашу пользу.

Когда нужно обращаться за разъяснением

Желательно вступать в переписку с Минфином только тогда, когда:

  • вы сами скрупулезно разобрали проблему, сделали для себя выводы, но не уверены, что налоговики при проверке будут читать нормы законодательства так же, как и вы;
  • отсутствуют решения ВАС РФ по данному вопросу;
  • цена вопроса для вашей компании высока;
  • у вас есть время — ведь ждать ответ придется 2 — 3 месяца.
    Например, вы получили ответ Минфина в вашу пользу уже после того, как отразили в декларации свою спорную ситуацию. Тогда налоговики впоследствии смогут заявить, что при отражении в отчетности спорного вопроса вы не руководствовались разъяснениями Минфина. Ведь их на тот момент просто не было.
    Или, предположим, спор с инспекцией возник у вас в ходе налоговой проверки. Безусловно, вы можете направить запрос в Минфин. Но вы должны понимать, что приостановления проверки в такой ситуации не произойдет .
    И даже если впоследствии вы получите от Минфина ответ, подтверждающий вашу позицию, решение налогового органа по проверке придется оспаривать уже, скорее всего, в суде ;
  • нет писем Минфина, в которых даны разъяснения в вашу пользу. А вот если вы знаете, что Минфин уже выпускал невыгодные письма по аналогичному вопросу, это не должно вас останавливать. Ведь разъяснения Минфина не являются нормативными актами, обязательными для применения всеми налогоплательщиками. Не исключено, что организация, посылавшая запрос до вас, не проработала его, из-за чего и получила формальную отписку. Поэтому вы можете попробовать получить свой ответ.

Как составить запрос

Специальных правил составления обращений в Минфин нет. Но некоторые оформительские и содержательные традиции запросов в госорганы уже сложились. Кроме того, можете воспользоваться правилами, установленными для написания запросов в налоговые органы .

Итак, составьте запрос в произвольной форме. Основные его реквизиты и их расположение можно посмотреть в ГОСТ Р 6.30-2003. Например, запрос может выглядеть так.

В Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики Министерства финансов РФ

* В качестве адресата укажите в шапке запроса только
Минфин, даже если такой же запрос вы подаете еще
в какую-либо инстанцию (например, в ФНС).
Тогда обращение не будет расценено как дубликат
и оставлено без ответа .
Свои данные – полное наименование фирмы, ИНН,
почтовый адрес – в шапке можно не указывать,
если вы составите запрос на бланке компании,
в котором все эти сведения есть.

* Направляйте запрос в структурное подразделение
Минфина, которое разъясняет применение именно
налогового законодательства

30.09.2013
г. Краснодар

Просим дать письменный ответ по вопросу применения законодательства о налогах и сборах в отношении расходов на благоустройство территории.

* Задавайте вопрос, рассмотрение которого входит в компетенцию Минфина – «Рассмотрение вопросов применения законодательства РФ о налогах и сборах» . А вот, допустим, за разъяснением гражданского законодательства, за проведением экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций в Минфин обращаться бесполезно.

Наша организация строит на арендованном участке земли торгово-офисный комплекс (ТОК), который планирует сдавать в аренду (местонахождение — г. Краснодар). В договоре аренды земельного участка и в предварительных договорах с потенциальными арендаторами помещений в ТОК предусмотрено благоустройство прилегающей к ТОК территории. Оно включает в себя:

— озеленение территории (приобретение и посадка деревьев и кустарников), установку автоматической системы полива;

— асфальтирование прилегающей территории, устройство ограждений, систем освещения территории;

— асфальтирование и разметку территории для парковки, предназначенной для гостей торгового центра.

Облагораживание территории будет продолжаться 3 месяца после ввода здания в эксплуатацию.

До начала строительства к этой территории не было подъездных путей.

* Подробно и ясно описывайте свою ситуацию. Тогда впоследствии налоговые органы не смогут отказать в применении полученных вами от Минфина разъяснений, сославшись на то, что они основаны на неполной или недостоверной информации .

В Налоговом кодексе в отношении объектов внешнего благоустройства сказано лишь, что они не амортизируются (ст. 256 НК РФ). Прямого запрета на учет в расходах затрат на облагораживание территории нет.

Перечисленные выше расходы на асфальтирование прилегающей к ТОК территории связаны с коммерческой деятельностью нашей организации и являются экономически обоснованными, так как они позволят обеспечить доступ клиентов к торговым и офисным помещениям.

Отметим, что имеются судебные решения, подтверждающие обоснованность таких расходов и разрешающие учитывать их при расчете налоговой базы по налогу на прибыль .

Кроме того, в п. 8.1 Правил благоустройства территории, утвержденных Решением городской Думы г. Краснодара от 22.08.2013 N 52 п. 6, установлено, что организация обязана выполнить нормы по озеленению территории вокруг построенных объектов деловой инфраструктуры. То есть озеленение производится в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.

* Приводите свою систему аргументов, подкрепляя их ссылками на нормативные акты, в том числе на региональные и местные, и на судебную практику, если таковая имеется. Помните, что оперировать вы должны нормами законодательства, действовавшими на момент совершения вашей спорной операции. Без вашей аргументации и анализа норм законодательства Минфин может дать вам формальную отписку о том, что он не занимается «оценкой конкретных хозяйственных ситуаций»

Правильно ли мы понимаем, что мы можем учесть в целях исчисления налога на прибыль затраты на благоустройство территории, которые возникли:

— в период строительства;

— после окончания строительства и ввода торгового комплекса в эксплуатацию?

* Наличие такого «закрытого» вопроса делает очень вероятным ответ Минфина: «Да, вы все понимаете верно»/»Да, вы правы».

Приложения на 16 листах:

— копии Постановлений ФАС МО от 05.12.2012 N А40-47856/10-107-250; ФАС УО от 16.07.2012 N Ф09-5675/12;

— копия Решения городской Думы г. Краснодара от 22.08.2013 N 52 п. 6.

* Приложите копии документов, подтверждающих исходные сведения, на основании которых вы формулировали запрос, и документов, подтверждающих ваши аргументы. Основные мысли в них лучше выделить цветным маркером, чтобы сотруднику Минфина, анализирующему ваш запрос, было проще их увидеть.

Генеральный директор ООО «Уникум» _____________________ Любопытный И.М.

* Должна стоять подпись полномочного лица — руководителя или сотрудника, уполномоченного доверенностью на взаимодействие с госорганами. В последнем случае приложите к запросу копию доверенности

М.П.

Печать ООО «Уникум»

* Печать лучше поставить, даже если вы составите запрос на бланке компании

Если по вашей ситуации есть противоречащие друг другу разъяснения Минфина, в запросе лучше на них сослаться, чтобы лишний раз показать, что нормы законодательства можно читать по-разному. И следовательно, толковаться они должны в пользу налогоплательщика .

Наверняка вы помните спорную ситуацию с порядком восстановления амортизационной премии при продаже основного средства до истечения 5-летнего срока с момента ввода его в эксплуатацию . В течение года ведомство несколько раз меняло свою позицию: надо учитывать премию при определении остаточной стоимости ОС или нет. И если бы законодатель не решил этот спорный вопрос , вы могли бы направить в Минфин такой запрос.

Наша организация продает основное средство через 3 года с момента ввода его в эксплуатацию. По этому основному средству была применена амортизационная премия, сумма которой теперь восстанавливается.

Ранее были выпущены следующие Письма Минфина России:

  • от 28.05.2012 N 03-03-06/2/68. В нем говорится, что при продаже ОС до истечения 5 лет с момента его ввода в эксплуатацию надо:
    — остаточную стоимость объекта определить как разницу между первоначальной стоимостью, равной сумме затрат на его приобретение, и суммой начисленной амортизации;
    — сумму амортизационной премии учесть во внереализационных доходах.
    Такие разъяснения, на наш взгляд, соответствуют Налоговому кодексу РФ. Ведь согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при продаже амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доход на его остаточную стоимость, которая должна определяться как разница между его первоначальной стоимостью и суммой амортизации. А вот корректировка первоначальной стоимости на величину амортизационной премии при реализации налоговым законодательством не предусмотрена;
  • от 10.08.2012 N 03-03-06/1/404. В этом Письме говорится, что при «досрочной» продаже ОС из его первоначальной стоимости надо вычитать и амортизационную премию, и начисленную амортизацию. Таким образом, амортизационная премия:
    — восстанавливается в доходах;
    — увеличивает прибыль от продажи ОС.

Правильно ли мы понимаем, что имеется неясность законодательства, которая должна толковаться в пользу налогоплательщика? То есть нужно руководствоваться разъяснениями, содержащимися в Письме от 28.05.2012 N 03-03-06/2/68 (определять остаточную стоимость ОС при его досрочной продаже как разницу между первоначальной стоимостью ОС и начисленной за период эксплуатации амортизацией).

Внимание! При наличии противоречащих друг другу разъяснений Минфина и ФНС по одному и тому же вопросу пользоваться надо письмами Минфина. Поскольку именно ему предоставлены полномочия давать письменные разъяснения налогоплательщикам .

Куда направить запрос

Запрос надо направить по почте на адрес Минфина России: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9.

Совет: Чтобы знать, с какого дня отсчитывать время на подготовку Минфином для вас ответа, отправляйте заказное письмо с уведомлением.

Копии документов-приложений перечислите в описи вложения, один экземпляр которой с отметкой работника почты сохраните.

Помните еще вот о каких моментах.

(!) Законодательство предусматривает ответственность должностных лиц госорганов за нарушение сроков подготовки ответа на запросы налогоплательщиков. Максимальный срок на ответ — 3 месяца со дня получения министерством вашего письма. Если этот срок подходит к концу, а ответа все нет, выясните, кто занимается вашим запросом. Узнайте у него, в какой срок будет готов ответ. И если это вас не устраивает, обжалуйте в суде его бездействие.

(+) Вы сами решаете, пользоваться вам полученными разъяснениями Минфина или нет, — нормативным правовым актом его письмо не является. Если разъяснение дано не в вашу пользу, просто не применяйте его и, конечно же, не показывайте налоговикам в случае проверки.

(!) Не стоит отправлять в Минфин запрос, если вы сами тщательно не проанализировали нормативную базу и не проработали в деталях формулировку вопроса. Наспех написанный запрос может аукнуться неприятными последствиями не только для вашей компании, но и для других налогоплательщиков. Любой вопрос, по которому вышел пробюджетный ответ, налоговики могут рассматривать как повод для очередной придирки, которой могло бы и не быть без «лишнего» любопытства.

(!) Получив положительный ответ Минфина на ваш запрос, убедитесь, что под ним стоит подпись сотрудника, уполномоченного подписывать разъяснения ведомства. Иначе ответ не спасет вас от пени и штрафа.

Внимание! В Минфине лицами, уполномоченными давать разъяснения, являются:

  • министр финансов РФ (А.Г. Силуанов);
  • заместитель министра финансов РФ (С.Д. Шаталов);
  • директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики (И.В. Трунин);
  • заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики (Р.А. Саакян, Н.А. Комова, А.С. Кизимов, А.В. Сазанов).

Пункт 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ

Пункт 9 ст. 89 НК РФ

Статья 138 НК РФ

Регламент по информированию, утв. Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (далее — Регламент).

Подпункт 8 п. 30 Регламента

Пункт 1 ст. 34.2 НК РФ

Пункт 8 ст. 76 НК РФ

Постановления ФАС МО от 05.12.2012 N А40-47856/10-107-250; ФАС УО от 16.07.2012 N Ф09-5675/12

Подпункты 2, 4 п. 27 Регламента; Письмо Минфина России от 20.09.2013 N 03-02-08/38952

Пункт 7 ст. 3 НК РФ

Пункт 9 ст. 258 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2013)

Пункт 10 ст. 1 Закона от 29.11.2012 N 206-ФЗ

Как обратиться в контролирующие органы за разъяснениями

На определенном этапе работы в каждой компании у руководителя возникает необходимость принять определенное решение и для этого нужно оценить риски с точки зрения налогового законодательства. Проблема возникает, когда на нужный вопрос либо нет ответа, либо нормы закона можно трактовать по-разному. Наиболее верным выходом будет обратиться в контролирующие органы (Министерство финансов, налоговую инспекцию). На практике большинство компаний либо вообще не знают, что можно обратиться за разъяснениями, либо считают это достаточно сложной процедурой и не пользуются данной возможностью.

На самом деле, здесь все просто. Расскажем об этом подробнее.

Обращение в налоговые органы.

Обратиться в налоговую инспекцию можно:

  • устно (по телефону или лично). Так обычно задают вопросы организационного характера (например, о графике работы того или иного отдела);

  • по электронной почте;

  • по телекоммуникационным каналам связи. При подготовке и отправке электронных обращений следует руководствоваться Методическими рекомендациями ФНС России;

  • письменно: запрос можно направить по почте или передать его лично в отдел работы с налогоплательщиками.

Нужно отметить, что образцы составления запросов, писем или заявлений, а также информация о том, как их следует оформить и по какому адресу направить, обычно размещаются в каждой налоговой инспекции на информационных и тематических стендах, то есть, так называемая, информация для налогоплательщиков.

Письмо, направленное в инспекцию, должно быть подписано законным представителем или уполномоченным представителем организации. Уполномоченный представитель может подписать запрос в налоговую инспекцию, только приложив к письму копию доверенности на право подписи .

Анонимные запросы, а также запросы, подписанные уполномоченными представителями без приложения копий доверенностей, инспекции не рассматривают.

Ответить на запрос налоговый орган должен не позднее 30 календарных дней со дня его регистрации. Срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен до 60 календарных дней. Но об этом ведомство должно проинформировать организацию и указать причины продления.

Чтобы получить оперативную информацию, позвоните по телефону справочной службы налоговой инспекции. Номер телефона можно узнать на информационном стенде самой инспекции или на ее сайте.

Важно. Все запросы организаций в налоговый орган должны быть связаны с текущей деятельностью. На вопросы, которые не имеют отношения к вашему бизнесу или требуют оценки последствий, инспекция вправе не отвечать.

С 2017 года за разъяснениями по уплате взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование плательщикам тоже следует обращаться в налоговые инспекции.

Обращение в Министерство финансов (Минфин России).

Обратиться в Министерство финансов (региональные и местные финансовые ведомства) можно только письменно.

Порядок составления письменного обращения законодательно не урегулирован. Запрос можно направить в произвольной форме. Обязательное условие, которое Минфин России предъявляет к письменному запросу – это наличие сведений об организации (ИНН, КПП, адрес). При этом без доверенности запрос может подписать только руководитель организации. Все остальные должны прилагать к запросу доверенность, подтверждающую их полномочия.

Адрес Минфина России: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9.

Адреса региональных или местных финансовых органов можно узнать в СМИ или на их официальных сайтах.

Ответить на письменный запрос Минфин России и территориальные финансовые органы должны в течение двух месяцев со дня регистрации запроса. По решению руководителя финансового органа этот срок может быть продлен еще на один месяц.

С 2017 года за разъяснениями по уплате взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование плательщики также вправе обращаться в Минфин России.

Важно. Кода будете составлять запрос в Министерство финансов, не описывайте конкретную хозяйственную операцию (не приводите условия хозяйственных договоров и так далее), она не будет рассмотрена!!! К тому же вероятно, что министерство отпишется общими фразами.

Пример, как не нужно составлять запрос:

«Представительство иностранной организации (строительная площадка) осуществляет строительство объекта. По условиям контракта, после передачи объекта строительства заказчику, подрядчик в течение определенного периода (гарантийного срока) устраняет выявленные при эксплуатации объекта недочеты. Заказчиком, на основании договора, производится гарантийное удержание части суммы договора, которая возвращается после окончания гарантийного срока. Имеет ли право представительство иностранной компании (строительная площадка) на дату реализации строительных работ (передачи объекта строительства) создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию на основании ст. 267 НК РФ в размере суммы гарантийного удержания? Вправе ли представительство понесенные затраты на гарантийный ремонт списывать за счет начисленного резерва?»

Первый абзац в письменном ответе (письме) ведомства на этот запрос: «Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.»

Говоря проще, составляйте запрос нейтрально, при этом вопрос в обращении нужно поставить как можно более четко и по возможности кратко.

Например, вот так: «Вопрос: об учете доходов и расходов в целях налога на прибыль; об НДФЛ с вознаграждения физлица, выполняющего обязанности по трудовому или гражданско-правовому договору за пределами РФ.»

Или так. «Вопрос: Организация получает денежные средства от акционера, владеющего менее чем 50% акций организации, в целях увеличения ее чистых активов. Правомерно ли организация не включает вышеназванные суммы в состав доходов при расчете налога на прибыль на основании пп. 3, 4 п. 1 ст. 251 НК РФ? Имеются ли какие-либо ограничения на использование вышеназванных средств и их включение в расходы для целей налога на прибыль?»

В чем же заключается выгода от получения ответа на свой запрос по конкретной ситуации.

Организация освобождается от ответственности (штрафы, пени) если при оформлении операции руководствовалась разъяснениями контролирующих ведомств (Минфин, ФНС, налоговая инспекция).

приказ ФНС России от 13.06.2013 г. № ММВ-7-6/196

рекомендуемые образцы оформления письменных запросов приведены в приложениях 6, 7, 8 и 9 к Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 02.07.2012 г. № 99н.

пункт 3 статья 26, пункт 3 статья 29 Налогового кодекса РФ

пункт 4.3.2 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 09.09.2005 г. №САЭ-3-01/444

пункты 4.3.1 и 4.3.3 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 09.09.2005 г.№ САЭ-3-01/444

письмо ФНС России от 04.052016 г. № ОА-4-17/7931

пункты 1, 2 статья 34.2 и подпункт 2 пункт 1 статья 21 Налогового кодекса РФ

письмо Минфина России от 19.12.2007 г. № 03-03-07/24

пункт 3 статья 34.2 Налогового кодекса РФ

пункт 1 статья 34.2 Налогового кодекса РФ