Журнал учета отходов

Журнал учета движения отходов: образец заполнения, нюансы

Образование большого количества отходов — как правило, твердых бытовых — неизбежный побочный итог практически любоей человеческой деятельности. Поскольку образуемые отходы могут оказывать серьезный негативный эффект на окружающую среду, руководству практически любой компании необходимо принимать меры по минимизации этого влияния.

Одним из обязательных документов, учитывающим количество образуемых отходов и позволяющим отследить дальнейший путь их вывоза и утилизации, является журнал учета движения отходов. Этот документ, в соответствии с Приказом Минприроды России № 721 от 01.09.2011 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами», обязаны вести все юридические лица или индивидуальные предприниматели, чья хозяйственная деятельность связана с образованием отходов I-V классов опасности — иными словами, все без исключения организации.

Кроме этого обязанность вести журнал учета движения отходов прописывается в следующих нормативных актах:

  • Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Сведения, содержащиеся в журнале

Журнал учета движения отходов учитывает все отходы, что были образованы, обезврежены, утилизированы, размещены или переданы другим лицам или получены от других лиц. Конкретно в журнал заносятся сведения:

  • О количестве и наименовании образованных отходов;
  • О работах, проводимых с отходами (включая сроки начала и окончания этих работ);
  • О местах утилизации отходов;
  • Наименования предприятий, которым были переданы отходы на хранение и переработку.

Заполняется журнал регулярно, по мере образования отходов. Отчетным периодом по заполнению журнала считается квартал — как правило, обобщение данных происходит в первых числах января, апреля, июля и октября. Оформление журнала вменяется приказом по организации в обязанность сотруднику, прошедшему специальное обучение по обращению с отходами I-IV классов опасности и имеющему соответствующее удостоверение.

Образец заполнения журнала представлен ниже:

Журнал учета движения отходов также очень важен при составлении других документов в области экологии производства, в частности:

  • при разработке проекта нормативов образования отходов (ПНООЛР);
  • при заполнении и сдаче экологических отчетов предприятия за год;
  • при проведении квартальных и годовых инвентаризаций отходов;
  • при расчетах годовых экологических платежей;
  • при передаче данных об отходах в госучреждения, занимающиеся статистикой образования и размещения отходов.

Поскольку ведение журнала учета движения отходов требует специализированных знаний, которые не всегда доступны в среднестатистической организации, свою помощь в этой области предлагают экологи группы компаний Attek. Наши специалисты ответят на любой вопрос, связанный с заполнением журнала отходов, экологической отчетностью, разработкой лимитов на отходы и прочими важными для промышленного предприятия областями.

Журналы учёта отходов в медицинском учреждении

Если организация вырабатывает небезопасный мусор, она обязана вести его учёт. Для этого существует журнал учёта движения отходов. Медицинские отходы могут представлять опасность заражения населения и окружающей среды. Обязательные и особые требования по учёту и контролю за их движением предусмотрены СанПином. Если обычная организация ведёт всего один документ по учёту, то медицинское учреждение заполняет три различных журнала, а также обязано иметь документы для подтверждения вывоза мусора. Рассмотрим на примерах, как заполнить каждый журнал учёта отходов — образец можно скачать в конце статьи.

В процессе работы лечебного учреждения образуются отходы: бинты, инструменты, шпатели, шприцы, лабораторные вещества, простроченные лекарства и так далее. Ни одна больница или поликлиника не обходится без обязательного учёта такого использованного материала, поскольку подвергается санитарно-эпидемиологическому контролю. Фиксировать движение отработанных инструментов и веществ нужно согласно требованиям СанПина 2.1.7.2790-10, утверждённым постановлением N 163 от 09.12.2010.

Распределение по классам опасного воздействия

Медицинские отходы могут представлять эпидемиологическую, токсикологическую и радиационную опасность. В соответствии с видом вредоносного воздействия они делятся на классы:

  • А — безопасные материалы, схожие по составу с обычным бытовым мусором, которые не могут вызвать эпидемию.
  • Б — опасные материалы, способные спровоцировать эпидемию, так как были в контакте с кровью или другими биологическими жидкостями пациентов.
  • В — чрезвычайно эпидемиологически опасные материалы (контакт с биологическими жидкостями больных инфекционных отделений).
  • Г- токсикологически опасные материалы и отходы с включением ртути.
  • Д — радиоактивные материалы.

Материалы класса А допустимо утилизировать с помощью мусоропровода и пневмотранспорта. Вещества класса Г утилизируют согласно гигиеническим требованиям к обработке токсичных промышленных отходов. Материалы класса Д уничтожаются в особом порядке, согласно требованиям законодательства к обращению с радиоактивными веществами.

Более распространёнными и значимыми при обработке и учёте в медучреждении являются использованные вещества классов Б и В — их собирают в специальные маркированные контейнеры или пакеты, хранят отдельно от других видов и обеззараживают перед утилизацией. Технологический журнал учёта медицинских отходов класса б имеет три разработанные формы.

Виды документов для учёта отходов в лечебном учреждении

Формы журналов приведены в Приложениях к правилам СанПиН 2.1.7.2790-10, однако они не были официально зарегистрированы в Минюсте, поэтому являются справочными.

Правила предусматривают 4 вида документов, которые оформляются медучреждениями при обращении с использованными материалами классов Б и В:

  1. журнал, заполняемый подразделением мед. организации при передаче веществ на обеззараживание или временное хранение;
  2. журнал, который заполняет медицинская организация при вывозе мусора;
  3. документы, подтверждающие вывоз и обезвреживание опасных материалов;
  4. журнал, который заполняет участок в медучреждении, выполняющий обработку и обеззараживание материалов и веществ.

Журнал учета отходов класса Б, образец заполнения которого приведён ниже, по форме заполнения соответствует рекомендованным нормам СанПиНа. Приведём примеры заполнения всех трёх журналов, которые должны быть в порядке у лечебного учреждения при санитарно-эпидемиологической проверке. При этом важно помнить: проверяющие вправе требовать у организации технологические документы, указанные пункте 8.2 СанПиН 2.1.7.2790-10. Однако применять санкции, если бумаги оформлены не так, как указано в этих правилах, органы проверки не имеют права. Так как формы официально не зарегистрированы, вести учёт можно и произвольно.

Кому нужно и кто требует вести журнал

Журналом учета образования и движения отходов является документ, в котором учитываются объем образующегося мусора и дальнейшие действия, связанные с его вывозом и утилизацией. Ведение журнала обязательно для всех организаций, зарегистрированных в качестве юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей, в процессе функционирования которых образуются отходы любого из пяти классов опасности.

Обязательное требование вести журнал учета отходов, согласно установленным законодательно положениям было выдвинуто Министерством природных ресурсов и экологии РФ. Процедура учета образования отходов прописана в Приказе Минприроды №721 от 1 сентября 2011 г. Помимо прочего, обязательства по ведению журнала отходов закреплены в Федеральных законах: №7-ФЗ (от 10 января 2002 г.) и №89-ФЗ (от 24 июня 1998 г.).

Таким образом, на вопросы «кому нужно и кто требует вести журнал?» ответы следующие: заниматься составлением и ведением данного документа должны все организации и ИП, являющиеся источником отходов, а требуют этого государственные органы власти в соответствии с российскими законами.

Правила ведения и образец заполнения

Правила

Правила ведения журнала движения отходов подробно прописаны в вышеуказанном Приказе Минприроды. Рассмотрим лишь некоторые нюансы.

Обратите внимание! Разные филиалы и подразделения одного предприятия обязаны вести отдельные (собственные) журналы.

После занесения всех видов мусора (1-5 классов) и указания их кодов по ФККО производится заполнение граф таблицы суммами отходов, которые были образованы на предприятии, использованы, переданы и т.д. Как уже упоминалось, в документ необходимо включить также наименования организаций, которые будут заниматься переработкой и/или безвозвратной утилизацией переданного утильсырья.

В связи с этим у предприятия — источника отходов, должны быть заключены договоры с лицензированными компаниями — утилизаторами мусора.

На листах журнала необходимо наличие подписей сотрудника, осуществляющего ведение данного документа, и печатей руководящих организацией лиц. Номера журнальных страниц проставляются справа в верхнем углу листа (тип нумерации – сквозной в продолжение одного отчетного квартала). Ежемесячно нужно производить сшивание всех листов, составленных в предыдущем месяце, с «титульником».

Важная информация! Количественные показатели мусора, вносимые в таблицы журнала, необходимо округлять до тысячных в случае опасных (1-3 классов) отходов и до десятых для малоопасного и практически неопасного утильсырья.

По окончании квартального периода (1.01, 1.04, 1.07, 1.10) нужно осуществлять обобщение занесенных в журнал сведений. Кроме того, ежегодно обобщается информация об образовании отходов за год.

Внесение данных в журнал учета производится после фактического измерения количества мусора или на основе документации, подтверждающей проводимые в организации действия с утильсырьем.

Оформлением журнала на предприятии занимается сотрудник, прошедший курс обучения работе с опасным мусором 1-4 классов и получивший сертификат соответствующего вида.

Образец заполнения

Ведение журнала не представляет каких-либо особых трудностей. В связи с этим в качестве образца заполнения можно привести следующую простую цепочку действий:

  1. В процессе всех операций (сбор, вывоз, утилизация и пр.), осуществляемых с мусором на предприятии, в документ вносятся даты совершенных манипуляций.
  2. Далее графы заполняются данными об измеренном количестве утильсырья (может осуществляться расчет массы отходов на основе полученного при вывозе объема (м3) мусора).
  3. Следующими заполняются графы о действиях, примененных непосредственно к отходам.
  4. В последнюю очередь вносятся сведения о передаче мусора.

При заполнении таблицы используются данные технологических и бухгалтерских документов, договоры, подписанные с организациями, осуществляющими вывоз отходов, а также акты приема-передачи.

Бланки журналов учета можно найти в приложениях к Приказу №721 (открытый доступ). Образец заполнения также можно посмотреть, воспользовавшись Интернетом.